На главную страницу
         
 
«Глинские чтения» 2005 г. № 9-10


Маслов Н.В.Основа благоденствия общества
«Детям дайте доброе воспитание относительно нравственности, и, когда они будут достойны и будет полезно. Бог силен обогатить их или даровать нужное и довольное».
Преподобный Макарий Оптнский

Одна из первоочередных задач, стоящих сегодня перед российским обществом, - духовно-нравственное возрождение народа. Но оно невозможно без духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Как это воспитание осуществить? Прежде всего, правильно воспитывая ребенка в семье. Природа человека заражена грехом, и греховные наклонности и страсти проявляются в человеке с младенчества. С возрастом они все более усиливаются. Поэтому опытные воспитатели особенно дорожат младенческими годами, чтобы дать душе с первых минут жизни благочестивое направление, оградить ее от влияния вредных впечатлений и не дать ребенку уклониться ко злу. Это основная задача родителей. Но большая ответственность за судьбу подрастающего поколения лежит и на работниках системы образования - дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений.
Особое внимание проблеме воспитания должны уделять государство, средства массовой информации, поскольку это один из важнейших элементов государственной политики. Воспитывать - значит определять судьбу нации!
В настоящее время историко-патриотическое общество «Наследники Александра Невского» реализует программу проведения Глинских чтений по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое образование и воспитание подрастающих поколений». Основные вопросы, рассматриваемые участниками чтений: концептуальные основы духовно-нравственного воспитания; духовно-нравственное воспитание как основа русской педагогической культуры; педагогические идеи выдающихся русских педагогов-нравоучителей; Глинская педагогическая школа в современной системе образования; духовно-нравственное образование и воспитание современного учителя; системный подход к воспитанию детей; патриотическое и гражданское воспитание; святоотеческое наследие в системе образования; нравственный идеал России: исторический аспект; роль семейного воспитания.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет основные цели и задачи образовательной деятельности. Это историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью.
Каждый педагог и родитель, стремящийся дать детям традиционное нравственное воспитание, которое неразрывно, тысячами нитей связано с Православием, сталкивается с проблемой его изучения в современной школе.
Прежде всего каждый ребенок должен получить основные знания о религии при изучении основной инвариантной части общеобразовательной программы. Так, изучая со школьниками образовательную область «Обществознание», учитель не может обойти вопросы христианской картины истории, исторического процесса, православной традиции и культуры. Образовательная область «Филология» позволяет раскрыть христианское понимание словесности, происхождения русского языка, осмыслить православные традиции в содержании литературного образования.
Неисчерпаемые возможности для изучения Православия открываются для педагогов и их учеников в процессе преподавания вариативных учебных курсов основных образовательных областей: риторики, литературоведения, народоведения, религиоведения, философии, психологии и других дисциплин, а также в системе дополнительного образования - в кружках, творческих объединениях, проектных работах. Неоценима в этом смысле воспитательная деятельность школы: экскурсионная работа, школьные праздники, паломничества, организация школьных музеев.
Мы полагаем, что освоение нашей духовной традиции в современной школе необходимо осуществлять на всех уроках. Этому должны способствовать воспитательная деятельность и возможности дополнительного образования. Таким образом, речь идет о создании системы изучения Православия в современной школе.
Если эта деятельность организована профессионально грамотно, в соответствии с законодательством РФ в области образования, с учетом общих требований к содержанию образования, в соответствии с государственными образовательными стандартами, основными и дополнительными образовательными программами, то, как правило, она находит одобрение самих учащихся, родителей, педагогических коллективов, органов управления образованием. Изучение отечественных духовных и нравственных традиций на уроках в общеобразовательной школе соответствует международному законодательству и документам о реализации прав человека, в том числе прав детей.
Имеющийся у нас опыт воспитания и образования детей открывает необозримые возможности для духовно-нравственного совершенствования и учителей и учеников. Есть ли учебник или учебное пособие, которое может помочь в этом любому учителю, вне зависимости от преподаваемого им предмета? Да, такая книга есть. Это составленная Глинским старцем схиархимандритом Иоанном (Масловым) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского». В «Симфонии» даются и раскрываются все определения духовно-нравственной сферы, необходимые родителям, педагогам, воспитателям. Эта и другая книга схиархимандрита Иоанна (Маслова) - «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках» - официально одобрены Министерством образования Российской Федерации как пособия по духовно-нравственному воспитанию.
Многие педагоги из самых разных уголков России подтверждают важность этих трудов для их педагогической деятельности: по ним дети пишут сочинения, в процессе работы с этими книгами у многих учеников изменяется поведение, у детей раскрываются чувства благодарности, любви к семье, к своей Родине, готовность к самопожертвованию. И, что самое важное, дети доносят приобретенное до родителей, которые сами меняются и активно включаются в процесс образования своих детей, помогают школе. Но все это достигается не вдруг, а благодаря системе работы на уроках по различным предметам и широкой внеклассной работе. Накопленный опыт должен быть взят педагогами за основу и использован в дальнейшем.
Знание самими педагогами основ православного воспитания позволит найти надежные, проверенные столетиями ориентиры в воспитательной деятельности, избрать необходимые методы и средства работы с детьми. Православное воспитание дает качественно новый результат педагогической деятельности, поскольку оно готовит человека не только к земной жизни, но, главное, к жизни бесконечной.
Нам необходимо обратиться к истории древних могучих центров духовного образования и просвещения, нравственное влияние которых распространялось не только на всю Россию, но и далеко за ее пределы. Одним из таких центров является Глинская пустынь. Трудами Глинских воспитанников возобновлялись и поддерживались древние святоотеческие традиции богоугодной жизни во всех уголках нашего Отечества. Всюду, где появлялись воспитанники Глинской пустыни, жившей но строгому уставу, расцветала духовная жизнь. Монастыри содержали школы, где обучались дети окрестных селений. Монастырские школы становились центрами распространения истинной веры, христианского благочестия и русской грамотности. Глинские подвижники поистине освещали мир светом праведности, молитвы и любви.
Ценность духовно-нравственного воспитания посредством изучения православных традиций состоит в том, что восстанавливается связь времен, наши дети начинают осознавать себя не «Иванами, родства не помнящими», а обладателями великих культурных богатств, гражданами страны, которая имеет славную историю, носителями возникших на отечественной почве, а не заимствованных «с миру по нитке» принципов, взглядов и идей.
Преподавая детям историю и традиции нашего народа и рассказывая о традициях других народов, населяющих Россию, нельзя забывать предупреждение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Сея ветер свободных от нравов идей, мы пожинаем бурю саморазрушения».
Исторический опыт России свидетельствует о том, что только выстраивание жизни народа на традиционных нравственных основах является залогом его благоденствия.

Президент общества «Наследники Александра Невского» Н.В. Маслов

К оглавлению

2005 г.
№ 9-10 (сентябрь-
октябрь)


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения