На главную страницу
         
 
Глинские чтения 2005 г. № 11


НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ РОССИИ

Воспитание и образование немыслимы без образца для подражания. Встает вопрос: кого мы сегодня готовим? на кого равняться нашим детям, которые потеряли ориентацию в жизненных ценностях, в результате чего мы имеем недобрые результаты? Сегодня не только Патриарх, не только Церковь, но и многие представители светской власти говорят о том, что нравственный идеал России заложен в традиционных основах ее веры.
Первым, кто вместе со своим народом направил ход русской истории в духовном направлении, был князь Владимир Красное Солнышко. Именно вместе с народом, потому что и до него были на Руси православные люди - и его бабушка Ольга, и киевские первомученики Феодор и Иоанн. Но святой Владимир первый пошел путем Христа вместе со своим народом. Великий князь сделал промыслительный выбор. Он был язычником, подверженным всем грехам человеческого естества. Но он сделал этот выбор. С традиционных позиций человека того времени трудно понять, что им руководило.
Принятие христианства стало одним из судьбоносных решений, каких немало в истории России, одним из решений, которые не подлежат рациональному, схоластическому осмыслению с точки зрения отдельного человека или группы людей. Святой Владимир в течение своей жизни преодолел все зло, которые было в его натуре, и стал князем Красное Солнышко, как прозвал русский народ своего духовного родоначальника.

Последующие столетия изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами, и среди них были два князя - сыновья Владимира, святые страстотерпцы князья Борис и Глеб. С Владимира, святителя и державника, начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Образно и ярко пишет о нем святой Николай Сербский: «Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ее новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв крещение, с течением времени сделалась Красным Солнышком среди народов, и мы можем воскликнуть «Народ русский - Красное Солнышко!»

В домонгольский период русский народ формируется как единый народ, а государство Русское созидается параллельно с принятием православной веры. Православие и государственность на Руси соединяются и развиваются в таком единстве, которого не знал ни один народ. В России принятие христианства и создание государства совпали по времени. Это уникальный случай во всемирной истории, когда формирование государственности и закладка духовных традиций происходили одновременно. Этого не было даже в Византии.

Легкому принятию христианства русским народом благоприятствовало то, что на Руси не было глубоко укоренившихся национальных привычек, которые принципиально противоречили бы христианскому учению. В этот период складывается религиозный тип власти, который во главу ставит нравственные идеалы. Монарх воспринимает свою власть как врученную Самим Богом и понимает, что за это служение он даст ответ Господу. Отношение народа к властителю в такой системе строится на религиозных основах. Вот как пишет об этом Л.А. Тихомиров: «Наш народ совершенно по-христиански обнаруживает значительную долю скептицизма к возможности совершенства в земных делах. Общественно-политическая жизнь не становится культом русского народа, его идеалы нравственно-религиозные. Такое подчинение мира относительно общественного и политического миру абсолютному религиозному приводит русский народ к исканию политических идеалов не иначе, как под покровом Божиим, он ищет их в воле Божьей и подобно тому, как царь воспринимает свою власть лишь от Бога, так и народ лишь от Бога желает ее получить, такое поведение приводит народ к исканию единоличной власти, подчиненной воле Божией». Вот какой тип монархии - монархии с ярко выраженным религиозно-нравственным идеалом ~ формировался в России. И это наложило отпечаток на дальнейший ход русской истории. Даже в так называемый период феодальной раздробленности (этим термином по-прежнему у нас пользуются), в период существования удельных княжеств, сохранялась единая православная вера. Если человек переезжал из одного русского княжества в другое, он не терял возможность молиться в православном храме. Именно Православие в период удельной раздробленности оставалось фактором, цементирующим и нравственность, и общественную мысль.

Следующий момент, когда Церковь сыграла решающую роль в истории России, - это свержение татаро-монгольского ига. Куликовская битва, подготовившая освобождение от него, -это, безусловно, заслуга митрополита Алексия, преподобного Сергия и их сподвижников, сумевших поднять дух народа, плод их горячей веры. С точки зрения рационального анализа положения вещей, победа русских была невозможна, и ни один князь не пошел бы на эту битву, если бы руководствовался только соображениями разума. Любому политическому деятелю того времени очень трудно было перейти к сопротивлению татарам, которые властвовали на Руси больше сотни лет. Сопротивление народа врагу формируется под влиянием Церкви, которая не присваивает себе функции государственной власти, но оказывается способной подвигнуть русских на борьбу. Самым главным фактором победы становится вера.

Много лет спустя, уже в XIX веке, В.О. Ключевский, выдающийся русский историк, в своей работе «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства» выдвигает положение, которое он считает краеугольным для русской истории: политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной.
В.О. Ключевский показал, что «есть имена, которые выступили за границы времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим   благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что из исторического деятеля превратилось в народную идею, а само дело из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом... Такие люди становятся для грядущих поколений путеводителями, и люди целые века благоговейно почитают их память и стараются следовать их примеру».
Это говорилось применительно к роли преподобного Сергия Радонежского в русской истории. После Куликовской битвы
татарское иго просуществовало еще сто лет, но Россия вышла из нее окрепшей и по существу уже тогда сбросила с себя оковы рабства. Преподобный Сергий Радонежский стал выразителем нравственного идеала России.

Великая нравственная сила Церкви ярко проявилась в Смутное время конца XVI - начала XVII века, когда многие русские люди вместе с иноземцами пустились в разграбление страны. Бояре прикидывали, к кому лучше примкнуть - к Лжедмитрию или к польскому королевичу Владиславу. Но Церковь осталась верна Руси. Выдающийся Предстоятель Церкви Патриарх Гермоген обладал удивительным государственным сознанием; он убеждал Шуйского не оглядываться на бояр, не разрушать монархический принцип. Патриарх Гермоген стремился предотвратить развал государства, междоусобную борьбу многочисленных группировок за свои корыстные интересы. Но главным для него был религиозный мотив. Он видел, как ведут себя поляки в московских православных храмах. Когда начались переговоры о призвании на русский трон польского королевича Владислава, Патриарх Гермоген согласился пойти на известные уступки полякам, но не поступился верой. Бояре приказали подчиниться воле польского короля, однако без подписи Гермогена документ о капитуляции был признан недействительным. Русское посольство во главе с митрополитом Филаретом ответило полякам: «Теперь мы стали безгосударными, и Патриарх у нас человек начальный». Стойкость Патриарха Гермогена, стоившая ему жизни, оказалась решающим фактором в изгнании поляков и восстановлении русской государственности. Ополченцы Минина и Пожарского, сотни и тысячи православных русских людей также шли на жертвы ради спасения Отечества, запечатлевая кровью преданность святой вере.

Таким образом, Церковь не только создавала Русское государство, но и вставала на его защиту в тяжкие времена. Можно говорить о том, что, несмотря на определенные нестроения, в том числе в период никоновских реформ, государство вплоть до XVIII века не стремилось к власти над Церковью и признавало верховенство христианской веры и нравственности. То был период симфонии Церкви и государства, хотя к этой симфонии примешивались и диссонансные звуки.
Но вот наступил XVIII век. Открылась новая страница в истории Русской Церкви. Западный абсолютизм, который привнес на русскую почву Петр I, диктовал прямо противоположное понимание взаимоотношений между Церковью и государством: вмешательство государства в церковные дела в годы его правления стало правовой нормой. Петр подрывал существенную основу своей власти - ее нравственно-религиозный характер. Первые лица государства на протяжении всего XVIII века уже не смотрят на свою власть как на врученную им Богом. Последним критерием, высшей целью становится не Царство Небесное, а прогрессирующее улучшение земного благоденствия, так называемое общее благо. Русская Церковь оказалось обезглавленной: Патриаршество было упразднено, Церковь оказалась подчиненной государеву ведомству под названием ведомства православного исповедания, во главе которого стоял обер-прокурор (иногда человек нерелигиозный, как, например, обер-прокурор Чебышев, открыто говоривший, что никакого Бога нет).

Духовный регламент 1721 года хотя и провозглашал коллегиально-соборное управление Церковью, но власть над нею фактически сосредоточилась в руках императора. Эти события, наверное, и породили в народе представление о Петре как антихристе. Гонения на Церковь в этих условиях стали вполне естественными. В самом неприглядном виде они развернулись в царствование Анны Иоанновны, когда русских епископов бросали в тюрьмы, расстригали, били кнутом, подвергали допросам с применением пыток. В.О. Ключевский пишет: «Все казавшиеся опасными и неудобными подвергались изъятию из общества, не исключая архиереев, одного священника даже посадили на кол, ссылали массами, всех сосланных при Анне Иоанновне в Сибирь считалось свыше двадцати тысяч. Начались так называемые разборы детей духовенства в солдаты, на казенные заводы, то есть фактически их превращали в крепостных рабов, причем любое сопротивление подавлялось жестокими карательными экспедициями, отдавали в солдаты и на каторгу не только духовенство, но и их малых детей». Екатерина II также провела серьезные церковные реформы. 1764 год вошел в историю Церкви как очень тяжелый год. Церковь была отстранена от управления своим имуществом, все доходы от него отныне поступали в государеву казну, архиерейские кафедры, монастыри, приходские храмы переводились на государственное содержание, две трети монастырей были закрыты, хотя они служили главным источником просвещения простого народа.

В старину жития святых считались на Руси главным обязательным чтением и в семье, и в школе, потому что святой исповедовал и соблюдал в своей жизни заповеди Божий. Жития формировали представления о добре и земле, это было повседневное чтение каждого человека в России - и молодого, и старого. Люди знали, с кого им брать пример и как в земных условиях, в различных обстоятельствах находить решения, которые соответствовали бы заповедям Божиим. Жития святых давали надежные нравственные ориентиры.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в своем труде о святителе Тихоне Задонском так пишет о необходимости читать святоотеческую литературу: «Духовные книги дают возможность правильно понять смысл Священного Писания, понять состояние своей души. Святые отцы и подвижники не теоретически, но практически, опытно познали человеческую природу с ее немощами и страстями, научились побеждать духов злобы, глубоко постигли путь благочестия и спасения, и этот свой богатый духовный опыт зафиксировали в своих писаниях». Святые угодники Божий, осуществив в своей земной жизни высший нравственный идеал, по словам святого праведного Иоанна Кронштадского, самым положительным и достойным общего подражания способом отвечают нам на главный вопрос о цели жизни и способах достижения этой цели, усердным исполнением заповедей Христовых, презрением к здешней суетной жизни и к многострастной плоти, крайним прилежанием о душе, существе бессмертном, и безвозвратном стремлением к жизни вечной. Святые помогают сформировать представление об истинных ценностях и самой цели земной жизни человека, показывают пример того, как нужно переживать тяжелые испытания, оставаясь верным христианским идеалам. Не наставлением, а конкретным поступком, образом своей жизни они помогают учителю современной школы восстановить систему христианских ценностей как нравственного ориентира в земной жизни. Древняя традиция чтения житий имеет корни в глубокой тяге генетически православной русской души к истине, к духовному наставничеству в земной жизни, в стремлении подражать образцам, православную веру обращать в самую жизнь свою, чтобы вера была не только на словах, но оправдывалась на деле. Так пишет архиепископ Серафим Соболев в книге «Русская идеология».

К концу XIX века в России созревают революционно-демократические настроения. Происходит разделение народа. В свое время Ленин говорил о двух культурах в одной русской культуре. Он имел в виду классовое размежевание. В России действительно, как ни в одной другой стране, сложились две культуры, но основы этого разделения были совсем иные, нежели те, о которых лукаво говорил вождь будущего атеистического государства.

Традиционная русская школа основывала свое образовательное и воспитательное воздействие прежде всего на изучении Псалтири. Сошлюсь на мнение И.В. Киреевского. Будучи почетным смотрителем Белевских училищ Тульской губернии, он охарактеризовал в своей записке два способа обучения. Обращаясь к высшим властям, И.В. Киреевский писал, что русский отец ведет своего сынишку мимо уездного училища, хотя и понимает, что там практически бесплатно плату можно получить очень хорошее образование. Ведет же он сына к полуграмотному дьячку. Ведет его туда, потому что дьячок будет обучать по Псалтири, а обучаясь по Псалтири, мальчик будет внутренне устойчив к жизни и к изменению всех внешних обстоятельств. Отец понимает, что по окончании училища сын начитается переводных романов и быстро забудет, чему его учили. А от дьячка он выйдет человеком нравственно сильным и устойчивым, будет независимым от всех изменений внешних обстоятельств, внутренне стабильным. Русский, писал И.В. Киреевский, «ищет только такого просвещения, в котором бы мог быть уверен, что оно действительно основывалось на его коренных убеждениях веры и вековых обычаях нравственности».

Первые гражданские школы появились на Руси при Петре I, которому были нужны «государевы люди». В дальнейшем образовательные реформы продолжались. Екатерина II прямо поставила вопрос о выведении «новой породы людей», пропитанных вольтерьянством и другими «прогрессивными» идеями. Но вплоть до отмены крепостного права в 1861 году русский народ в своей массе проходил обучение в церковных школах, где учили читать по-церковнославянски, изучали Псалтирь. Это был народ, который придерживался традиционной культуры, заложенной великим князем Владимиром Красное Солнышки. Это был православный народ.

З.П. Иноземцева,
кандидат исторических наук,
заслуженный работник культуры РФ

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения