На главную страницу
         
 
«Глинские чтения» 2005 г. № 7-8


Крылова Е.О.ВОССТАНОВИТЬ ПЕРВОЗДАННУЮ КРАСОТУ

В системе российского образования все большее применение находит духовное наследие Глинской пустыни. Что оно собою представляет? Это прямое, естественное продолжение святоотеческого наследия, которое так необходимо современной педагогике. Мы это хорошо чувствуем в Московской педагогической академии, куда приходят учиться, повышать квалификацию очень многие учителя средних школ и преподаватели вузов. Основные вопросы у педагогов сегодня: что такое воспитание? как воспитывать? что такое духовно-нравственное воспитание?

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал: «Воспитывать - значит определять судьбу нации». Действительно, цели воспитания могут быть различными. Например, человеку внушают, что он должен стремиться только к приобретению как можно большего количества материальных благ. Такие педагогические системы известны, они существовали в древние времена, существуют и сейчас, можно сказать, даже процветают - в кавычках. Но, очевидно, и молодой человек с очень небольшим жизненным опытом понимает, что никакие материальные блага не дадут ему внутреннего спокойствия и уверенности, что он завтра, а может быть и сегодня, не заболеет, что жизнь его быстро не оборвется. Воспитание, которое имеет своей целью стяжательство, не приведет к созданию нормального, благополучного общества. О каком благополучии может идти речь, если каждый отдельный человек несчастлив и общество в целом несчастно, потому что люди не заботятся друг о друге, а думают лишь о том, как бы, грубо говоря, побольше для себя урвать?

Каково же воспитание, которое дает людям спокойствие, мир, радость и счастье? Во все времена ничто не могло удовлетворить человека полностью вне Богообщения, вне стремления к Богу. Тут мы приближаемся к основам православной педагогики. Ведь самое главное в воспитании - понимать, что такое человек, каков смысл его жизни. Человек состоит из души и тела, а душу ничто не может всецело удовлетворить, кроме духовного общения. Система православного воспитания сформировалась на Руси вместе с принятием христианства. Первыми русскими учителями были священники. Вся педагогическая концепция основывалась тогда прежде всего на том, чтобы научить человека различать добро и зло, научить его понимать, что он есть, что он за существо.

Православная педагогика исходит из того, что человек был создан как существо совершеннейшее во всех отношениях, создан для блаженства. Стремление человека к счастью вложено в него, это естественное стремление. Но человеку была дана заповедь развивать свои духовно-нравственные силы. Если мы посмотрим, какие свойства были у первого человека, можно выделить три составные части, которые важны для решения наших педагогических вопросов. Это, во-первых, ум. У первого человека ум был проницательный, очень чистый и способный к быстрому восприятию Божественных истин, к проникновению в существо вещей. Каждый день у нас возникает множество проблем, и мы должны принимать решения, как поступить. Люди ответственные в таких случаях сильно переживают, они размышляют: если я приму неправильное решение, то, во-первых, могу повредить самому себе, а, во-вторых, повредить окружающим. И даже люди безответственные нередко тоже мучаются, боятся принять решение. Почему это с человеком случилось? Потому что он утратил понимание сущности вещей. Это свойство отличало ум первозданного человека. Воля первого человека, всегда направленная к добру, была сильной, крепкой, человек умел владеть собой, он поступал так, как считал нужным. Сердце человека было добрым, его переполняли светлые чувства. Вот они, три основных блока: ум, воля и сердце. Это то, что выделяют в человеке святые отцы, люди, которые достигли высшего просвещения ума.

Что же произошло, когда человек нарушил заповедь духовно-нравственного совершенствования? Совершилось грехопадение. Наступила полная дисгармония, извратились, нарушились все силы человека. Ум его потерял проницательность, он перестал различать сущность вещей. Воля сделалась жесткой, неуправляемой. Человек не может делать всегда то, что он хочет, часто делает то, чего не хочет. Сердце его стало жестким, злым; человек удивляется, откуда у него появляются дурные мысли и желания, откуда идет зло. Вот оно, состояние поврежденного человека.

Но сторонники православной концепции воспитания понимают, что первозданный человек был другим. Он, как говорят святые отцы, находился в своем естественном состоянии, в нем все было прекрасно и гармонично. Потом он перешел в состояние нижеестественное, в котором человечество находится сейчас, - ум стал не тот, воля не та, сердце не то. Но перед человеком открыт путь к Богоподобию. Христианство облагородило мир. Искупительный подвиг Христа дает человеку возможность возродить, восстановить способности, которые у него были первоначально, вернуть утраченный образ Божий. Людей, которые сумели этого достигнуть, в русской истории множество. Назовем лишь некоторых: святой благоверный великий князь Александр Невский, преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский - великий молитвенник и патриот. Преподобный Сергий посылал своих учеников на окраины страны, они строили монастыри и созидали Россию, русскую государственность. Таков просвещенный ум, таков ум человека, который понимает, что надо делать, когда делать и как делать. Святые люди благодаря своим подвигам достигали состояния вышеестественного.

Святитель Игнатий Брянчанинов указывал, что светская педагогика развивает только нижеестественное состояние человека, она не борется со страстями и пороками. Известный французский философ Жан-Жак Руссо рассуждал так: «Не надо ребенка сдерживать, хочет бегать, пусть бегает, хочет прыгать, пусть прыгает, хочет ругаться, пусть ругается, что хочет, пусть то и делает; ребенок - естественное существо, как хочет, так пусть и развивается». Что это значит? Что не надо искоренять пороки, не надо человека призывать к совершенствованию, восстановлению прекрасного образа, единственного в мире, в котором мы живем, а оставить его в нынешнем падшем состоянии. Вот из чего исходит светская педагогика. Что касается православной педагогики, то она единственная знает и может четко описать, какое состояние было у человека раньше, может описать все страсти и пороки. Подвижники достигают исправления своей души, восстановления образа прекрасного в человеке. Но это невозможно без усилий, без напряженной внутренней работы, без подвига. Потому они и называются подвижниками.

Надо сказать, что в отечественной традиции понятие «образование» имело совсем другой смысл, нежели тот, какой оно приобрело в новейшее время. В XIX веке народники решили, что русские крестьяне не образованы и что надо их просвещать. Многие действительно оставили города, имения, поехали в деревню, чтобы научить крестьянских детей физике, математике, химии и тому подобным наукам. Но крестьяне своих детей в эти школы не отдавали, они вели их к дьячку или в церковноприходские школы. И когда их спрашивали, почему, крестьяне отвечали: считать и писать наших детей как-нибудь научат, вот научили бы, как жить, научили бы главному - как различать добро и зло. Простой народ считал: прежде всего нужно научить тому, что формирует нравственный облик человека, помогает ему понять, в чем заключается смысл жизни. То, что мы сейчас называем образованием, до реформ XIX века называлось просто обучением наукам, которое занимало второстепенное место в российской образовательной системе. Считалось, что главное - сформировать мировоззрение, а в рамках этого мировоззрения обеспечивалось конкретное обучение наукам.

Формирование мировоззрения и есть то основное, что нашло отражение в трудах глинских старцев. Глинская пустынь славилась как центр духовного просвещения. Обратим внимание на такой интересный момент. Когда люди становятся духовно просвещенными, они получают способность и материально созидать. Вот почему Россия - страна выдающихся созидателей. Очень многие воспитанники Глинской пустыни были посланы настоятелями в другие монастыри. Там, куда приходили глине-кие монахи, повышалось плодородие земель, население переставало голодать, появлялись больницы и школы. Воспитанники Глинской пустыни разрабатывали целые педагогические системы. Духовное просвещение способствовало и обустройству земной жизни.

Цель православного воспитания - дать развиться всем внутренним силам человека так, чтобы он был способен достойно обустроить земную жизнь, и подготовить его к высшему назначению, к жизни вечной. Все эти положения разработаны в труде схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». Святитель Тихон - выдающийся русский просветитель и замечательный педагог, его труды в начале XIX века переиздавались больше десяти раз, их знали лучше, чем сочинения Пушкина. Приложением к книге отца Иоанна о святителе Тихоне Задонском является «Симфония», составленная по его творениям. Этот труд рекомендован Министерством образования как книга для учителя по духовно-нравственному воспитанию и уже в течение нескольких лет широко используется в педагогической практике. «Симфония» отца Иоанна возвращает многим понятиям их подлинный, давно забытый смысл.

Однажды мне довелось побывать на уроке в школе, когда учительница разбирала известное стихотворение Пушкина, представляющее собой переложение молитвы преподобного Ефрема Сирина. «И дух смирения, терпения, любви и целомудрия в их сердце оживи». Учительница спросила: «Что такое смирение?» Ученики не знали. Открыли толковый словарь русского языка, там сказано, что смирение - это способность подчинять свою волю другому. Ученикам это не понравилось, они не хотят никому подчиняться, никого слушаться. Тогда учительница сказала: «Давайте посмотрим в «Симфонии», что такое смирение». Там поясняется, что смирение дает способность видеть истину. Дети спросили: «А мы что, не видим? А что такое истина? А почему мы не видим? Как эту способность приобрести?» Так учительница вывела их на очень интересный, глубокий разговор. Следующее слово - целомудрие. Что такое целомудрие? Открываем «Симфонию». Целомудрие определяется в книге отца Иоанна (Маслова) как средство к сохранению духовной чистоты. Это слова и словосочетания, которые уходят из современного языка.

Есть понятия, которые сегодня не используются многими педагогами, но без которых полноценная педагогическая деятельность невозможна. Это, например, понятие греха. Что произошло в результате грехопадения? Грех разрушил целостность человеческой природы, омрачил ум. В «Симфонии» мы встречаемся также с понятиями вечной жизни, духовности, спасения, с целым блоком понятий, которые позволяют педагогам правильно строить свою работу. Словарь современного русского языка, например, трактует подвиг только как акт самопожертвования во имя чего-либо. Между тем «Симфония» раскрывает значение подвига как ежедневно необходимого внутреннего состояния человека, потому что без подвига невозможно стать нравственным человеком, достичь совершенства. Кстати, и понятие совершенствования так же глубоко раскрывается в «Симфонии».
И еще один труд отца Иоанна (Маслова) рекомендован Министерством образования для использования в педагогической практике - книга «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI—XX веках». Казалось бы, почему? В этой книге рассказана история монастыря за пять веков, и тем не менее она признается учебно-методическим пособием для светских школ. Дело в том, что в труде отца Иоанна ярко показано благотворное влияние Глинской пустыни на развитие отечественной культуры, всего русского общества. На землях монастыря собирали высокие урожаи, часть которых шла на помощь бедным, обитель имела собственных педагогов, Дом трудолюбия для обучения ремеслу мальчиков-сирот, аптеку, больницу, кирпичный и масляный заводы, множество разных мастерских, хорошо налаженное производство. Словом, просвещенный ум помогал монахам Глинской пустыни не только возрастать духовно, но и обустраивать разные стороны земной жизни окружающих.

Е.О. Крылова,
ректор Московской педагогической академии,

доктор экономических наук

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения