На главную страницу
         
 
«Глинские чтения» 2006 г. № 7-8

К предыдущей К оглавлению К следующей

ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ

Священник Сергий Минин.

Человеку все дано его Создателем

Православная антропология - учение Церкви о человеке, основанное на Священном Писании и святоотеческом предании, является основой создания системы духовно-нравственного воспитания.

 

Святые отцы исходили в своих суждениях о человеке из библейской антропологии и Евангельской благой вести. Апостол Павел в своих посланиях раскрывает вопрос о человеке как одном из центральных пунктов христианского миросозерцания, который открывается как велия благочестия тайна (1 Тим. 3, 16).

В различных культурах и философско-религиозных системах раскрываются различные образы человека, сопряженные с картиной мира, осваиваемого и преобразуемого человеком.

В языческих культурах человек осознает себя в противопоставлении другому человеку, другим сообществам через оппозицию понятий «свой»   -  «чужой».  Рубеж национальный во многом являлся границей нравственных представлений. Человек осознает себя человеческим существом только в границах своего национального и социального окружения. Понятие человек в рамках этих представлений обусловлено соблюдением ряда факторов:

этнических (оппозиция понятий: эллины - варвары; славяне - немцы и т.д.);

социальных (свободный - раб);

поло-возрастных (взрослый - ребенок, мужчина - женщина).

Человек ценен не сам по себе, но, прежде всего, как часть общества, этноса, рода, семьи или государства.

Христианство вызвало переворот в воззрениях человека не только на Бога, но и на самого себя. Причина этого не в пытливости человеческого ума, сумевшего увидеть то, что было скрыто от предшествующих мудрецов и философов прошлого, а в явлении в мир Бога. Христианство - это религия Божественного откровения. Бог христиан - это не безличная природа, не абстрактный Абсолют, а Личность. Христианство даровало человеку права личности безусловно, вне зависимости от социального, национального или поло-возрастного статуса. По апостолу Павлу, нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем - Христос (Кол. 3, 11). Об этом же пишет святой Иоанн Златоуст: «Как велико достоинство души! Чрез ее силы строятся города, переплываются моря, обрабатываются поля, открываются бесчисленные искусства, укрощаются дикие звери! Но что всего важнее - душа знает Бога, который сотворил ее и различает добро от зла. Один только человек из видимого всего мира воссылает молитвы к Богу, получает откровения, изучает природу небесных вещей и проникает даже в божественные тайны! Для него существует вся земля, солнце и звезды, для него сотворены небеса, для него посылались апостолы и пророки, и даже сами ангелы; для его спасения, наконец, Отец ниспослал и своего Единородного Сына». В самом полном и прямом смысле понятие Личность относится к явлению в мир Божественной Личности Богочеловека Иисуса Христа.

Отсюда возникает представление об абсолютной ценности человеческой личности, свободе и правах человека. Преподобный Антоний Египетский указывал, что «Бог создал душу свободною и самовластною, и она вольна поступать как хочет -хорошо или худо».

Основой прав человека является право человека на жизнь. Христианство рассматривало эту проблему в контексте связи человека и Бога. Бог, создавая человека, благословил свое создание высшими духовными дарами: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал голоса Его и прилеплялся к Нему, ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих

(Втор. 30, 19-20). В современном секулярном обществе права человека часто рассматриваются вне контекста отношений Бога и человека и трансформируются в защиту человеческого своеволия. Примером может послужить трансформация права человека на жизнь в право человека на эвтаназию.

Происхождение человека является существенным пунктом в построении антропологических концепций. Библейская антропология (Быт. 1, 26-28) ясно и недвусмысленно исходит из того, что человек был создан по повелению Божию особым и отдельным актом творения, а не появился в ходе так называемой «естественной» эволюции.

В православной христианской культуре в человеческом существе различаются три реальности - дух, душа и тело. Эти составляющие находятся в иерархической взаимосвязи.

Существуют две основные модели иерархического понимания человека: дихотомическое понимание человека (дух + душевно-телесная сторона человека) и трихотомическое понимание человека (дух + душа + тело). Апостол Павел, сформулировавший основные идеи христианской антропологии, исходит как из дихотомической, так и трихотомической модели понимания человека.

Определяющим статусом человека является его духовное положение, подчиняющее себе душевную и телесную жизнь человеческого существа. Христианская антропология исходит из учения о человеке как об образе Божием. Таким был замысел Божий о человеке. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1,26). В историческом аспекте христианство видит три образа человеческого существа.

Прежде всего, Адам - это первый человек, созданный Богом и, как и все творение Божие, являющий собой целостность.

Далее это Адам падший, прошедший через катастрофу богоотступничества, что привело к искажению природы человека, несущей в себе с этого момента семя смертности, распада и тления. Человек стал порабощен своей плотью, ее желаниями и требованиями.

И, в-третьих, это новый Адам, человек, возрожденный Богом, соединившийся с Ним через искупительную жертву Иисуса Христа. Церковь учит о возрождении и обновлении человека через спасительную веру в Сына Божия.

Христианская антропология, учение о грехопадении и возрождении человека имеет философско-мировоззренческое выражение в идее развития человека и его самоопределения, творческой активности и внутренней свободы.

Российская культурно-историческая традиция укоренена в христианском взгляде на человека в рамках православной восточно-христианской цивилизации. Русская культура исходит из констатации духовного статуса человека.

Понятие духовность неразрывно связано с христианской антропологией, учением Церкви о человеке.

Моральное учение христианства исходит из идеала обожения человека, основан-

ного на словах Иисуса Христа: будьте совершенны, как совершен ваш Отец Небесный (Мф. 5, 48).

Понятие духовность в настоящее время широко используется в специальной литературе. В широком (светском) смысле этого понятия подразумевается духовный статус человека - существа, обладающего свободой воли, т.е. способность человека к самоопределению, самодетерминации и саморазвитию. В рамках православной теологии это понятие связано с реализацией осмысленного свободного выбора человеком вечного бытия, его стремлением к связи с Богом. Поэтому духовность может быть дифференцирована как светлая духовность, связанная с сопряженностью человека с Богом, и темная духовность как сопряженность человека с демоническими силами, с духами зла.

С проблемой духовности связана проблема духовной энергии. Христианская культура выделяет три ее возможных субъекта: божественный источник духовной энергии, демонический и человеческий. В свободном решении человек осуществляет свой выбор и сопрягает свое личное бытие с Богом или демоническими силами.

Человек как существо, обладающее свободой воли и даром разума, обладает и знанием своей телесной смертности, осознанием существования вечного бытия. В этом смысле человек может быть определен как существо, имеющее религию. В свободном выборе человек решает проблему своего посмертного статуса - смертен ли я бесповоротно, полностью или я по своей природе, осознающей вечность, причастен вечному бытию. Другими словами, является ли человек субъектом временного мира или субъектом вечности. В границах религиозного сознания этот вопрос решается положительно, и духовному взору человека открывается Творец, Бог - источник и причина бытия. Как указывал великий русский философ ХХ века А.Ф. Лосев, «под религией мы понимаем субстанциональное самоутверждение личности в вечном бытии». В рамках материалистического мировоззрения также существует эта категория - вечность, которая приписывается самой материи, становящейся в силу этого абсолютом и поэтому фактически обожествляемой. Человек размышляет о себе, своей земной и посмертной участи, и именно поэтому человека можно определить как существо религиозное по самой своей сути.

Человеку все дано его Создателем, и он как существо разумное и свободное может и должен совершить духовный выбор.

Сердцевиной системного кризиса современного мира является кризис идентичности человека, кризис духовности. С одной стороны, мы видим бурный рост материального потребления, повышение уровня комфорта современной техногенной цивилизации. С другой стороны, человек, окруженный материальными благами, утрачивает смысл своего существования.

Святитель Феофан Затворник указывает, что духовную сферу в человеке составляют: благоговение и жизнь в страхе Божием, совесть, искание Бога. «Дух есть прежде всего способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Через свой дух человек общается с Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерий для определения высших ценностей, так как только Бог, который Сам есть абсолютное благо, истина и красота, может верно указать решение человеку».

Духовности самой по себе не бывает. Как не бывает самой по себе материальности. Один из величайших даров человека -это дар различения духов: не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (Ин. 4, 1). Сам Бог есть дух (Ин. 4, 24). Понятие духовность связано с духовным статусом человека и всегда личностно. Протоиерей В.В. Зеньковский в своем исследовании отмечает, что «духовное начало не может быть безличным, оно может быть только личным бытием».

Христианство открыло внутренний мир человека, самоценность его личного бытия. Как отмечает директор института педагогических инноваций РАО В. Слободчиков, «духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни». Человек не тождествен самому себе, ибо нет точки, выше которой ему не суждено подняться в его пути к Богу, и нет конца его возможному падению и отпадению от своего Творца. Но, говоря о саморазвитии человека, мы должны указать, что саморазвитие не есть цель, но есть средство.

Проблема духовности - это проблема выбора человеком жизни как вечной ценности, дающей ему возможность Богообщения. Человек, пришедший в мир, должен сознательно принять дар жизни, увидеть ценность своего личного бытия. Часто понятие духовность смешивают с понятием «душевности», т.е. категории, связанной с душой человека во всех проявлениях его эмоциональной, интеллектуальной и рассудочной жизни.

В рамках личностного подхода рассматривается проблема человеческой телесности. Апостол Павел утверждает: Тело для Господа. Тела ваши суть члены Христовы, тела ваши суть храмы живущего в вас Святого Духа. Посему прославляйте Бога и в телах Ваших и душах ваших, которые суть Божии. (1 Кор. 6, 13-20). Тело является неотъемлемой частью человеческой личности, и в этом смысле оно причастно вечности. Смерть как разрыв связи души и тела - явление временное. Христианство, исходя из догмата о Воскресении Христа, в систему своих представлений о человеке включает учение о всеобщем воскресении мертвых и соединении души и тела.

Православная христианская антропология исходит из различения в природе человека добра и зла. Добро - онтологично и сущностно. Зло есть следствие грехопадения Адама, исказившее саму природу человека. Таким образом, зло в человеке не сущностно и является искажением первоначальной природы человека, последствием его падения. Греховность падшей человеческой природы проявляется в изменении иерархической (вертикальной) структуры человеческой личности. Вследствие отпадения от Бога человек оказался пленен животным, биологическим началом, утратил свободу. Это проявилось в формировании у человека устойчивых греховных черт, а именно: внутренней нечистоты, самости, умственной и эмоциональной нетрезвости, неориентированности, биологической детерминированности, склонности к разрушению. Игнорирование христианского видения человека, пораженного печатью первородного греха, привело к появлению идеи гармонического развития человека и биологизаторству. При этом не учитывается очевидный факт, что человек устроен не гармонично, а иерархично.

Иерархическая структура человеческой личности определяет наличие целеполагания в жизни человека, своеобразную тайну индивидуального бытия в реализации творческих задач. Языческий мир определил индивидуальный жизненный путь человека понятием рок (судьба, карма, фатум), который исходит из наличия в жизни человека несвободы, отсутствия реального выбора в качестве определяющего фактора его бытия.

Христианство исходит из представления о человеке как существе изначально свободном, но плененном грехом и вследствие этого утратившем свободу. Церковь указывает, что никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3, 11). Имея своим основанием Богочеловека, примирившего своей искупительной жертвой Бога и человека, христианство видит человека в его избранности к свободе и именно свободу человеческой личности считает решающим фактором его индивидуального бытия. Христианство тайну индивидуальной жизни человека определяет не через несвободу человека - рок, а через понятие крестоношение. Слова Иисуса Христа: Если, кто хочет идти за мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мной (Мф. 16, 29) раскрывают смысл дара свободы, составляющего тайну человека. Добровольное следование за Христом и есть вхождение человека в подлинную свободу, создающую новое творение в соборном единстве воцерковленного и церковного человечества.

В живом религиозном опыте Церкви с наибольшей полнотой христианское видение человека открывается в свете пасхальной радости о Воскресшем Господе. Пасхальная радость изливается на людей и открывает нам сияние в них образа Божия. Христианская антропология исходит из откровения о реальной действительности образа Божия в человеке. Современная научная мысль, богатая обилием частных истин о человеке, должна соприкоснуться с этим подлинным основанием наших представлений о себе самих и о смысле нашего бытия в этом мире. Проблема человека может быть корректно разрешена только в рамках системного знания о человеке, включающего в себя научные и вненаучные знания. Двухтысячелетний опыт православной традиции человековедения проверен опытом жизни многих поколений людей разных национальностей и культурных традиций.

Священник Сергий Минин,

доцент, к.и.н.,

г. Владимир


Глинские чтения во Владимирском государственном университете.
На фото: доцент, к.и.н. священник Сергий Минин, проректор, к.э.н. А.М.Саралидзе;
митрополит Суздальский и Владимирский Евлогий; д-р философ.н., проф. Е.И.Аринин;
ректор В.В.Морозов


К предыдущей К оглавлению К следующей

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения