На главную страницу
       
 
Слово Первосвятителя

 

Наука жертвовать собой

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий IIВот уже более полувека несет служение церковного пастыря нынешний Патриарх Московский и всея Руси. «С самого детства я не представлял себе иного служения, кроме Церковного, вспоминает Его Святейшество. Несмотря на то, что потом большую часть жизни мне пришлось выполнять различные административные послушания в Церкви, пастырство всегда было для меня на первом месте, именно в пастырской деятельности, в службе Божией, в Евхаристии, в молитвенном общении с Богом и с народом Божиим я черпаю силу для несения неимоверно трудного первосвятительского креста». Значительная часть пастырской деятельности Святейшего Патриарха пришлась на тот период российской истории, когда религия и Церковь подвергались гонениям со стороны атеистической власти. Требовалось немалое мужество, чтобы отстаивать церковные интересы в таких условиях. Новые времена принесли с собой и новые проблемы. В своих выступлениях и обращениях Предстоятель Русской Православной Церкви неумолчно призывает служителей алтаря хранить верность пастырскому долгу, помнить об ответственности перед Богом и паствой, которую они должны вести к спасению. Тема жертвенного служения церковного пастыря вновь отчетливо прозвучала в докладе Святейшего Патриарха на епархиальном собрании духовенства города Москвы 21 декабря 2005 года:

Живя в столь противоречивом мире, преисполненном соблазнов и искушений, очень нелегко сохранить внутреннюю целостность и душевную чистоту. Это особенно хорошо должно быть известно пастырям, которые Самим Господом призваны охранять Его словесное стадо от соблазнов.

Священное Писание ясно определяет путь каждого пастыря — как следование за Христом, по слову Спасителя, обращенному к одному из Своих апостолов: иди за Мною (Ин. 21,22).

В этом следовании за Пастыреначальником Всемогущий Бог открывается нам в Своем безграничном смирении, которое есть проявление Божественной любви, способной к принятию скорбей от Своего творения.

 Жажда уподобиться Господу естественна для христианина, тем более для пастыря, который совершает свое служение по образу Христову: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Невозможно оказать духовную помощь человеку, не имея собственного опыта духовной жизни, опыта борьбы со страстями и противостояния соблазнам мира, опыта живой и действенной любви.

Любви же свойственно сострадание, побуждающее священника по слову апостола: радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12, 15).

В эпоху натиска секуляризма священническое служение становится все более трудным. Мир, не способный «принять Духа Истины» (Ин. 14, 17), не любит служителей Христа, как прежде возненавидел Самого Господа. Поэтому сегодня мы вынуждены напоминать о подлинном смысле пастырского служения, о трудностях и тяготах, связанных с ним.

Пастырь не может оставаться равнодушным, видя гибнущего, заблудившегося человека, страдающего от своей греховности, и сердце его не может не уязвляться чужой болью, чужой скорбью. Господь Иисус Христос противопоставляет истинного пастыря, которого отличает жертвенная любовь, — наемнику, трудящемуся за деньги из своекорыстных побуждений, думающему прежде всего о своей выгоде. Как бы ни скрывалась корысть, пасомые всегда равно почувствуют ее и отвернутся от недостойного делателя. Без любви к людям невозможно быть настоящим священником, ибо пастырство — это свободно принятое призвание жертвенного служения Богу и ближним. Однако, совершая это служение, необходимо помнить, что отношения священника и прихожанина не должны строится по схеме: «начальник — подчиненный» и потому единственным, прочным фундаментом для них может служить чувство любви и взаимного уважения.

Священник должен быть образом Христа, говорящего в Писании: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Именно образ кроткого и смиренного, милостивого, любвеобильного пастыря так дорог нашему народу. И это в равной степени относится и к архипастырям, которые встречаются с людьми и которых они должны с любовью принимать. Каждый священнослужитель обязан вести народ ко Христу, вернуть множеству людей православную веру. Добрый пастырь не стремится привлечь людей или отдельного человека к себе, он ведет их к Первопастырю — Господу Иисусу Христу. Напротив, священник своекорыстный старается привязать человека к себе, сделать его зависимым, подчиненным, духовно порабощенным. Пастырский подвиг, основанный на любви, подменяется духовным манипулированием, холодным, властным управлением людьми.

Священник — это предстоятель собрания христиан, народа Божия, совершающего вместе с ним служение, поэтому он должен жить нуждами этого собрания, молитвенно сопереживая всем чаяниям и скорбям тех, за кого он предстательствует пред Создателем.

Вместе с тем, всегда следует помнить, что священство — дар, полученный человеком от Христа через Его Церковь, поэтому и цель священнического служения — не усиление собственного авторитета, а устроение Церкви Божией.

Следует помнить, что для достойного выполнения пастырского служения, раскрытия благодатных        дарований, приобретенных в Таинстве священства, нужно немало потрудиться над собой. Иногда же приходится видеть пастырей, полагающих, что наличие духовного сана автоматически, без каких-либо внутренних усилий, сообщает мудрость в руководстве людьми.

Я уверен, что священнослужителям старшего поколения навсегда запомнилось мудрое наставление о пастырском служении одного из первых ректоров Московской Духовной Академии: «Вас здесь (т.е. в Духовной школе) учат многим наукам, и по ним Вы сдаете экзамены. Но есть одна, по которой вы сдадите экзамен однажды в жизни и навсегда — это наука жертвовать собой».

Особо хотелось бы напомнить о молитвенной жизни пастыря. Молитва—основа духовной жизни, средство Богообщения, без которого жизнь человеческая теряет всякий смысл, а также и способ стяжания благодати Духа Святого, наставляющего верующего «на всякую истину» (Ин. 16,13).

Отсутствие молитвенного горения — один из самых тяжелых священнических недугов.

Если пастырь теплохладен в молитве, не умеет и не хочет молиться — он не способен научить молитве и своих пасомых.

Молитва должна быть средоточием жизни каждого пастыря. Без правильного отношения к этой важнейшей части христианской жизни священник не только не сможет помочь своим духовным чадам, . но и подвергнется осуждению от Бога за равнодушное отношение к строению Божественных Тайн. Церкви нужны не профессионалы, знающие устав и умеющие совершать богослужения в соответствии с ним, а ревностные пастыри, глубоко благоговейные, проходящие поприще своего служения со страхом Божиим, сосредоточенные в молитве. Никогда священник не должен забывать, Кому он предстоит пред Престолом Божиим.

Святой Симеон Новый Богослов, рассуждая о молитве, говорит: «Нет греха больше, чем молиться без страха Божия, без внимания и благоговения. <...> Тот, кто молится кое-как, с небрежностью, подвигает на гнев Самого долгов решителя Бога, Коему молится: ибо таковой устами Богу молится, а ум с бесами ведет беседу» (Слово 9, прп. Симеона, Нового Богослова, М., 1892).

Основные причины, по которым происходит оскудение веры, охлаждение и сухость сердца в молитве, — это чрезмерная привязанность и любовь ко всему мирскому, отсутствие покаянного чувства.

Старец Никодим Святогорец в своей книге «Невидимая брань» свидетельствует: «Действие охлаждения (духовного) начинается выходом внимания изнутри и устанавливается в своем дальнейшем течении прилеплением сердца к чему-либо, сначала пустому и суетному а потом страстному и греховному». «Старайтесь всегда быть в чувстве к Богу и божественному <...> и, делая одно, не обременяй мысли попечением о многом». (Никодим Святогорец, Невидимая брань. Гл. 7. О сердечной теплоте и об охлаждении и сухости сердца. М., 1912. С. 241-245).

Святые отцы и подвижники благочестия, говоря о необходимости иметь страх Божий, возгревать в себе любовь к Богу и духовную сердечную теплоту, вместе с тем всегда предостерегают от лицемерия, показного, фарисейского «благочестия», от мнимого, внешнего умиления и елейности, от притворной «игры» в благочестие, которые есть обман, богохульство и мерзость перед Богом.

Каждый церковный человек, будь то клирик или мирянин, должен постоянно помнить, что, глядя на него, люди формируют свои представления о Православии и нравственных принципах христианства.

Благодаря тому, что наши предшественники по вере достойно несли свое служение, Православие сумело выжить даже в тяжелейшие годы богоборчества. И сегодня лучшей возможностью для проповеди Православия является жизнь в соответствии с исповедуемыми убеждениями, личный пример каждого христианина и особенно духовенства.

Огромный ущерб наносят авторитету Церкви священнослужители, плохо понимающие и принимающие своих прихожан и людей, зашедших в храм. Бывает, что одно неловкое слово или жест, тень небрежения о нуждах человека или соблазнительное поведение священника отталкивают человека от Церкви, закрывают ему путь к спасению.

На каждом христианине, трудящемся в храме, лежит огромная ответственность перед Богом и людьми, и каждый настоятель должен постоянно напоминать себе об этом и соответствующим образом ориентировать свою паству и сотрудников храма.

Жизнь современного христианина в миру также должна быть примером трепетного исполнения Евангельских заповедей. Конечно, здесь не должно иметь места показное благочестие, а только нелицемерное служение Богу, Отечеству и людям.

С любовью принятый в храме человек должен встретить здесь благоговейную тишину, чистоту и благолепие, противостоящие обыкновенной суете и спешке, преследующих гюдей в повседневной жизни и лишающих их душевного спокойствия. Среди этой неведомой неверующим людям красоты Божьего храма возносится тихая, кроткая, смиренная молитва, проникнутая любовью к Богу и ближним.

Выйдя из храма на улицу, человек попадает в другой мир, живущий по закону греха, исполненный грубых соблазнов и всякого рода нечистоты. И в этот мир, где оскудела любовь и попрана правда, посылает нас Господь.

Церковь неотмирна по своей природе. Обращаясь в первосвященнической молитве к Своему Отцу, Христос просит о Своих учениках: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17, 15— 18). Проходя поприще своего служения в условиях мирской суеты, священник всегда должен оставаться прежде всего свидетелем Христовой Истины, должен быть возвещателем правды.

Духовенству сегодня приходится бывать в самых разных местах: в административных учреждениях, в школах и вузах, в больницах и тюрьмах. Но нигде и никогда священнослужитель не должен позволить себе действовать в соответствии с лукавым духом времени, становиться зависимым от мира, принимать в свое сердце мирские соблазны и искушения.

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), и Церковь Христова должна являть эту любовь миру. Однако в полной мере эту любовь возможно будет явить только в том случае, если она будет иметь деятельный характер, если работать в благотворительных учреждениях, больницах, приютах будут настоящие христиане— священники, врачи, сестры милосердия, движимые нелицемерной заботой и любовью о ближних.

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2, 15), — говорит апостол любви Иоанн Богослов. Это значит, что, трудясь в условиях падшего мира, мы должны затворить свое сердце от всего греховного, злого, отдаляющего нас от Бога. Если священнослужители будут побеждены сребролюбием, тщеславием, властолюбием, гневом или какими-нибудь другими страстями, которые управляют этим миром, то в их сердцах уже не останется места для любви Отчей. Направлять их поступки будут страсти, а не любовь. Без любви же никакая наша деятельность не будет иметь смысла, она перестанет быть церковной по своей природе и не будет приводить людей к Богу.

К началу

2006 г
(май)
Пастырь  июль 2005 г.

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения