Н.В. Маслов.
Сущность православного воспитания
и назначения человека
Вся земная жизнь человека, по свидетельству святителя Игнатия Брянчанинова, должна быть школой для приготовления к вечности. Поэтому для разработки концепции православного воспитания, определения его сущности и цели, формулирования его оснований и принципов, выявления основных категорий необходимо еще раз вернуться к вопросу о назначении человека в его православном понимании.
В учении о спасении достаточно подробно раскрыта природа человека. Согласно этому учению, человек предстает в трех своих состояниях: в естественном, неестественном и вышеестественном. Православная педагогика имеет дело с человеком в неестественном, падшем состоянии, опирается на знание его свойств в естественном, райском состоянии, все свои средства употребляет на то, чтобы вывести его из неестественного состояния и привести в состояние естественное и вышеестественное.
Вопрос о понимании человека является главным для педагогики как науки о воспитании и обучении, образовании человека. Этот вопрос неразрывно связан с представлением об идеальном образе человека.
"Человек - тот, кто познал себя, кто познал свое значение, свое состояние, свое назначение".
Нет ни одного вопроса, который представлял бы для человека большую важность, чем этот: в чем состоит истинное назначение человека? Решением этого вопроса обусловливается каждое действие человека, вся его деятельность.
Человек был создан как существо высокого достоинства и особого назначения. Он должен был охранять первобытную природу и поддерживать в ней порядок. Бог предназначил его быть посредником между всем созданием и Самим Собой.
Бог определил человеку не только великую роль в мироздании, но и предназначил его для вечного единения с Собой, для вечного блаженства. Однако после грехопадения человек утратил свое высокое достоинство и естественное состояние.
Земная жизнь дана человеку как школа, как возможность нравственно совершенствовать качества своей души: очищать ее от страстей и развивать лучшие свойства ее богоподобной природы. Участь человека определяется прежде всего тем, как он относится к цели своего земного существования. В Богооткровенном учении Бог открыл человеку его назначение, цель его жизни, его правильное отношение к миру.
Цель жизни человека постоянное совершенствование в добре, развитие всех духовных сил, направление их к Богоуподоблению, единение с Богом. Эту цель святые отцы характеризуют как единую, непреходящую. Святой авва Исаия так говорит о цели жизни. Бог хочет, чтобы человек был во всем Ему подобен. Он пришел в мир, "чтобы переменить неестественное состояние наше на естественное". Бог показал нам "закон чистый" с какой целью? Чтобы человек вернулся в естественное состояние, в каком создал его Бог.
Восстановление в человеке образа Божия понимается как образование человека.
Если "главная цель действования - цель жизни выпускается из виду, - пишет святой Иоанн Кронштадтский, - является множество частных целей, почти столько, сколько есть у каждого человека страстей или прихотей. В душе происходит странная работа, следствием которой бывает, по-видимому, какое-то созидание: видишь материалы для построения, начало, средину и конец дела, а на самом деле концом всего выходит - ничто".
Каждый художник рисует, прежде всего, образец предполагаемого произведения. Так должен поступать и педагог. Ему необходимо иметь истинное представление о том, каким должен быть совершенный человек, а уже затем рассмотреть, каким он является на самом деле.
Высочайший идеал чистоты и святости воплотил в Своей личности, в Своей жизни и деятельности Христос, стремиться к Которому есть цель жизни каждого человека.
Добродетели Богочеловека отражаются в жизни святых, которых Православная Церковь, канонизируя, представляет для подражания и общественного почитания. Жизнь святых - поистине восхитительное зрелище. Знакомясь с ними, каждый человек может воочию видеть, как люди различного возраста и разных состояний, сами по себе слабые, возвысились и укрепились Божественною Благодатью, стали поистине "новыми людьми" - людьми с новыми, вышеестественными свойствами.
Если бы каждый человек своею жизнью соответствовал этой "идее" Бога о человеке, то чем было бы все человечество!? Оно одушевлялось бы духом любви и стремилось "соединенными силами" к своему общему назначению.
Как же пришел человек в свое настоящее состояние? Обратимся опять к учению о спасении.
Первый человек, Адам, после грехопадения утратил свое естественное состояние, праведность и святость, которыми Бог украсил его, он подвергся повреждению по телу и душе и - как следствие этого - стал смертен.
Преемственно грех Адамов и его вредные последствия переходят на всех людей. Как потомки Адама, люди по природе подвержены многим трудам и скорбям и, наконец, смерти. Хотя человек и в своем настоящем, неестественном состоянии, имеет многие способности, но их первоначальное согласие разрушено: ум говорит одно, сердце влечется к другому, а воля настолько ослаблена, что не может направить человека по нужному пути.
По удалении от Бога беспорядок господствует как во внутреннем составе каждого человека, так и в жизни целых сообществ и государств. Подтверждает сказанное всемирная история. Она показывает в предоставленном самому себе человеке и человечестве следующие примеры:
- самые жалкие заблуждения в понятиях о Боге, о бессмертии, о достоинстве и назначении человека;
- опустошительные взрывы человеческих страстей, низких похотей, алчного корыстолюбия и разрушительной гордости;
- беспрестанно волнующееся море всякого рода скорбей и бедствий;
- наконец, бессилие человека уничтожить зло, распространившееся повсюду.
Все это может наблюдать и педагог не только во "внешнем мире", но и в повседневном педагогическом процессе.
Хотя были и есть воспитатели, которые не хотят видеть в детях ничего, кроме ростков доброго, все же подобный взгляд обнаруживает изъяны знаний о человеке. "Кто защищает страсти как естественные, - пишет святой Макарий Великий, - тот переменил Истину Божию во лжу свою".
Кто внимательно наблюдает над детьми, тот согласится, что уже с ранних лет обнаруживаются в них не только слабость, легкомыслие и недостаток опыта, но и беспорядочное желание удовольствий, склонность к тщеславию, к зависти и другие дурные наклонности. Это происходит потому, что ребенок рождается в неестественном состоянии, с ростками зла. Эти ростки очень скоро и страшно размножаются, если им не противопоставить постоянное и твердое противодействие. Хотя эта наклонность к плохому в разных людях видоизменяется в зависимости от многих причин, но тенденция остается неизменной.
Но каким бы хорошим ни казался ребенок по своим природным свойствам, необходимо, чтобы он получил должное воспитание.
Воспитание - это руководство человеком для достижения им своего назначения. Оно должно образовывать все способности человека в соответствии с этим назначением.
Воспитание - это намеренное влияние на воспитанника с определенной целью, а сущность православного воспитания определяется его целью.
Н.В. Маслов,
президент общества
"Наследники Александра Невского",
доктор педагогических наук |