Президент общества
«Наследники Александра Невского»,
доктор педагогических наук Н.В. Маслов
О ХРИСТИАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
(по учению святителя Тихона Задонского)
В жизни отдельных личностей и целых обществ и государств первоначальное воспитание имеет такое огромное значение, что, по слову святителя Иоанна Златоуста, «если бы родители чад своих прилежно воспитывали, не нужны бы были законы, суды и казни...»
Вопрос о воспитании детей, при всей его давности, - вечно юный вопрос, который должен и будет приковывать к себе внимание, пока живет сам род человеческий. Какой должна быть цель воспитания? С каких моментов жизни ребенка начинать воспитание и как достигать намеченной цели? Вот главные вопросы, на которые распадается общий вопрос о воспитании и на которые должен дать правильный ответ всякий, поставленный у великого дела воспитания. В свете слова Божия и произведений лучших выразителей христианского учения прекрасно разъясняются все эти вопросы. К ним обращается в своих трудах выдающийся духовный писатель и просветитель земли Русской святитель Тихон Задонский, которого схиархимандрит Иоанн (Маслов) называл великим христианином и замечательным педагогом, тонко понимающим детскую душу.
Святитель Тихон усердно потрудился на педагогическом поприще. Он был инспектором Новгородской и ректором Тверской семинарии. Став правящим архиереем Воронежской епархии, добивался открытия духовных учебных заведений, а также славянских школ, учителями в которые распорядился назначить священнослужителей. Святитель видел прямую зависимость между образованием пастырей и моральным состоянием паствы. Святитель Тихон разработал инструкции для учащих и учащихся, в которых особое внимание уделяется духовно-нравственной стороне обучения. В своих многочисленных сочинениях он оставил нам в драгоценное наследство подробные рассуждения по всем главным вопросам воспитания. Послушаем голос этого великого святителя.
В чем цель христианского воспитания? Где тот основной пункт, к которому и из которого должно направляться все дело воспитания детей? Эта цель, этот основной пункт, по учению святителя Тихона, есть благочестие, которое ведет ко спасению. «Христианин, первое тщание да будет твое о том, чтобы детей своих научить по-христиански жить... и в юные сердца их вливать млеко благочестия, да о нем возрастут во спасение».
Что такое благочестие? Схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского», что признак благочестия - не только знать заповеди Божий, но и жить по ним. Без воспитания в детях благочестия, или страха Божия, считает святитель Тихон Задонский, все научение и наставление есть ничто, и только благочестие «едино есть на потребу». «Бог не взыщет от тебе, учил ли ты детей светской политике и иностранных языков; но взыщет, учил ли ты по-христиански жить, наставлял ли их благочестию». Без воспитания благочестия всякая наука, по учению святителя Тихона, является даже особенно опасною, ведущею к погибели. «Многие учат детей своих светской политике; иные научают иностранных языков, по-французки, по-немецки, по-италиански говорить, и на то не мало суммы иждивают; иныя тщатся учить купечества и других художеств: но по-христиански жить детей едва кто научает. А без сего всякая наука ничтоже есть, и всякая мудрость буйство есть». В «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрит Иоанн (Маслов) делает вывод: «Родители часто бывают виновными в духовной гибели своих детей».
С какого же момента в жизни ребенка должно начинаться воспитание? Таким моментом должно служить первое пробуждение в детях сознания. Лишь только дети начнут хоть несколько осознавать мир, немедленно, по учению святителя Тихона, нужно начинать их христианское воспитание; потому что этот возраст незлобив и восприимчив как к добру, так и злу, - похож, по выражению святителя, на сосуд пустой, который все может вместить в себя - и воду и вино, пиво и квас и прочее, и в то же время не нужно забывать, что от юности в человеке живет склонность ко злу (Быт. 6, 5-6).
Вся последующая жизнь ребенка бывает развитием тех начал, которые положены, привиты ребенку с детства. «Научится ли добра в юности своей, добр и чрез все житие будет. Научится ли зла, -и зол во всем житии будет, и из малого отрока может быть и ангел, может быть и диавол». «Как маленькое деревцо, - разъясняет святитель Тихон высказанную им мысль, - к которой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти: тако младый отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины жизни своея склонность будет иметь».
Вот почему святитель Тихон так часто и настойчиво повторяет в своих сочинениях изречение святого Иоанна Златоуста о том, кем являются «родители, которые детей по-христиански воспитывать пренебрегают». Обобщая мысли святителя Тихона, схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет в «Симфонии»: «Родители, если не воспитывают детей по-христиански, являются их убийцами». «Окаянен родитель, - говорит святитель Тихон, -который к временной жизни родил детей, но к вечной жизни двери им заключил, заключил то небрежением добраго воспитания».
Гораздо сложнее для решения последний вопрос: какими средствами удобнее всего можно достигнуть указанной цели христианского воспитания? Святой учитель не оставил без разъяснения и этот вопрос.
С первых же лет сознательной жизни ребенка следует внушать ему и сделать достоянием его ума истины, изложенные в символе православной веры и десяти заповедях. Таким путем ребенок постепенно приобретает истинное познание о Боге, о своих обязанностях по отношению к Нему и ближнему, о надлежащем отношении к миру и своем христианском призвании, чтобы во всей своей последующей жизни руководствоваться этими воспринятыми с детства истинами христианского веро- и нравоучения. Впрочем, последнее возможно только в том случае, если у ребенка перед глазами будут примеры жизни, согласные с духом усвоенных истин.
Поэтому, по учению святителя Тихона, христианское воспитание требует от окружающих ребенка людей известных, строго определенных условий. Прежде и больше всего образцами христианской веры и нравственности должны служить детям сами родители. «Нравы родительские, - говорит святитель, - юным детям как регула (правила) имеются, на которыя взирая, последуют им: и что в них примечают, тому и сами навыкают». Отсюда следует - желаешь иметь детей своих христиански воспитанными, исправными, добрыми, будь прежде всего сам исправен и добр.
Внушение детям с первых моментов их сознательной жизни истин, заключающихся в символе православной веры и десяти заповедях, а также образцы христианской жизни - в лице самих родителей и всех окружающих ребенка - и составляют главные положительные средства, которыми, по учению святителя Тихона, достигается основная цель христианского воспитания - благочестие, жизнь по Христу. Устранение условий, которые разрушительно влияют на благотворное воздействие указанных положительных средств христианского воспитания, составляет отрицательные средства к достижению цели воспитания. Отсюда очень опасно детей своих малых, не научивши их надлежащим образом истинам православной веры и христианскому благочестию, отдавать для обучения иностранным языкам таким учителям, которые заражены еретическим учением.
Не нужно думать, что святитель Тихон восставал против самого изучения иностранных языков. «Полезно ради общества и коммерции и языкам иностранным обучать», - говорит он, но нужно, по учению его, всячески остерегаться только вредного воздействия иностранных учителей на чистоту усвояемых детьми христианских истин.
Далее, должно «детям накрепко возбранять водиться, сообщаться и дружиться со злыми, понеже злоба изменит и добрый разум. Касаяйся смоле - очернится; и общаяйся гордому - точен ему будет, глаголет Сирах (13, I)». «Ничто так не вредит человеку, наипаче юноше, - говорит святитель, - как злая компания... Обращение со злыми бывает виновно крайняго развращения. Хотя бы и природы доброй был кто, и добре воспитан, но когда с развращенными обходиться будет, трудно и почти не возможно тому не развратиться». «Лучше со зверьми жити, нежели со злыми людьми», - заключает святитель Тихон, ссылаясь на изречение святителя Иоанна Златоуста.
Но возможно, что людьми, призванными к воспитанию детей, будут употреблены все указанные положительные и отрицательные средства; и все-таки дети, в силу греховности своей природы, будут проявлять греховные наклонности. Как христианские родители должны, по взгляду святителя Тихона, относиться к таким греховным проявлениям в своих детях? Оставлять ли их без внимания, в надежде, что с течением времени, с возрастом сами дети поборют в себе эти греховные проявления? Святитель оставил нам очень определенные и подробные наставления поэтим вопросам: здесь воспитательное действие должно иметь наказание, благоразумно примененное к провинившимся.
«За всякое преступление наказуй детей своих -по мере преступления, дабы поняли, за что наказуются, и тако бы впредь боялись преступаться»,-говорит святитель. В противном случае «грех без наказания оставленный, бывает причиною другаго греха, такожде причиною обычая греховнаго, что очень страшно». Только, применяя к детям наказания, родители должны строго помнить завещанное святителем правило - «наказуй детей своих по мере преступления», показав, «чем кто проступился и погрешил, дабы вся узнал грех свой и впредь бы от того берегся».
Однако средства христианского воспитания детей, по учению святителя Тихона, окажутся недостаточными, если не будет самого главного - усердной молитвы к Богу.
Какие же результаты дает христианское воспитание при помощи Божией и с применением указанных средств? Самые отрадные, заключает святитель Тихон Задонский. Высшая радость ожидает в жизни и самих детей, воспитанных по-христиански, и их родителей. А Отечество получит в лице таких воспитанников твердую, незыблемую основу своего процветания. |