На главную страницу
       
 
Вступительная статья

 

Н.В.МасловН.В. Маслов, магистр богословия,
доктор педагогических наук,
президент общества
«Наследники Александра Невского»

РУССКИЕ ПАСТЫРИ — СВЯТЫЕ ВОЖДИ НРАВСТВЕННОСТИ

За более чем двухтысячелетний период существования Церкви Христовой духовные пастыри накопили огромный опыт в деле нравственного воспитания. Ведь они призваны к учительству к насаждению истинных понятий и правильных путей человеческой деятельности. На протяжении многих веков русские пастыри являлись важнейшим субъектом воспитания.

По свидетельству Священного Писания, Господь Иисус Христос Сам учредил в Церкви Своей особый класс людей, которым даны обязанности быть учителями (Мф. 28, 19 — 20), духовными руководителями христиан (Ин. 20, 22) и священнослужителями (Мф. 28, 19). После Своего Воскресения Иисус Христос передал Апостолам вместе с властью учительства, священнодействия и пастырства полномочия на непрерывную передачу власти их преемникам. Так основалось, утвердилось и распространилось учительство в Церкви как особое звание, особый чин людей, на это дело избираемых, ведя свое начало от Иисуса Христа.

Отсюда вытекают три основные обязанности пастыря:

- учительство — распространение евангельского учения;

- священнодействие — совершение богослужений и Таинств;

- духовное руководство — нравственное усовершенствование христиан.

Это три грани единого пастырского служения, они могут быть объединены понятием «пастырское душепопечение».

Для уяснения его смысла можно провести аналогию с действиями врача. Что происходит, когда телесно больной человек обращается в больницу за помощью? Он приходит к врачу, откровенно и правдиво излагает ему симптомы своей болезни, а также обстоятельства своей жизни, способствовавшие возникновению и развитию заболевания. Врач тщательно осматривает больного, задает дополнительные вопросы для уяснения причин болезни, ставит медицинский диагноз и объясняет больному его положение.

Подобно этому больной душою приходит в духовную врачебницу — храм Божий — и подходит к священнику, прося его о помощи. Для того, чтобы священник смог помочь ему, человеку прежде всего необходимо правдиво и откровенно раскрыть состояние своей души, обнажить свои «греховные язвы» и ознакомить пастыря со всеми подробностями своей жизни, чтобы ему были видны истоки душевной болезни. Только после этого духовный врач объясняет больному его душевное состояние и указывает путь спасения. Это — служение словом.

Икона Всех Святых, в земле Российской просиявшихПродолжим аналогию. В больнице врач, поставив диагноз, приступает к лечению больного, то есть назначает ему лекарство и определенный режим или производит операцию, удаляя из его организма все части, пораженные болезнью, и прижигая раны.

Так же и пастырь. Он, по дарованной ему благодати, совершает над душевно больным человеком Таинства, очищая, исцеляя и освящая больную душу и соединяя ее с Богом. Это — служение священнодействием.

Начав лечение больного, телесный врач неустанно наблюдает за ним, посещая его и назначая новые способы лечения, пока не доведет его до полного выздоровления. Но и тогда он не оставляет больного своими советами, укрепляя его слабые силы и предостерегая от новых заражений.

Так и пастырь. Наставив грешника на путь исправления жизни и указав ему способы борьбы с грехом и соблазнами, пастырь и дальше не оставляет его благими советами, укрепляет его слабую волю усиленной молитвой и охраняет его душу от всякого зла. Это — духовное врачевание, которое вместе со священнодействием и учением словом и составляет то, что в пасторологии носит название душепопечение.

Истинное пастырское служение всегда сопряжено со многими трудностями. Право учительства обязывает пастыря быть всесторонне образованным человеком: хорошо изучить человеческую психологию, чтобы каждого человека он мог вразумить и направить на правильный путь в духовной жизни. Обязанность священнослужения требует от пастыря постоянного подвига очищения своей души, так как нельзя приступить к Богу, имея оскверненную грехом душу. Духовное руководство требует от пастыря истинной пастырской мудрости и полного самоотречения ради спасения своих ближних.

Обязанность пастыря, как воспитателя, особо выделяется святыми отцами.

«Пастырь обязан быть воспитателем, врачом, духовным отцом и руководителем... Он должен постоянно следить за состоянием своих пасомых, чтобы падшего поднять, изнемогающего поддержать, стоящего оградить»,— говорит святитель Григорий Богослов.

Сущность и методы православного воспитания, осуществляемого пастырями Церкви, раскрываются в «Лекциях по Пастырскому богословию» схиархимандрита Иоанна (Маслова). В этом и других его трудах рассматривается великий пример учительства, преподанный Иисусом Христом и апостолами.

Иисус Христос один был в полном смысле слова Истинный Учитель, просвещавший всякого человека. Христос пришел на землю с целью привести людей в Свою Церковь на земле, а через нее и в Царство Небесное. В Своей Личности, в Своей жизни и деятельности Христос воплотил тот высочайший идеал чистоты и святости, тот вечный идеал для воспитания, стремиться к которому есть главнейшая и единственная цель жизни каждого христианина, тем более пастыря.

Господь дал людям заповеди для исполнения и, прежде всего, Сам делом исполнил их. Исполнение заповедей есть не только выполнение нравственных норм, но и получение силы, избавляющей человека от внутреннего несовершенства, грехов, страстей.

Иисус Христос — высочайший образец учительства. В Своей учительской деятельности Господь самым важным считал проповедь. Сущность Его проповеди состояла в приведении людей к познанию истинного Бога: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога (Ин. 17, 3). Под знанием здесь понимается не теоретическое, умственное знание, а теоретико-практическое, когда, кроме ума, в познании Бога участвует сердце— через его постоянную любовь к Богу, воля — через исполнение заповедей Божиих. Иисус Христос, таким образом, требовал от людей полного переворота во всем строе внутренней личной жизни. «Все личное в жизни человека должно перестраиваться на общественное, греховное — на чистое, святое, земное — на небесное».

Выступая с проповедью Истины, Христос Спаситель имел необычайный успех. С каждой новой речью слава о Нем как Великом Учителе росла все более и более. Ни разнообразие национальностей слушателей, ни различие их вероисповедания не препятствовали тому, чтобы их ум одинаково пленялся глубиною мудрости Великого Учителя, их сердца в равной степени размягчались теплотой Его бесед. В словах Учителя было столько мягкости, призыва, любви и Божественной чистоты, что всякое сердце перерождалось как воск, наполнялось безраздельным доверием к Нему. Мало того, размягченные словами Христа души людей исполнялись такой духовной радостью и в такой степени, что они не могли не поделиться этой радостью со своими друзьями и согражданами.

Не ограничивая Своей деятельности каким-либо определенным местом или временем, Христос никогда не отказывался от поучительных бесед. Приемы и свойства учительской деятельности Христа Спасителя обладают высочайшими педагогическими совершенствами. Уровень умственного развития Его аудитории был крайне разнообразен. Христос всегда применялся к обстоятельствам места и времени, строго сообразовывался с высотой умственного и нравственного развития Своих слушателей. С одними Он ведет научные беседы, логически стройные и последовательные, с другими говорит просто, их собственным языком, чтобы высокие истины Своего учения приблизить к пониманию его собеседников. В Его устах истины, самые возвышенные, но разъясненные на общепринятых примерах из окружающей природы и обыденной жизни, становятся вполне доступными и понятными даже простому человеку.

В учительстве Иисуса Христа не было однообразия, односторонности. Он разнообразил Свои речи, так как менялись слушатели. Христос часто употребляет народные пословицы, притчи и сравнения с единственной целью — сообщить Своему учению убедительность, ясность и удобопонятность.

Вследствие грехопадения и происшедшей отсюда испорченности духовной природы человека его сознание сделалось настолько слабым, что оказалось неспособным непосредственно воспринимать свет Божественного Откровения. Как глаз не может переносить полного блеска солнечных лучей и под их непосредственным действием притупляется, так и свет Божественного учения мог бы ослепить неразвитое сознание простого народа, если бы учение не сообщалось ему в форме притчи. Таким образом, приточная форма речи, с одной стороны, служила покровом, прикрывавшим слабое человеческое сознание от облистания светом Божественного учения, а с другой — служила и проводником этого света в сознании и сердце слушателя.

Притчи Спасителя полны глубоких и разнообразных педагогических идей. Притча о Сеятеле разъясняет, например, отчего зависят неодинаковые успехи учащихся в одной и той . же школе, под руководством одних и тех же учителей и на почве одной и той же науки. Притча о Добром Пастыре показывает различие между воспитателем по призванию и воспитателем-наемником, но она же указывает и приемы воспитания, например, близкое знание учителем, глашающим по имени своих учеников. Кто не любит детей, ведет дурную жизнь, полную соблазна и порока, кто не верует в Бога и Господа нашего Иисуса Христа, пусть устранит себя от святого дела воспитания и не препятствует другим трудиться на этом поприще. А кто решил принять на себя великое звание учителя, тот должен отдаться ему всем существом своим, помня, что обучение тесно связано с воспитанием.

Необходимо отметить, что, проповедуя, Иисус Христос заботился о создании условий для восприятия Его учения, учитывал не только духовные, но и телесные потребности людей, питая их по необходимости хлебом и рыбой. Он удалял все внутренние и внешние препятствия, чтобы с большей цельностью, полнотой и ясностью отпечатлелось в душах слушателей каждое Его слово, Его учение. Не было ни одного случая, чтобы Христос кого-либо оставил без ответа.

Святой праведный Иоанн КронштадтскийПредметом учения Иисуса Христа был почти исключительно нравственный закон.

 Тем самым Он хотел пробудить в душах людей жажду истины, правды и святости. Начав Свое служение с краткой проповеди, Христос развил ее в обширное и всеобъемлющее учение для всех народов.

Святые Апостолы продолжили дело своего Великого Учителя. Их деятельность как истинных подражателей Иисуса Христа также состояла в учительстве, она была определена Им: «Идите и научите все народы...... В трудах отца Иоанна (Маслова) эта деятельность рассмотрена как образец пастырского подражания.

Апостолы приспосабливали свое учение к духовным силам и способностям слушателей. Пастырь, воспитатель также обязан следить за тем, как слова, проповедуемые им, воспринимаются слушателями. В противном случае возвещаемые им истины не будут поняты.

Апостолы опытно знали, что люди усваивают самые высокие истины быстрее и прочнее, если они построены на известном для них основании. Они также знали, что эти истины легко принимаются, если они даются в строгой последовательности и в связи друг с другом. Поэтому в сообщении евангельских истин Апостолы соблюдали последовательность, начиная от простого и переходя к более сложному. Руководствуясь примером святых Апостолов, священник должен, по возможности, начинать свое учение с таких слов, которые в данный момент слушатели смогут воспринять, имея подготовленную для этого почву. Если такая почва отсутствует, необходимо раскрыть перед слушателями вначале самые элементарные вопросы, а затем только сообщать более сложные. При этом священник должен следить, чтобы даже высокие истины, которые как будто не требуют доказательств, давались в определенной последовательности и в строгой внутренней связи. Не должно также забывать о том, что неудобно сообщать слушателям сразу большое количество нового материала, потому что их восприимчивость имеет границы.

Апостолы были свободны от национальных, сословных, профессиональных и других несовместимых с высшей правдой взглядов, предрассудков, склонностей и антипатий. Подобно этому и пастырь Церкви должен быть со всеми и во всем справедливым, беспристрастным, нелицеприятным. И пастырь-наставник должен воспитывать в себе невозмутимость духа, чуждую всяких резкостей, постоянную кротость и незлобие, чуждые сварливости в отношении к людям.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Сильное слово, будучи соединено с кротостью, возьмет человека за сердце и победит... Учителю особенно нужно иметь незлобие, иначе все будет тщетно. Может случиться, что человек, уже готовый убедиться, потеряет все от нашего нетерпения... Душа, имеющая нужду в наставлении, не может принять что-нибудь полезное, когда оно предлагается сурово и с бранью. И хотя готова слушать, но, будучи приведена в недоумение, не усвоит ничего. Кто хочет научиться чему-нибудь полезному, тот, прежде всего, должен быть расположен к учителю».

Пастырь должен воспитать в себе доброжелательность и любовь к людям.

Любовь есть неодолимая сила, неотразимое оружие в его руках, она является в нем источником тех самых свойств, о которых говорилось выше и которые необходимы ему для плодотворной деятельности.

Рассудительность. Руководствуясь рассудительностью, пастырь-учитель никогда не поступит опрометчиво. Будучи проповедником, он не спешит с наставлениями и увещаниями, которые время и терпение могут сделать более плодотворными. Такой пастырь знает благоприятные минуты для проповеди, ловит их, сам подготавливает их, но никогда их не предваряет. Свое слово он управляет по обстоятельствам, приспосабливает к различным характерам, соразмеряет с последствиями, которых он желает. Рассудительность увеличивает силу пастырского воздействия.

Смирение. Пастырю Церкви не нужно забывать, что своими собственными силами, без помощи Божией, он ничего не может сделать. Приобретается эта великая добродетель — смирение — путем целожизненного подвига.

Целомудрие. Под целомудрием святые отцы понимают «здравость ума», не поврежденного страстями, в особенности, плотской страстью, которая, по их мнению, сильнее всех помрачает ум, увлекая за собой сердце. Целомудрие означает чистоту сердца от нечистых слов, пожеланий и привязанностей.

Как проповедник Слова Божия и высокого нравственного учения о душевной и телесной чистоте пастырь должен быть образцом целомудренной жизни.

Молитвенность. От молитвы, в которой испрашивается благословение Божие, зависит вся деятельность пастыря. Поэтому пастырь должен как можно чаще обращаться к Богу с искренней сердечной молитвой о благодатной помощи в своем служении. Какими бы способностями он ни обладал, но если у него отсутствует дух молитвы, то эти способности не заменят того, что может снискать молитва.

Молитвенность пастыря не только возвышает его собственную душу, но и заключает в себе великую силу пастырского воздействия на людей. Через нее у пастыря устанавливается с ними незримая, но реальная связь.

Пастырю недостаточно только знать о необходимых для своего служения личностных качествах. Ему необходимо всемерно стремиться к их приобретению, не забывая при этом, что любая добродетель есть дар Божий, и что главное — прибегать молитвенно к Его помощи.

К началу

2006 г
(май)
Пастырь  июль 2005 г.

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения