На главную страницу
         
 
Глинские чтения 2005 г. № 11


ЕСЛИ РЕБЕНОК В БЕДЕ

В минувшем году в жизни подмосковного города Одинцово в один и тот же августовский день произошли сразу три знаменательных события: празднование 200-летия храма Гребневской иконы Божией Матери, закладка фундамента церкви святого Георгия Победоносца и открытие Одинцовского православного социально-культурного центра, в котором приняли участие полномочный представитель Президента РФ по Центральному федеральному округу Г.С. Полтавченко, губернатор Московской области Б.В. Громов, благочинный Одинцовского округа архимандрит Нестор, представители городской администрации. Одинцовский православный социально-культурный центр называют первым совместным детищем светской и духовной власти. О деятельности центра рассказывает его директор Наталья Сергеевна Буренкова.

- На какие средства и для какой категории жителей строился ваш центр?
Центр строился в течение двух лет на средства, которые поступали из разных источников, в основном внебюджетных. Огромную помощь оказал Пенсионный фонд Российской Федерации, который выделил деньги на приобретение технологического и медицинского оборудования. На территории центра, занимающего площадь в 6000 квадратных метров, находится отделение для временного пребывания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, отделение для временного пребывания граждан престарелого возраста и одиноких инвалидов, реабилитационное отделение для детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, а также приемно-консультативное отделение. Составная часть нашего учреждения - православный молодежный центр, включающий различные кружки, студии, секции и воскресную школу.
Отличительная особенность нашего центра -соработничество с приходом храма Гребневской иконы Божией Матери. Пастырское окорм-ление детей-воспитанников центра осуществляет священник из прихода Гребневской церкви. В центре есть собственный домовый храм. Прихожанки Гребневской церкви помогают нашим воспитанникам готовить уроки, ездят с ними в паломнические поездки по святым местам, вместе с ними посещают церковные службы и часто забирают их к себе домой на выходные дни или на праздники. Конечно, по согласованию с администрацией центра. Мы разрешаем это делать, потому что подавляющее большинство прихожанок - женщины из благополучных семей. Дети охотно уходят в такие семьи, потому что, каким бы хорошим ни было учреждение, ничто не заменит семейное тепло и уют.

- Какие дети преобладают среди воспитанников центра?
- В основном у нас находятся цети из неблагополучных семей, в которых родители уклоняются от воспитания или исполняют свои обязанности ненадлежащим образом, из семей, в которых существует реальная угроза для жизни и здоровья ребенка или не созданы необходимые условия для его воспитания и развития. Дети из таких семей находятся в центре либо до решения вопроса о лишении родительских прав их родителей, либо, к чему наши педагоги стремятся больше всего, до того времени, когда ребенок сможет все-таки вернуться в свою семью. Педагоги всегда очень радуются и за детей, и за родителей, которые вновь обретают друг друга благодаря совместным усилиям специалистов самых разных служб: это и органы внутренних дел, и комиссии по делам несовершеннолетних, и органы опеки и попечительства, и органы здравоохранения, которые по закону называются субъектами профилактики беспризорности и безнадзорности детей. В центре ребенок может находиться и в тот период, когда он попадает в трудные жизненные ситуации, например, когда родители проходят длительное лечение в связи с серьезным заболеванием, когда родители-инвалиды не могут исполнять свои родительские обязанности, когда семья испытывает серьезные материальные затруднения из-за потери работы родителями или когда родители находятся в розыске. Есть у нас и дети разусыновленные. Это дети, которых усыновляют в грудном возрасте, а потом, когда они становятся подростками и у них возникают проблемы с приемными родителями, от них отказываются. Это страшная трагедия для ребенка. В этот период дети находятся здесь. Таким детям мы оказываем медицинскую, юридическую, психологическую, педагогическую и социальную помощь. После установления статуса в законодательном порядке (например, лишения отца и матери родительских прав) ребенок должен перейти на другие формы устройства. Приоритетными в нашей стране считаются семейные формы устройства - усыновление; установление опеки; попечительство; пребывание в приемной или патронатной семье. Если не удается ребенка определить в семью, его, как правило, переводят в детский дом или пансион семейного воспитания. Такой пансион есть в нашем городе. Это частное учреждение, созданное благотворительным фондом В.А. Бородиной.

- Можете ли Вы привести пример возвращения ребенка в его родную семью?
- Конечно. Недавно одна девочка вернулась из центра в свою семью. Ее мама раньше вела аморальный образ жизни - нигде не работала, приводила домой пьяные компании, в квартире у нее были антисанитарные условия. Дочь ее находилась у нас около четырех месяцев. Перед началом учебного года ее вернули родной маме, которая изменила образ жизни.
Довольно много детей возвращаются в свои семьи после того, как родители либо излечиваются, если у них было длительное заболевание, либо меняют образ жизни. Мы постоянно работаем с неблагополучными семьями совместно со священниками храма.
Многие сотрудники центра работают с детьми-сиротами, возвращают их к нормальной жизни. Это очень трудный процесс. К сожалению, далеко не все государственные учреждения (детские дома, интернаты) достигают тех целей, ради которых они создаются. В то же время посещение православного храма оказывает самое благоприятное влияние на детей. За короткий срок они в полном смысле слова преобряжаются. Попав к нам озлобленными, часто ожесточенными детьми, которых предали собственные мамы и папы, они не верят, что кому-то могут быть нужны, что кто-то в них заинтересован. Но когда они начинают общаться с сотрудниками центра, со священниками, с прихожанами храма, лица детей светлеют, становятся добрыми их глаза, у них появляется вера в людей, а самое главное - вырабатывается сдержанный характер.
Часто я привожу показательный пример. У нас есть мальчик девяти лет. Когда он попал к нам, он был гиперактивным ребенком. На него никто не мог найти управу: он постоянно нарушал дисциплину, никому не подчинялся, секунды не мог на месте просидеть, никакие слова на него не действовали. Но потом случилось так, что он и еще один мальчик стали алтарниками в храме. И вот однажды во время Пасхальной службы, ночью в два часа, я смотрю на этого мальчика, маленького, худенького. Он пробирается ко мне сквозь заполненный храм и прижимается ко мне головой. Я говорю: «Толя, я вижу, ты очень устал. Давай я отведу тебя к воспитателю, и ты ляжешь спать». А он мне тихо отвечает: «Нет, Наталья Сергеевна, я должен достоять службу до конца». О чем это говорит? У ребенка появился характер, сдержанность, он чувствует свою ответственность.
Если дети уже окончили школу, то мы заботимся об их профессиональном образовании в зависимости от способностей, содействуем поступлению в училища или на работу. По достижении 18 лет по закону подросток должен возвратиться туда, где он прописан, в ту семью, из которой он в свое время ушел. И здесь возникают проблемы. Семья может не захотеть его принять. Бывает так, что родители не изменили свой образ жизни. Подросток рискует повторить их путь. Тут мы тоже приходим на помощь.

- Не поступил ли кто-нибудь из ваших воспитанников в духовные учебные заведения?
- Два мальчика из воскресной школы учатся в Коломенской Духовной семинарии. Многие поступили в Свято-Тихоновский университет. Наш центр, в это даже не все могут поверить, привлекает огромное количество молодежи. Если почитать отзывы, то удивишься, какие точные слова находят молодые люди для выражения своих мыслей о том, чем для них стал центр.

К разговору подключается исполнительный директор Православного молодежного центра Н.П. Швыряева.

Наталия Павловна, расскажите, пожалуйста, о том, как у вас организован учебный процесс.
- Учебный процесс в нашем центре протекает не так, как в обычной школе, где даются знания и какие-то навыки поведения. У нас еще и раскрывают духовный потенциал ребенка. Особые результаты достигаются тогда, когда дети вместе с родителя ми посещают богослужения и воскресную школу. У нас даже на кружковые занятия разрешено приходить с родителями (по желанию, конечно). Если родители знают, чем занимаются в центре их дети, это помогает установить в семье теплый психологический климат. На занятиях в кружках царит доверительная атмосфера. Уходить домой после их окончания не хочется ни мамам, ни детям.

- А как себя чувствуют в таких случаях дети-сироты?
- С самого начала возникла проблема: могут ли дети из приюта посещать воскресную школу? Туда дети, живущие в семье, приходят с родителями, а у детей из приюта родителей нет, поэтому они чувствовали бы себя ущемленными. И мы решили, что приютские дети будут ходить на занятия с воспитателем. Все занятия в наших кружках бесплатные. Вход на территорию центра свободный. В дневное время, пока не закроется храм, любой может прийти сюда погулять со своими детьми, тут им есть где поиграть на специальных площадках. Дети из приюта здесь же играют. Это мы называем социальной адаптацией. Приютские дети не находятся в замкнутом пространстве, не изолированы от общества. На часто задаваемый нам вопрос: «Вы, наверное, пускаете сюда только православных?» всегда отвечаем: «Нет, необязательно». К нам приходят и люди, еще очень далекие от Православия. Возможно, здесь они для себя решат, встать им на путь веры или нет.

- По-видимому, встать на путь веры помогает и общение с православными сверстниками?
- Конечно. Нас часто упрекают в том, что мы якобы принуждаем. Ни в коем случае! Ни одного ребенка не принуждают к тому, чтобы пойти в храм на службу, принять участие в паломнической поездке или записаться в воскресную школу. В православном центре все осуществляется только на добровольных началах. Но, как правило, если ребенок находится какое-то время в этой обстановке, общаясь с духовниками, со священниками, в большинстве случаев тяга к вере появляется. И мы были бы очень рады, если бы она осталась для них спасательным кругом. Иногда пророчат, что уйдут от нас детки и опять вернутся к старому. Мы считаем, что они приобретают здесь другой опыт жизни, видят другие отношения, прикасаются к другим ценностям, они видят, что есть люди, которым можно верить. Переосмысление у них уже произошло. Очень хочется верить, что, когда они окажутся перед выбором в какой-то житейской ситуации, вера удержит их от плохих поступков.

- Какие кружки работают в центре?
- В нашей воскресной школе работают десять групп. До 13 лет обучение совместное, затем девочки и мальчики занимаются раздельно. Одни дети ходят и в воскресную школу, и в кружки. Другие посещают кружки, но не ходят в воскресную школу. В идеале хотелось бы, чтобы ребенок посещал и то и другое. Надо сказать, что руководители всех кружков - люди воцерковленные. На кружковых занятиях осуществляется не только приобщение к труду, к разным видам деятельности, но в той или другой степени и духовное воспитание ребенка. Желающих записаться в воскресную школу и в кружки очень много.
Родители приводят к нам детей с желанием не столько обучить их чему-либо, сколько в надежде оградить ребенка от негативного влияния среды, наставить на правильный путь в жизни.
В нашей кружковой работе одним из самых главных является музыкальное направление. Хоровое пение - важная составляющая церковной службы. В центре есть подготовительные хоровые группы, младший, средний, старший и взрослый хор. Преподаются сольфеджио и вокал, проводится обучение колокольному звону, игре на различных музыкальных инструментах. Другое направление - спортивное. Есть у нас секции оздоровительной и спортивной гимнастики, футбола, борьбы, группа здоровья. Действуют кружки декоративно-прикладного направления, где учат резьбе, выжиганию, росписи по дереву, бисероплетению, вышиванию, вязанию. Есть кружки цветоводства, керамики, изобразительного искусства и фотографии.
Прошедшее лето часть воспитанников приюта провела в Анапе в рамках муниципальной программы главы Одинцовского района «Здоровое поколение». Дети вели себя настолько хорошо, что им в качестве поощрения предложили остаться еще на одну смену. Один из воспитанников приюта был удостоен награды. Он участвовал в поисковой экспедиции, посвященной 60-летию Победы, на Малой земле. Мальчик удивительный, хороший, способный, активно занимается спортом. Родители его лишены родительских прав.
Другая часть воспитанников центра находилась летом в Колочском монастыре, под Можайском. Они расположились лагерем на территории обители. Жили в палатках, еду готовили на костре, выполняли монастырские послушания. Так им там понравилось, что уезжали со слезами на глазах.
Были у нас два воспитанника, которые ушли из приюта в приемную семью. Мы за них очень радовались, но они в приемной семье не прижились. Их перевели в детский дом, но и там они не захотели остаться. Встали на путь бродяжничества. Разыщут их, поместят в больницу. Они оттуда уходят и на протяжении нес-
кольких недель находятся в розыске. Когда их в очередной раз нашли, отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав обратились к нам за помощью. Мы предложили поместить этих детей в православный лагерь. В лагере они прижились. С ними, конечно, пришлось поработать - и психологу, и священникам. Сейчас эти дети живут в детском доме, и теперь, слава Богу, они уже никуда не убегают. В большинстве случаев мы все-таки решаем проблемы, которые не удается решить мирскими способами.

- Как бы Вы определили задачу центра в области образования?
- Наш центр не является образовательным учреждением. Его задача - предоставить, как сейчас говорят, дополнительные образовательные услуги. Наши дети учатся в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, высших учебных заведениях. В центре они только расширяют свои знания.
Уже три года между управлением образования администрации Одинцовского района и благочинием действует договор о сотрудничестве в области духовно-нравственного воспитания школьников. В нашем центре проводятся семинары для учителей, которые ведут занятия по духовно-нравственному воспитанию в общеобразовательных школах. Для участия в этих семинарах приглашаются известные богословы и педагоги. Мы провели собственные образовательные чтения. Сотрудники центра участвовали в Рождественских чтениях - в областных в Коломне и в международных - в Москве. Мы выпускаем газету «Благовест» - приложение к районной газете «Новые рубежи». В этом году глава района А.Г. Гладышев наградил старший хор нашего центра паломнической поездкой в Грецию. Мужская часть группы провела три дня на Святой Горе Афон.
Наше учреждение имеет социальную направленность, и сотрудники, приходящие к нам, сразу настраиваются на то, что будут служить людям, ради которых построен центр, а не зарабатывать большие деньги. Одни сотрудники до прихода к нам работали в государственных структурах, другие трудились в храме. Мы опасались, что они не смогут найти общего языка и не станут единым коллективом. Но вражды и конфликтов у нас не было. Конечно, случаи недопонимания бывают, но мы всегда находим выход из трудных ситуаций.
Очень многое зависит от силы и убеждения работающих в центре людей, от их дел и мыслей. Когда дети видят, что окружающие искренне готовы делать добрые дела, причем бескорыстно, то детям это служит примером для подражания.

Беседовал А. Пичугин,
корреспондент «Народного радио»

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения