На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 1

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГЛИНСКОЙ ПУСТЫНИ

Сам Господь призывает к делам милосердия: «...будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36). Без милосердия, благотворительности невозможно наследовать Царство Небесное, поскольку вера без дел мертва (Иак. 2, 20). Эта человеколюбивая, любвеобильная деятельность важна и необходима не только для страждущих, нуждающихся в помощи, но и для самих благотворителей, поскольку привлекает на них любовь и благоволение Божие.

Настоятели Глинской пустыни на всем протяжении ее существования занимались благотворительностью. Когда наша Родина находилась в опасности, братия этой обители, впрочем, как и все православное монашество, усиливала свои горячие молитвы к Богу, оказывала материальную поддержку воинам фронта, семьям погибших, организовывала лазареты, санатории для раненых, утешала скорбящих своими проповедями, а многие из братии, руководствуясь глубоким чувством патриотизма и голосом христианской совести, добровольно шли на фронт.

В дни мирной жизни, когда народ голодал вследствие неурожаев, когда случались стихийные бедствия или эпидемии, православные монастыри, в том числе и братия Глинской пустыни, всегда оказывали народу материальную и духовную поддержку.
Благотворительная деятельность была столь непреложным законом для монастыря, что в ней даже было записано в Уставе. В соответствии с этим Уставом все приезжавшие в обитель на богомолье получали бесплатно питание, жилье, а также пользовались бесплатным медицинским обслуживанием.
Благодатная помощь оказывалась людям и через чудотворную икону Рождества Богородицы. Например, жителям города Глухова Черниговской губернии во время холерной эпидемии в 1648 году, во время пожаров в этом же городе, в избавлении от саранчи и червя на полях в 1856 и 1857 годах в с. Шалыгино Путивльского уезда Курской губернии, а в 1869 году здесь же от падежа скота. Были и многочисленные исцеления тяжело больных, о которых повествуется в книге «Чудотворная икона Рождества Пресвятыя Богородицы Пустынно-Глинская».

В конце XIX века Глинская обитель щедро расходовала огромные средства на содержание нескольких гостиниц, богаделен, странноприимниц (в самой обители, в деревне Заруцкой, на подворье при Сеймских мельницах). Сюда прибывали странствующие подвижники, паломники из дальних краев нашей страны и гости из-за рубежа. В странноприимном доме подолгу жили и бедные, почти нищенствующие люди из окрестных сел, деревень и городов. Причем с каждым годом число богомольцев в обители возрастало. Если в 1882 году в странноприимницах обители проживало до 20 000 человек, то через десять лет, в 1892-1894 годах, в них ежегодно проживало до 45 000 человек. И каждый из них кроме ночлега пользовался трехдневной монастырской бесплатной трапезой.
В начале XX века приток паломников достигал свыше 50 000 человек в год. Только хлеба при большом стечении народа ежедневно расходовалось на братию и богомольцев 80-100 пудов. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что Глинская пустынь в этот период не получала от казны никаких средств, и приходилось содержать братию и богомольцев лишь на средства от трудов иноков, послушников и усердные приношения благотворителей.

В 1903 году благосостояние монастыря значительно пошатнулось в связи с тем, что Сеймские мельницы, доставлявшие ранее большой доход, начали приходить в упадок. Другой значительный ущерб был причинен обители пожаром 7 февраля 1911 года, когда в монастырской ограде сгорел двухэтажный дом - гостиница для высокопоставленных лиц, посещавших монастырь. Но эти причины не снизили усердия братии к гостеприимству.
В 1916 году в Глинской пустыни побывало 60 000 человек богомольцев, на содержание которых было израсходовано более 6000 пудов печеного хлеба, не считая крупы, рыбы, масла, овощей и прочего. Кроме того, обитель щедро оказывала помощь вдовам, сиротам, погорельцам дровами, лесом, мукой.

Традиция оказания паломникам искренней милости сохранялась в обители всегда ревностно. И когда, незадолго до закрытия монастыря, в обитель приехал Преосвященный Иоасаф, управлявший Сумской епархией в 1958-1959 гг., и дал распоряжение не кормить из монастырской кухни паломников, то против этого выступил старец Андроник (Лукаш), который, заботясь о сохранении монастырского Устава, со всей прямолинейностью сказал от лица всех иноков, что мы не можем отказать в трапезе богомольцам, поскольку «не мы их, а они нас кормят». Горячо поддержала вся присутствовавшая здесь братия отца Андроника, и общая трапеза для всех паломников продолжалась в обители в соответствии с Уставом.
Но если в конце XIX века благотворительная деятельность распространялась лишь на богомольцев, то в годы первой мировой войны братия обители начала оказывать помощь и беженцам, уходившим от линии фронта, от нападений врага. Только за один 1915 год в Глинской пустыни нашли прибежище 60 000 беженцев. Кроме того, для выздоравливающих воинов был организован санаторий на 12 человек, а для детей воинов, павших в бою, - приют на 15 мальчиков.

Глинского настоятеля архимандрита Иннокентия народ называл не иначе, как «чадолюбивым, сострадательным, милосердным». И действительно, милостыню батюшка выдавал, не считая, явно и тайно; никто не уходил без помощи. Однажды после обеда у о. Иннокентия была одна игумения. В это время батюшка, как и всегда, раздавал бедным помощь. Кроме того, келейник приходил несколько раз и тоже просил денег для раздачи. Отец Иннокентий давал серебро, не считая. Видя такую щедрость, игумения говорит: «Я думаю, вы раздали рублей пятнадцать». — «Более, — отвечает ей о. Иннокентий, — роздано восемнадцать рублей». — «Можно ли так?» — «На них, матушка, нам Сам Бог посылает. В этом я убежден и опытом, и словом Божиим». В это время подают пришедшую почту. Там — две повестки на 700 рублей. Отец Иннокентий, показывая их матушке, говорит: «Вот вам доказательство».

Иногда о. Иннокентий отдавал нуждающимся свой подрясник, сапоги или рубашку. Больных исцелял маслом из лампады от Глинской чудотворной иконы... У людей с больными ногами о. Иннокентий своими руками разматывал онучи (пришедшие были обуты в лапти), ноги натирал мазью, снова помогал обуться и говорил: теперь иди с Богом. Но, исцеляя других, сам о. Иннокентий при слабом телосложении почти всегда был болен, болезни, однако, переносил благодушно, с благодарностью Господу, в болезнях тела видел здравие души.

Небольшая братская больница, впоследствии неоднократно перестраиваясь и расширяясь, стала монастырской больницей, удовлетворяющей нужды и братии, и паломников, и жителей окрестных сел и деревень. Светлое и просторное здание больницы было расположено среди фруктового сада: «воздух здесь всегда чистый и влажный, летом же свежий и с бальзаминным запахом растений, особенно же смолисто-соснового... вокруг тишина и безмятежие нарушается лишь пением разнородных птиц да звоном церковным». По красоте внешней и внутренней отделки, богатому запасу медикаментов и хирургических инструментов эта больница превосходила не только уездные, но даже и губернские заведения.

Больница обеспечивала нуждающихся не только стационарным, но и амбулаторным лечением. Росла популярность больницы, а вместе с нею увеличивалось и число обращавшихся за медицинской помощью. Если в 1876 году в больницу Глинской пустыни обратились лишь 53 человека (в том числе 35 иноков и 18 богомольцев), в 1887 году эта цифра составила 161 человек, то в 1892 году число больных достигло больших размеров - 7197 человек. Причем из числа братии в больницу обратились лишь 197 человек, остальные 7000 были паломники. В 1915 году в больницу обратилось уже 11 000 человек.
Содержание больницы обходилось монастырю ежегодно более чем в 2000 рублей. Больные находились под наблюдением квалифицированного фельдшера из числа иноков, больничного смотрителя-монаха и уездного врача, систематически приезжавшего в Глинскую больницу для осмотра больных. Была здесь и аптека, по размерам своим превосходящая иную земскую или частную благоустроенную. Кроме большого выбора лекарств, в ней было много лекарственных трав, цветов, кореньев, которые собирала братия.

Но благотворительная деятельность осуществлялась иноками Глинской пустыни не только в стенах обители, но и далеко за ее пределами. Щедро выделяли средства глинские монахи на нужды народного образования. Только на духовные учебные заведения своей епархии она ежегодно жертвовала 350 рублей.

Посильную материальную помощь оказала Глинская пустынь городу Казани, опустошенному пожаром во время русско-турецкой войны.
В 1890 году братия обители откликнулась на призыв Преосвященного Иустина (Охотина), епископа Курского, выделить однопроцентный взнос с монастырских доходов на народное образование, поддержку и развитие церковно-приходских школ. И хотя Глинская обитель освобождалась от этого взноса, потому что в 1890 г. она организовала в стенах своего монастыря Дом трудолюбия для мальчиков-сирот, однако иноки не пожелали остаться в стороне от благого призыва Архипастыря и представили на нужды народного образования 150 рублей.

В период неурожая в 1891-1692 гг. Глинская пустынь щедро оказывала помощь и хлебом, и деньгами крестьянам, Обществу Красного Креста в городе Курске, а также одному из приволжских общежительных монастырей.
Из перечислений понятно, что суммы денег, выделяемые Глинской пустынью на благотворительные цели, были значительны.

Однако такая щедрость оборачивалась обители не в убыток, а в умножение ее богатств по промыслу Божию. По состоянию на 1912 год, как свидетельствует о том отчет Курской епархии, «...доход от пахотной земли, садов и огородов наличными деньгами получен наибольший Глинской пустынью около одиннадцати тысяч рублей, как владеющей наибольшим количеством земли (930 десятин), в других же монастырях доход не превышает 3-4 тысячи рублей на каждый монастырь».

В советский период, несмотря на моральные и материальные трудности, братия Глинской пустыни до последних дней существования обители продолжала выполнять свой христианский долг.
В тяжелом 1917-м Глинская пустынь пожертвовала в пользу духовных учебных заведений Курской епархии 700 руб.

Хочется надеяться, что Господь примет от Глинской пустыни и то, что после насильственного первого закрытия обители в ней был организован в 1922 году детский городок, куда были отправлены дети голодающего Поволжья, а после второго закрытия в 1961 году -Дом инвалидов.

Особенностью благотворительной деятельности Глинской пустыни является то, что обитель никогда не пыталась извлечь материальную пользу для себя. Напротив, хозяйственная деятельность выступала лишь как средство, позволяющее братии монастыря осуществлять истинное благотворение русскому народу во имя Христово.
Изучение благотворительной деятельности Глинской пустыни весьма важно для возобновления благотворительности в современной Русской Православной Церкви. Большую практическую помощь могло бы оказать тщательное изучение ведения хозяйства Глинской пустыни, особенно огородничества, садоводства, пчеловодства.

Необходимо изучить многолетний опыт Глинской пустыни по обучению, воспитанию, профессиональной подготовке мальчиков подросткового возраста в Доме трудолюбия и этот опыт использовать сегодня в работе с детьми, особенно с трудными подростками, спасти которых от бездуховности, цинизма, нравственной деградации и апатии — наш святой долг перед Богом и Родиной.

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения