На главную страницу
         
 
«Глинские чтения» 2005 г. № 7-8


ДУХОВНЫЙ ПРЕДВОДИТЕЛЬ РУССКОГО НАРОДА

Для человека, стремящегося стать настоящим христианином, огромное значение имеет нравственный пример тех, кто своей жизнью, своими делами и подвигами утверждал христианские идеалы, укреплял Церковь Христову.

Среди отечественных подвижников особое место принадлежит Преподобному Сергию Радонежскому - неотступному покровителю русской национальной школы, русского просвещения.

В памятниках отечественной агиографии Преподобный Сергий не раз назван «собирателем русских душ», «учителем Земли Русской». И это, пожалуй, одна из самых кратких, но в то же время очень ярких и точных характеристик Преподобного.

Подвижнику, основавшему знаменитый Троицкий монастырь, довелось жить в очень непростое время, когда Русская земля, находясь под гнетом иноземных завоевателей, страдала не только от тяжелых последствий вражеского нашествия, но и от постоянных внутренних раздоров и неурядиц. Беды, обрушившиеся на Отечество, посеяли в сердцах русских людей хаос и отчаяние, побудив многих свернуть с праведного пути и предаться порывам самых разрушительных страстей. Ненависть и жестокость, предательство и вероломство, обман и подкуп, подобно страшной эпидемии, захлестнули общество.

Вся жизнь Преподобного Сергия, на глазах которого происходило нравственное разложение народа, была посвящена делу духовного возрождения русского человека.

Путь выдающегося подвижника и просветителя - путь от кроткого отрока Варфоломея, с трудом овладевшего книжной грамотой, к прославленному старцу Сергию, ставшему духовным предводителем всего русского народа, -это путь неустанной работы над собой, непрерывного духовного восхождения к вечным идеалам добра, милосердия, жертвенной любви.

Непоколебимая твердость в вере, необычайная сила духа, необыкновенное трудолюбие, терпение - качества, которые обрел подвижник, следуя по пути, указанному Христом, - в непростые времена татаро-монгольского владычества стали зримым ориентиром для пребывающих в отчаянии людей Древней Руси, побудив русского человека обратить свой взор к миру непреходящих, духовных ценностей. Радонежская обитель, основанная Преподобным Сергием, стала тем местом, где люди обретали нравственные силы, вставая на душеспасительный путь и отвергая греховные помыслы, где каждый человек, приближаясь к святому, сокровенному, укреплялся в вере и получал духовное исцеление.

Усилиями Преподобного Сергия и его сподвижников тихая обитель, малоприметная среди густых радонежских лесов, в достаточно короткий срок стала духовным центром всей русской земли, нашей национальной школой Православия.

Своей жизнью и деятельностью, направленной на исцеление душ человеческих, Преподобный Сергий утвердил важные воспитательные принципы, ставшие той незыблемой основой, на которой уже более шести веков существует и развивается русская педагогическая мысль.

Мне бы хотелось обратить внимание на три наиболее важных принципа, утвержденных Преподобным Сергием.

Прежде всего следует назвать принцип личного примера - принцип, которым подвижник неизменно руководствовался в своей повседневной работе с радонежскими иноками. Поучая братьев-сподвижников, Преподобный Сергий крайне редко обращался к словесным наставлениям, предпочитая воздействовать на учеников безмолвным, тихим деланием, примером всей своей жизни, наполненной каждодневными трудами и смиренной заботой о ближнем. По свидетельствам агиографа Епифания Премудрого, одного из учеников радонежской обители, Преподобный Сергий в совершенстве владел навыками крестьянского труда, очень хорошо знал плотницкое и столярное дело. «Он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и пек хлеб, и еду варил; обувь и одежду кроил и шил; ночью же в молитвах без сна проводил время; и ни часа праздным не оставался», - так повествует инок Епифаний о жизни своего великого учителя.

Следует ли говорить о том, какой воспитательной силой обладал пример Преподобного Сергия, который еще при жизни был удостоен всенародного почитания?

Крайне важно сказать еще об одном принципе, утвержденном Преподобным Сергием, - принципе любви и внимательного отношения к личности воспитанника.

Однажды во время вечерней молитвы Преподобный Сергий услышал голос: «Сергий! Ты молишься о чадах твоих - услышано моление твое! Посмотри же, сколько иноков собирается в обитель к тебе!» Подняв глаза, Преподобный увидел множество прекрасных птиц, прилетевших к монастырю и певших песни.

Подобно птицам, слетевшимся к монастырю, в радонежскую обитель нескончаемым потоком шли русские люди. Многие из пришедших к игумену Сергию за советом или наставлением впоследствии становились его учениками, продолжателями его священного дела.

Преподобный Сергий пристально следил за духовным развитием каждого сподвижника, стремясь к тому, чтобы каждый имел послушание, соответствующее его силам и наклонностям. Так, например, на самом первом этапе подвижничества ученику всегда давалась возможность духовно подготовиться к монашеской жизни, испытать себя, выбрать себе полезное дело, в котором бы наиболее ярко и полно раскрывались дарованные Богом задатки и способности; опытные же иноки получали у Преподобного благословение на самостоятельное подвижничество - книгописание, иконопись, храмостроительство.

Историк В.О. Ключевский писал: «По последующей деятельности учеников Преподобного Сергия видно, что под его воспитательным руководством лица не обезличивались, личные свойства не стирались, каждый оставался самим собой и, становясь на свое место, входил в состав сложного и стройного целого, как в мозаичной иконе различные по величине и цвету камешки укладываются под рукой мастера в гармоническое выразительное изображение. Наблюдение и любовь к людям дали Сергию умение тихо и кротко настраивать душу человека и извлекать из нее, как из хорошего инструмента, лучшие ее чувства...»

Троицкая обитель, основанная Преподобным Сергием Радонежским, стала настоящей школой православной культуры, школой, из стен которой вышли многие выдающиеся деятели отечественного просвещения. Знаменитые имена его учеников - это, пожалуй, лучшая похвала Преподобному как воспитателю и наставнику. Монах-книжник Афанасий Высоцкий, писатель-агиограф Епифаний Премудрый, просветители преподобные Савва Сторожевский, Ферапонт и Кирилл Белозерские - были учениками и собеседниками игумена Сергия Радонежского, они начинали свой путь из стен Троицкого монастыря.

Среди воспитательных принципов, на которые опирался Преподобный Сергий, особо следует выделить принцип самоотверженного служения народу, Отечеству. Святитель Феофан Затворник говорил: «Служа Отечеству, мы этим самым служим Богу». Эти слова очень точно характеризуют деятельность Преподобного Сергия и его сподвижников.

Обитель игумена Сергия не была безучастной к тем проблемам, которые волновали древнерусское общество; троицкие иноки всегда являли собой образец самоотверженного служения миру.

Наиболее ярко принцип служения Отечеству раскрывается в миротворческой деятельности

Преподобного Сергия, который неоднократно призывал русских князей к прекращению разорительных междоусобных войн и решению созидательных задач, направленных на укрепление государства.

В период противостояния Русского государства и Золотой Орды Троицкая обитель, созидаемая игуменом Сергием Радонежским и его общиной, стала оплотом национально-освободительного движения против иноземного владычества.

Конечно же, нельзя не вспомнить о благословении, которое дал Преподобный Сергий князю Димитрию Донскому, собиравшемуся на битву с ханом Мамаем, о тех пророческих словах, которые вселили в русских ратников веру в победу; нельзя не вспомнить о знаменитых иноках Пересвете и Ослябе, учениках Преподобного, который своим бессмертным подвигом утвердил мысль о том, что защита Отечества — святое дело, имеющее всенародную значимость.

Как известно, Преподобный Сергий не оставил после себя каких-либо письменных трудов. Принципы, утвержденные подвижником, его нравственные заветы, по образному выражению В.О. Ключевского, были положены в «живую душу народа», став неотъемлемой частью отечественной духовной культуры, национального самосознания русского человека.

Не секрет, что в наше беспокойное и быстротечное время многие, стремясь к жизненному благополучию, часто забывают о мире духовных ценностей, о тех, кто эти ценности созидал и приумножал. Именно поэтому сохранение памяти о Преподобном Сергии и его последователях в наши дни становится все более важным, значимым делом. «Творя память Преподобного Сергия, - писал историк В.О. Ключевский, -мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, попшнигд произведенные в нем траты. Ворота Лавры Преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».

Е.А. Карунин,
доцент Московского государственного
открытого педагогического университета
им. М.А. Шолохова

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения