На главную страницу
Историческая справка


ГЛИНСКАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

Глинская пустынь(Ставропигиальная, УПЦ), находится в селе Сосновка Глуховского района Сумской области (Украина). Названа, вероятно, по фамилии князей Глинских, владельцев ближайшей местности, благотворивших пустыни. Архимандрит Амвросий (Орнатский), Анатолий (Ключарёв) и некоторые исследователи XIX века ошибочно полагали, что название Глинская пустынь происходит от, якобы, глинистой местности на правом берегу реки Обесты.
По преданию, впервые зафиксированному в первой половине XIX века преподобным Филаретом (Данилевским) (Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни. СПб., 1835), Глинская пустынь основана на месте явления в начале XVI века местным пчеловодам на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы. На месте явления иконы вскоре поселился пустынножитель. Он построил часовню, в сооружении которой, вероятно, принимали участие насельники Молченской Печепской (в последствии Софрониевой) пустыни, а также владельцы данной местности князья Глинские, поэтому сама чудотворная икона получила название «Пустынно-Глинская». В XVI веке при часовне селились пустынники, в том числе, постриженники Молченского Путивльского монастыря.В конце XVI в. житель Крупецкой волости Фома Милонов построил на месте явления иконы деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Путивльский Молченский монастырь, согласно Межевой книге на земли в Крупецкой волости 1685 года (РГАДА. Ф. 1255. Оп. 4. Д. 23), с 1648 года владел «Глинским ухожьем». Грамотой царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1693 году подтверждалось право Молченской обители на земли Глинского ухожья Севского уезда Крупецкой волости. Грамотой патриарха Иоакима 1689 года игумену Феодосию, иеромонахи путивльского Молчанского монастыря обязывались регулярно служить в Глинской Богородице-Рождественской церкви.

XVIII век.
Когда 13 декабря 1703 года Петр I пожаловал Крупецкую волость гетману И.С.Мазепе, Глинская пустынь отошла к Киевской митрополии. Около 1704-1706 гг. по благословению Киевского митрополита Варлаама (Ясинского) Глинская пустынь была приписана Бутыринскому Петропавловскому монастырю Глуховского уезда Черниговской губернии, а в 1708 году, после измены Мазепы, пожалована князю А.Д.Меншикову, который стал благотворителем обители. Он пожаловал Глинской пустыни около 5000 гектаров земли, построил келии и деревянную церковь в честь Вознесения Господня (1724). В донесении 1730 года Киевского архиепископа Варлаама (Ванатовича) в Священный Синод сказано, что Глинская пустынь благодаря дару «князя Меншикова стала обширнейшей» (РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Д. 448). По прошению братии на имя митр. Иосифа (Кроковского) в 1715 году Глинская пустынь перешла в ведение Киевской митрополии. Указами императрицы Анны Иоанновны и Священного Синода от 11 октября 1731 года Глинская пустынь вошла в подчинение Синодальной области и приписана путивльскому Молчанскому монастырю, в 1764 году стала самостоятельной, заштатной.

Постройки.
Согласно офицерской описи подпоручика А.Рязанцева, к 1764 году в Глинской пустыни находились деревянный на каменном фундаменте Богородице-Рождественский собор (украшен резным позолоченным четырехъярусным иконостасом, на южных вратах располагалась чудотворная Глинская икона), теплый Никольский храм, колокольня с пятью колоколами, настоятельский и братский корпуса, трапезная, кухня, хлебня с погребом и ледником, шесть амбаров, конюшня, два сарая, за оградой – гостиница, огород. В 1769 году Никольская церковь, колокольня и весь архив сгорели. В 1770-1781 году был возведен каменный собор, на нижнем этаже которого освящены главный престол в честь Рождества Богородицы и теплый придел во имя свт. Николая Чудотворца, на верхнем этаже – небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 года – Вознесения) Господня; около 1786 года возведена каменная колокольня. В Богородице-Рождественском храме справа от царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божией Матери в серебряной ризе, образы апостола Иоанна Богослова, свт. Геннадия I,патриарха Константинопольского и др.

Экономическое положение.
К 1764 году Глинская пустынь владела 4800 гектарами земли, рыбными ловлями на реках Клевени и Обесте, скотным двором в слободке Шутовке, пасекой на 80 ульев, к 1784 году – 2 523 га земли, в том числе строевым лесом, использовавшимся для «корабельного поделья». В 1789 году лишилась всех владений, указами императора Павла I от 18 декабря 1787 года Глинская пустынь была наделена тридцатью десятинами земли, мельницей и рыбными ловлями, назначено триста рублей «милостынного подаяния» в год. 

Братия.
Достоверные сведения о насельниках Глинской пустыни XVII века отсутствуют, 8 сентября 1704 года в обители принял постриг монах Иона Суздалец, 7 марта 1705 года – монах Моисей Москвитин, впоследствии проживавшие в Троице-Сергиевой лавре  (РГИА. Ф. 796. Оп. 12. Прилож. 11. Л. 1087). В донесении митрополита Иоасафа (Кроковского) в Синод 1715 г. впервые упоминается  имя строителя Глинской пустыни Даниила (Хрисанфиевича) (РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Д. 448. Л. 3).  В 1730 году в Глинской пустыни только старшей братии было не менее 13 человек, в 1764 году - строитель, 2 иеромонаха, 5 монахов, 15 бельцов, в 1785 году -  35 насельников. В 10-е гг. XIX века число братии сократилось до 5-7 человек, в 1764-1809 гг. сменилось 15 строителей. С 60-90 гг. XVIII века в Глинскую пустынь ссылались священники-епитимийцы. Согласно епархиальным отчетам, многие из них исправлялись, пожив в обители короткое время (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1453). Уже в конце XVIII века по свидетельству глинского схимонаха Феодосия (Левченко), в Глинской пустыни подвизались старцы. По мнению глинского иеромонаха Иассона, несмотря на частую смену настоятелей, Глинская пустынь «таила в себе крепость духовных сил; прочный духовный фундамент… глубоко коренился в ее духовных подвижниках».

XIX век — 1922 год.
Возрождение и расцвет Глинской пустыни связан с деятельностью настоятеля (11 мая 1817 г. – 31 марта 1841) преподобного Филарета (Данилевского), при котором по словам святителя Филарета (Дроздова), пустынь «стала процветать благодатью» (РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7829). По ходатайству епископа Курского Евгения (Казанцева) 24 августа 1821 года Священный Синод утвердил общежительный устав Глинской пустыни, составленный прп.Филаретом по образцу правил Молченской Софрониевой пустыни, восходящих к уставам монастырей Афона. Впоследствии игумен Филарет переписал его уставным письмом и переплел в кожу (хранится в: РГИА. Ф. 796. Оп. 102. Д. 936).

Устав Глинской пустыни состоит из трех отделов, включающих 36 глав.
В первом определен порядок богослужения и трапезы. С 24 часов в Глинской пустыни читались утренние молитвы и полунощница, совершалась утреня, лития, с 6 часов - акафист Богородице, с 8 часов -литургия, с 16 часов - вечерня, лития, с 18 часов - повечерие с тремя канонами, читались также молитвы на сон грядущим и помянник. Воскресное и праздничное бдение начиналось в полночь и продолжалось в Господские и Богородичные праздники (кроме чтения кондаков и икосов акафиста) пять часов, а в прочие праздники – четыре часа. В воскресенье, в 5 часов утра совершался соборный акафист Иисусу Сладчайшему. В монастыре был введен особый Глинский распев, Партесного пения прп. Филарет не допускал. После литургии братия попарно шли в трапезную, служился чин Панагии. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтири и ежедневное поминовение по особому синодику. В первую неделю каждого месяца совершалось освящение воды. Среди особенностей богослужения Глинской пустыни было ношение диаконами по храму дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками).
Второй и третий отделы устава регламентировали обязанности настоятеля, старшей и рядовой братии. Иноки не имели никакой собственности, никого не принимали в келиях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Женщинам вход везде, кроме храма, был воспрещен. Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу. Помимо существовавших послушаний духовника и казначея, прп. Филарет ввел в Глинской пустыни должности благочинного, ризничего, уставщика, экклисиарха, эконома, больничного, гостинника и др. Согласно 25 главе, братия, не исполнявшая устав, удалялась из пустыни.
Преподобный Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой иноческой жизни». Глинский устав, заимствованный многими монастырями (около 15), послужил «краеугольным камнем прочного устройства и процветания» Одрина во имя свт. Николая Чудотворца монастыря, Святогорского Успенского монастыря, Щегловского Тульского монастыря, Белогорского монастыря, Оптина Болховского монастыря, Бузулукского в честь Преображения Господня монастыря, Чуркинского Николаевского монастыря и др.

Старчество в Глинской пустыни было утверждено уставом. Все поступавшие в обитель с первого дня «поручались искусному старцу в повиновение». Ежедневно они приходили к старцу, очищали совесть подробным исповеданием всех своих помыслов, желаний и поступков, во всем должны были «советоваться со старцем…ни в чем не составлять своего разума» (РГИА, ф.796, оп.102, д.936), то есть полностью отказаться от своей воли, беспрекословно выполнять все указания старца.
Специфические черты старческого окормления в деятельности глинских старцев: а) откровение помыслов ученика старцу происходило в форме духовной беседы, тщательного и подробного анализа мыслей, чувств и душевных состояний. Если священник во время исповеди разрешает от уже совершенных грехов, то откровение помыслов старцу предупреждает ученика от будущих грехопадений, искореняя грех в самом зародыше, чтобы он из мысли не перешел в дело; б) внимание (трезвение, хранение ума) — одно из основных средств борьбы с греховными помыслами. Глинские старцы часто призывали «Будь внимателен». Игумен Филарет писал: «Хранение ума — паче дел»; в) хранение чувств, которые помогут стать провидниками греховных помыслов, непрерывный самоконтроль — внутренняя самособранность; г) безусловное послушание ученика старцу, отказ от своего мнения.
Старцами Глинской пустыни считали тех, кто стяжал дар рассуждения, то есть дар точно постигать Божественную волю во всех обстоятельствах, старец — изъявитель воли Божией. Старцы назначали ученикам келейное правило, послушания, определяли, какие книги следует читать и т.п. Как сказано в епархиальных отчетах, благодаря старчеству в «иноческой жизни Глинской пустыни много своеобразного, оригинального, невиданного в других обителях» (РГИА, ф.796, оп. 442, д. 100). По монастырскому преданию, старчество появилось в обители с момента ее возникновения. Курские архиереи в отчетах в Священный Синод подчеркивали: «Старчество, как духовный институт, издавна существовал в Глинской пустыни и оказывает благотворное влияние не только на братию, но и на богомольцев. Подавая пример доброй нравственности, старцы руководят неопытных в духовной жизни и вразумляют заблудившихся, благодаря их влиянию и строгому надзору братия усердно ревнует о своем спасении» (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 2033). Старцы окормляли и мирян. Об этом свидетельствуют епархиальные отчеты и «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18-19 вв.». «Богомольцы получали удовлетворение своих религиозно-нравственных нужд, обращаясь за советом к просвещенным  духовным опытом старцам (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 2708).
Некоторым старцам, например иеросхимонаху Макарию (Шарову; +1864) являлась Царица Небесная, ангелы с указанием принимать народ. Глинские старцы прославились дарами прозорливости, предсказаний, исцелений и других чудотворений. Глинский старец монах Феодот приносил братии яблоки из райского сада. Курские архиереи называли Глинских старцев «украшением монашества» (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 100).
Наиболее известны среди них:
в начале 19 века: принявшие постриг на Афоне духовники иеросхимонах Пахомий (Сковородка) и иеросхимонах Пантелеимон Отшельник (+ 1831), иеросхимонах Порфирий (Мамчич), иеромонах Варсонофий;
в середине 19 века: монах Феодот (Левченко, + 1859), схиархимандрит Илиодор (Голованицкий, + 1879), иеросхимонах Серафим Любомудрый (+1856), иеродиакон Серапион (+1859), иеросхимонах Анатолий Благоговейный (+1860), иеросхимонах Макарий (Шаров, + 1864), иеромонах Гурий (+1875), схимонах Евфимий (+1866);
в последней трети 19 века: архимандрит Иннокентий (Спепанов, + 1888), схимонах Архипп (Шестаков, + 1896), схимонах Лука (Швец, + 1898), схимонах Артемий (+ 1885), иеросхимонах Илиодор (Захаров, + 1845), схимонах Марк (Карлов, + 1893), схимонах Пантелимон (+ 1895), монах Петр (Лешков, + 1898).

В начале ХХ века: схиархимандрит Иоанникий (Гомолко), иеромонах Феоктист (Бородин), скитоначальник монах Герасим, иеромонах Аристоклий (Ветер), иеромонах Иуман (Гагарин), иеромонах Софроний (Юденков).

Братия.
До иеромонаха Филарета (Данилевского) обителью управляли строители, с 1839 года - игумены, с 1887 года — архимандриты. После кончины прп. Филарета с 1841 года Глинской пустынью управлял игумен Евстратий (Яковлев), с 1855 года - игумен Авксентий, с 1857 года - игумен Иоасаф, с 1861 года - игумен Ювеналий (Половцев),  с 1862 года - архимандрит Иннокентий (Степанов), с 1888 года - схиархимандрит Иоанникий (Гомолко), с 1912 года - архимандрит Нектарий (Нуждин). По ходатайству прп. Филарета перед императором Александром I с 1821 года настоятели избирались из числа братии. К 1817 году в Глинской пустыни проживало около 25 насельников, в 1823 году - более 40 человек, в том числе 7 иеромонахов, 4 иеродиакона, 4 монаха. В 1837 году игумен Филарет писал императору Николаю I: «Братство, получив твердое духовное основание введением примерного устава Святой Афонской Горы, умножилось», - оно составляло около ста человек. В 1885 году в Глинской пустыни проживало около 340 человек, в том числе игумен, 16 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 60 монахов, 57 послушников. Особенно возросло братство при настоятеле схиархимандрите Иоанникии. В 1903 году — 481 человек, в том числе, 3 архимандрита, 24 иеромонаха, 16 иеродиаконов, 106 монахов, 38 послушников, в 1909 году — 589 человек, в том числе архимандрит, 37 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 123 монахов, 418 послушников. В 1909 году выходцы из крестьянского сословия составляли 3/4 братии; насельники в возрасте до 40 лет – 65 % братии.
Архиепископ Курский и Белгородский Илиодор (Чистяков) писал в Синод, что в Глинской пустыни «принимаются люди только твердые в обете и нравственности; посему и избрание на служение в другие монастыри, не требуя предварительного согласия настоятеля, всегда падает на иноков Глинской пустыни». В XIX - начале XX века более 30 пострижеников Глинской пустыни служили настоятелями других обителей и миссионерами, в том числе архимандрит Паисий († 1841) в Коренной пустыни, архимандрит Арсений (Митрофанов) и архимандрит Герман (Клица) в Святогорской пустыни (см. Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы мужская лавра), архимандрит Паисий (Сипченко) и архимандрит Самуил († около 1890), иеромонах Македоний (Жиров) в Чуркинском монастыре, архимандрит Вениамин († 1890) в Новоиерусалимском в честь Воскресения Господня монастыре, архимандрит Амвросий (Булгаков; † после 1918 г.) в Почаевской, затем в Киево-Печерской лавре. Постриженики Глинской пустыни служили во многих монастырях духовниками, казначеями, ризничими. Постриженик Глинской пустыни и ученик прп.Филарета преподобный Макарий (Глухарев) учредил Алтайскую духовную миссию и устроил при ней общежитие для братства по образцу Глинской пустыни. Во 2-й половине XIX века на реке Квихпаке (Америка) глинский архимандрит Илларион построил церковь в честь Воздвижения Креста Господня и устроил миссионерскую общину по уставу Глинской пустыни. В середине XIX века благочинным православных приходов во Франции стал глинский старец иеромонах Иродион (служил в городе По). В конце XIX – начале XX вв. большой вклад развитие Русской духовной миссии в Иерусалиме внес глинский иеромонах Тихон (Ростовский). В начале XX века Троицкую православную миссию на озере Иссык-Куль в Туркестанской епархии возглавлял воспитанник Глинской пустыни игумен Порфирий. В миссии была устроена больница, странноприимный дом для престарелых, дом трудолюбия для сирот по образцу Глинского. Архимандрит Паисий (Рухленко) был настоятелем Фрумошского монастыря (Молдавия), архимандрит Антоний – наместником Виленского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов монастыря и ближайшим помощником митрополита Иосифа (Семашко). Среди насельников Глинской пустыни архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий (Половцев), митрополит Одесский Леонтий (Гудимов), митрополит Тетрицкаройский Зиновий (в схиме Серафим Мажуга) (Грузинская ПЦ).

Благотворители.
Прп.Филарет привлек в Глинскую пустынь крупных благотворителей. Среди жертвователей Глинской пустыни император Александр I, императрица Елисавета Алексеевна, наместник Александро-Невской лавры архимандрит Товия, помещик В.О.Туманский, майорша Е.И. Деменкова, мещанин А.Шадский, князья А.А.Суворов и В.А.Долгоруков, граф А.Н.Толстой, граф С.П.Потемкин, графиня А.А. Орлова-Чесменская. В синодике Глинской пустыни как благотворители также записаны бояре Чарторыжские, Аракчеевы, Трубицыны, роды князей Барятинских, Голицыных, Мещерских, Щербатовых, Шаховских, Оболенских, Волконских, графов Орловых-Давидовых, Прозоровских, Чернышевых и другие.
Благодаря пожертвованиям в XIX веке велось активное каменное строительство.

Постройки.
К началу XX века в Глинской пустыни было пять храмов (два из них в скитах). В самом центре обители на большой площади высился собор Рождества Богородицы. При игумене Филарете собор был капитально отремонтирован и освящен 6 сент. 1820 г. епископом Евгением. В перестроенном в 1852-1864 гг. соборе в сентябре 1864 года епископом Курским Сергием (Ляпидевским) освящены южный придел во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, северный – святителя Алексия Московского и мученицы Александры. Монументальный величественный собор имел пять куполов, три апсиды (центральные купол и апсида) значительно большего размера), колокольню. В храме был поставлен резной с позолотой  иконостас (стоимостью 10 тысяч рублей), сооружен на средства благотворителя харьковского помещика К.Д.Хрущова. Клиросы также были резные с позлащенными киотами. В храме были устроены хоры. Внутри храм был хорошо освящен и расписан священными изображениями. На каменной колокольне было 12 колоколов, самый большой — весом 705 пудов, стоимостью 16 тысяч рублей. К югу от собора располагался теплый каменный храм в честь Успения Пресвятй Богородицы с правым приделом свт. Николая Чудотворца, левым – вмц. Варвары, построенный при игумене Евстратии в 1848-1850 гг. В 1889 году при настоятеле схиархимандрите Иоанникии храм был расширен в три раза, под ним была устроена усыпальница. Храм однокупольный с тремя апсидами. Особенностью Успенского храма являлись устроенные с его западной стороны широкие хоры, для отделения от мирян иноков, желающих уединенно молиться. Внутри и снаружи храм был расписан священными изображениями. На западном фронтоне находилась икона Вознесения Господня, которая была видна издалека. Средний иконостас и иконостасы в приделах были деревянные, разные, позолоченные, пятиярусные. В среднем иконостасе справа от Царских врат находилась икона Спасителя, затем южные двери с изображением Архангела Гавриила и храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе, пожертвованная в 1853 году харьковским помещиком К.Д. Хрущовым.
Храм в честь Иверской иконы Божией Матери стоял на обширных каменных сводах Святых врат. При входе с гостиного двора все поклонялись поставленной над святыми вратами Иверской иконе Божией Матери, присланной с Афона. Церковь одноглавая с одной апсидой.
Надвратная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери была построена в 1826-1830 гг. и освящена в октябре 1831 года игуменом Филаретом. В ней был поставлен резной из красного дерева позолоченный четырехъярусный иконостас. Над Царскими вратами располагалась храмовая Иверская икона, вставленная в позолоченный круг.
Настоятель схиархимандрит Иоанникий устроил в Глинской пустыни четыре домовые церкви:
- в честь Воздвижения Креста Господня в больничном корпусе в 1896 году (теплую, однопрестольную);
- деревянную домовую церковь архангела Михаила в доме сеймских монастырских мельниц в году Путивле (1893);
- теплую церковь св. Иоанна Предтечи в Спасо-Илиодоровском скиту (1899);
- церковь во имя Вознесения Господня, устроенную в деревянном доме при хуторе Негровском (1908);
В начале XX века в Глинской пустыни были построены каменные ограда, 2-этажный архиерейский и 18 других корпусов, 8 гостиниц, больница с аптекой, библиотека, 34 корпуса занимаемых различными монастырскими службами (в том числе трапезная, прачечная, книжная лавка, кузница, водокачка и мастерские), свечной завод, 13 сараев, 5 амбаров, коровницкий двор и конюшня.

Экономическое положение.
При игумене Филарете началось увеличение землевладений Глинской пустыни. Император Александр I в 1823 году пожаловал Глинской пустыни 300 десятин. Император Александр II — 100 десятин земли. В начале XX века за счет пожертвований монастырское землевладение Глинской пустыни стало самым большим в Курской епархии. В 1911 году Глинская пустынь владела 1946 десятинами земли, в том числе 930 десятинами пахотной, 501 десятиной леса, а также 4 водяными мельницами, а также подворьями в городе Глухове, близ деревни Заруцкой. К 1834 году на счетах Глинской пустыни в банках находилось 8 415 рублей, ежегодно пустынь получала проценты — 372 рубля, т.е. больше, чем пособие (300 рублей), выдаваемое из казны. В 1853 году — уже 38 тысяч рублей. Значительно увеличил капитал обители настоятель схиархимандрит Иоанникий: с 1892 по 1910 гг. капитал вырос на 43 тысячи рублей (ГАКО, ф. 20, оп. 3, д. 109). Хозяйственная деятельность монастыря была на самом высоком уровне. В полном географическом описании России под редакцией Семенова (1899) сказано, что в Глинской пустыни «образцовые мастерские, пасеки, огородничество, садоводство, цветоводство, рыбоводство». Особенно много мастерских организовал схиархимандрит Иоанникий.
В Глинской пустыни были сапожная, колесная, бондарная, плотницкая, свечная, переплетная, кровельная, кожевенная, портняжная, столярная, а также мастерские живописцев, позолотчиков, коверщиков, ложечников, резчиков по дереву, токарей, корзинщиков, шитья риз. Вне ограды работали дегтярный и кирпичный заводы, маслобойня, крупорушка, сукновальня.

Скиты.
В 1828 году по инициативе прп.Филарета (Данилевского) на месте явления Глинской иконы был основан Ближний скит с деревянной часовней и келией, в которой поселился братский духовник иеросхимонах Пантелеимон. В 1829 году с ним поселилось несколько иноков. В 1848 году вместе часовни был построен и 26 окттября 1860 года освящен каменный храм во имя свв.Иоакима и Анны, колокольня. Около скита сохранялся пень сосны, на которой, по преданию, явилась Глинская икона. В XIX в. здесь находилась точная копия явленного образа.
Дальний (Илиодоровский) скит был основан схиархимандритом Иоанникием (Гомолко) в 1893 году в трех километрах от обители, на месте подвигов схиархимандрита Илиодора (Голованицкого), при деревянном храме в честь Нерукотворного образа Спасителя (освящен 11 мая 1892 года). 4 августа 1893 года Синод утвердил устав скита, составленный схиархимандритом Иоанникием (Гомолко) и одобренный свт.Феофаном (Говоровым) Затворником, с которым переписывался настоятель. В воскресные и великие праздники совершалась литургия, в остальные дни совершалась обедница с акафистом: в понедельник — арх. Михаилу, во вторник — св. Иоанну Предтече, в среду — вмч. Пантелеймону, в четверг — свт. Николаю Чудотворцу, в пятницу — Страстям Господним, в субботу — Богородице, в воскресенье — Спасителю.
Будничные скитские службы, в отличие от монастырских, имели свои особенности. На утрени читали 12 псалмов, с разделением на 4 части, после каждой части из них полагалось 200 Иисусовых молитв и 100 Богородичных с поклонами. На четвертой читалось 100 Богородичных молитв, 100 – Ангелу Хранителю и 100 – всем святым. На вечерне вычитывалось 12 псалмов (без сотниц), акафист Спасителю или Божией Матери попеременно и сотница за упокой братии и благотворителей. На повечерии, пред молитвой “Владыко Человеколюбче”, читалось по главе из Евангелия и Апостольского Послания. Также совершалось непрерывное чтение Псалтири. В зимнее время после 14 часов скитяне собирались для духовных бесед или чтения. После чтения старцы разрешали вопросы и недоумения, если они возникали. В скиту, так же как в Глинской пустыни, было введено ежедневное откровение помыслов. Свт.Феофан определил келейные занятия скитян: молитва, чтение и рукоделие. Вход в скит женщинам был воспрещен, миряне посещали скит только по благословению схиархимандрита Иоанникия. По совету свт.Феофана для духовных бесед с посетителями, за оградой была построена особая часовня-приемная. Келии скита отличались аскетической обстановкой, о которой писал свт.Феофан: «столик, табурет или скамейка, койка, на коей рогожка или войлок, и все». На трапезе в понедельник, среду, пятницу было положено сухоядение, в прочие дни — щи и каша. Для приготовления такого стола было достаточно двух—трех послушников, которые успевали участвовать во всех богослужениях.
Первоначально в скиту находилась Спасская церковь и несколько домиков, обнесенные плетнем. С увеличением числа братии в 1899 году была устроена теплая однопрестольная деревянная домовая церковь во имя св. Иоанна Предтечи. Спасский храм был расширен, в 1894 году пристроена деревянная колокольня с четырьмя кельями, в 1906 году — каменная колокольня с двумя келиями. На средства благотворителей скит был обнесен каменной оградой. В Спасском храме был устроен одноярусный дубовый иконостас с иконами, написанными на цинке иноками Глинской пустыни. Над царскими вратами находилась икона Нерукотворного образа Спасителя, за правым клиросом в позолоченном киоте – Коневская икона Божией Матери, а за левым клиросом в киоте – икона вмч. Пантелеймона, переданная с Афона. В металлическом ковчеге хранился драгоценный дар Святой Горы – часть Креста Господня и двенадцать частиц мощей святых.

Епитимийцы.
На протяжении XVIII-XX вв. в Глинскую пустынь присылали много епитимийцев, причем не только Курская Духовная консистерия, но и Священный Синод. Начальство считало Глинскую пустынь «особенно удобной» для исправления виновных и «в нее посылались таковые, после того как оказывались неисправимыми в других монастырях» (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 1453).

Святыни.

В Богородице-Рождественском соборе над царскими вратами в серебряном киоте хранилась чудотворная Глинская икона, украшенная в 1827 году золотой короной с аметистами и топазами. От образа происходили многочисленные исцеления. В киоте за правым клиросом собора находилась чудотворная икона Нерукотворного образа Спасителя  (XVIII век) в серебряной ризе, перед которой по воскресеньям читался акафист. С 1833 года в соборе находился кипарисовый ковчег с частицами Креста Господня, ризы Господней и Божией Матери и 67 частицами мощей различных святых. В Иверском храме над царскими вратами находилась Иверская икона Божией Матери, которой в 1817 году благословил прп.Филарета прп.Феодосий (Маслов) при вступлении в должность строителя. Икону украшала серебряная позолоченная риза (1 фунт 60 золотников). В Крестовоздвиженской церкви особо почиталась Балыкинская икона Божией Матери. В 1856 году император Александр II утвердил совершение ежегодного (с 19 июля по 2 августа) крестного хода с Глинской иконой из Глинской пустыни в город Глухов. После возведения в 1860 году храма во имя свв. Иоакима и Анны в Ближнем скиту ежегодно 9 сентября стали совершать крестный ход с иконой в скит. Образ оставался там до окончания литургии. В 1891 году после многочисленных просьб крестьян был установлен ежегодный крестный ход с иконой 29 апреля из Глинской пустыни в село Шалыгино. Также в теплое время года по просьбе богомольцев совершались частные крестные ходы, иногда несколько раз в день.

Библиотека пустыни считалась лучшей в Курской епархии. Если в 1802 году она насчитывала 117 книг, то в 1910 – более двух тысяч литургических, богослужебных и аскетических книг, в том числе сборники “Добротолюбие”, “Луг Духовный”, “Лавсаик”, Прологи, творения свт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Кирилла Иерусалимского, Амвросия Медиоланского, Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, прп. Иоанна Дамаскина, Макария Египетского, Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Нила Сорского, Паисия Величковского.

Благотворительная деятельность, согласно 23 главе устава Глинской пустыни прп.Филарета, была непреложным законом для монастыря.

В XIX-XX вв. Глинская пустынь содержала несколько гостиниц, богаделен, странноприимниц, в том числе в самой обители, в деревне Заруцкой, на подворье при Сеймских мельницах. С середины 19 века и до 20-х годов XX века ежегодно пустынь принимала 50-60 тысяч паломников (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 1396). Все посетители Глинской пустыни обеспечивались бесплатным питанием, жильем, одеждой, обувью. Нуждающимся давали денежные средства, лес на постройки. Значительные средства пустынь жертвовала пострадавшим от стихийных бедствий, на устроение храмов военно-врачебных заведений, на содержание православного миссионерского общества, в пользу Иерусалимской церкви Гроба Господня, русских паломников в Палестине, Константинопольской Патриархии, устройства храмов в Туркестанском крае. Обитель оказывала помощь пострадавшим от землетрясений на острове Занте, жителям Греции, Балкан. По инициативе игумена Филарета в 1823 году была построена больница, в которой лечили не только братию, но и паломников. В 1877 году было построено каменное двухэтажное, а в 1896 году – трехэтажное каменное здание больницы. В отчетах о состоянии Курской епархии подчеркивалось, что здание «устроено по коридорной системе, со всеми необходимыми приспособлениями для вентиляции, дезинфекции и отопления… в особой комнате находилась аптека с запасом медикаментов, хирургических инструментов, имелась также сушильня трав, ванна» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2033). Больница обеспечивала нуждающихся как стационарным, так амбулаторным лечением. Росла популярность больницы и с каждым годом увеличивалось число обращавшихся. Если в конце XIX века ежегодно за медицинской помощью обращалось семь-десять тысяч богомольцев, то в 1915 году — одиннадцать тысяч. Больные получали бесплатно питание, уход, лекарства, различные медицинские процедуры. Содержание больницы обходилось Глинской пустыни ежегодно более чем в две тысячи руб.

Просветительская деятельность. Из Глинской пустыни вышли известные просветители. Прп.Филарет составил также уставы для восьми женских монастырей, в том числе Екатеринбургского в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Борисовского в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Челябинского в честь иконы Божией Матери "Одигитрия", Казанского монастыря в городе Троицк Оренбургской губернии, Мензелинской во имя Ильи пророка общины Уфимской губернии. «Наставление о должности духовника, служащего инокиням» игум. Филарета прилагалось к уставам многих женских монастырей. Написанное преподобным «Поучение к новопостриженному монаху» было напечатано в Синодальной типографии и по указу императора в 1824 году разослано во все тридцать семь епархий «для руководства в управлении монастырями и братией» (РГИА. Ф. 796. Оп. 104. Д.1000). В самой Глинской пустыни поучение читалось в трапезной в день пострига кого-либо.
Помимо наставлений монашествующим и уставов, игумен Филарет вел обширнейшую переписку (в год писал более 750 писем) (РГИА. Ф. 796. Оп. 102. Д. 936), составлял нотные книги. В журнале “Странник” печатались духовно-назидательные книги глинского иеромонаха Порфирия (Левашова, † 1868 г.): «О воспитании девиц в духе истинно христианском», «Взгляд на монашество», «О причинах раскола», «Беседа со старообрядцами», «О бессмертии». Игумен Иассон известен как составитель жизнеописаний глинских старцев: схиархимандрита Илиодора, монаха Фиодота, монаха Мартирия, схимонаха Ефимия, монаха Досифея и других, вошедших в последствии в многотомное издание «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков». С конца XIX века обитель издавала духовно-просветительскую литературу, жития старцев Глинской пустыни, а также бесплатные «Глинские листки», «Глинские Богородицкие книжки», которые были неотъемлемой частью книжных фондов школьных библиотек (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д.1396).

В 1890 году при Глинской пустыни был создан Дом трудолюбия для обучения грамоте и ремеслам сирот. В начале XX века в нем обучалось около двухсот человек сапожному, портняжному, столярному, токарному, иконописному, переплетному, кузнечному, каретному, шорному, слесарному, позолотному, резному мастерству, выделке ковров, шитью риз, а также садоводству, пчеловодству, огородничеству, рыбоводству. Каждому ученику выдавалось свидетельство об окончании обучения.

Патриотическая деятельность.
В 1812 году братия Глинской пустыни пожертвовали значительные средства на вещи для русского войска (РГИА. Ф. 786. Оп. 102. Д. 1158). В период Крымской войны (1853—1856) по инициативе игумена Евстратия Глинская пустынь оказывала материальную и пастырскую помощь дружине Курского ополчения в Путивльском уезде. Во время русско-турецкой войны (1877 – 1878) в Глинской пустыни был устроен большой лазарет для раненых воинов, в основном гвардейских полков, которые содержались за счет обители. За лечение воинов настоятель игумен Иннокентий и братия получили благодарность покровительницы Общества Красного Креста императрицы Марии Александровны (РГИА. Ф.796. Оп. 442. Д.738).

Во время Первой мировой войны в 1914 году в Глинской пустыни был устроен лазарет для раненых воинов. Медикаменты, кровати, белье были заготовлены на средства обители. Ухаживали за больными монахи под руководством опытного инока-фельдшера. Также при обители был устроен санаторий для воинов, нуждающихся в отдыхе после лечения, а также приют для детей погибших (на пятнадцать мальчиков). Для увечных воинов были оборудованы столярная, сапожная и швейные мастерские. В Курске на средства епархиальных монастырей был оборудован госпиталь. Двадцать процентов средств на его содержание обеспечивала Глинская пустынь. На оборудование другого госпиталя (в Знаменской роще Курского монастыря) только в 1914 году Глинская пустынь пожертвовала более двух тысяч рублей. В 1915 году в гостинице Глинской пустыни проживало около шестидесяти тысяч беженцев. Они получили сто тысяч бесплатных обедов на сумму десять тысяч рублей, бесплатно пользовались одеждой, обувью, лекарствами, многим из них были выданы деньги. В 1915-1916 гг. на нужды Красного Креста Глинская пустынь пожертвовала десять тысяч рублей, часть этих денег была направлена на расходы по устройству быта беженцев. В 1915 году на фронт были направлены иеромонахи обители, в 1915-1916 гг. – 75 послушников. Для нужд походных храмов Глинская пустынь передала в Курскую Духовную Консисторию ризницу с иконами, книгами и облачениями общей стоимостью до шестисот рублей.

Захоронение настоятелей.
Игумен Филарет (+1841), согласно его завещания, был похоронен в склепе у порога (у южного входа) в собор Рождества Пресвятой Богородицы. В 1847 году при перестройке собора пришлось вскрыть склеп и увидели гроб совершенно целым, а тело аввы нетленным и благоухающим.
Архимандрит Иннокентий (Степанов, +1888) был погребен в соборном Храме между главным и левым алтарями. При перенесении в 1891 году гроба архимандрита Иннокентия в усыпальницу под Успенским храмом крыша гроба сдвинулась, и увидели тело архимандрита Иннокентия нетленным.

1922—1961 годы.
Перед закрытием в Глинской пустыни было пять храмов и четыре домовые церкви, проживало около трехсот насельников, в год посещало около шестидесяти тысяч паломников. В 1918-1920 гг. у пустыни была отобрана часть земли, в 1921 году - мельница, в мае 1922 года изъята часть богослужебной утвари (211 серебряных предметов) «общим весом 11 пудов и пять и 3/4 фунта». В августе - сентябре 1922 года решением комиссии Путивльского исполкома Глинская пустынь была закрыта. В 20-е годы XX века храмы и колокольня были взорваны, имущество расхищено. Местонахождение Глинской иконы неизвестно, согласно расписке 15 сентября 1922 года, ее «взяли» члены церковного совета жители села Шалыгино (ГА Сумской обл. Ф. Р 1662. Оп. 2. Д. 8. Л. 91). В корпусах Глинской пустыни образован городок для детей Поволжья, в 1928 году - сельскохозяйственная артель, реорганизованная в 1934 году в колхоз «Красный Октябрь» (село Сосновка), в 1936 году – в промкомбинат по изготовлению сельхозинвентаря. Часть братии перешли в Рыльский во имя свт.Николая Чудотворца, Дранский Успенский и другие монастыри, некоторые служили на приходах, жили у родственников, в ссылке находились схиигумен Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиигумен Николай (Хондарев), иеросхимонах Иоанн (Примаков) и другие. Последний настоятель архимандрит Нектарий (Нуждин) жил в Путивле.

После оккупации Сумской области фашистскими войсками (1941) в августе - сентябре 1942 года по ходатайству церковной общины села Сварково Глинская пустынь была открыта, настоятелем назначен архимандрит Нектарий (Нуждин), с 23 мая 1943 года - схиархимандрит Серафим (Амелин), с 14 марта 1957 года - архимандрит Таврион (Батозский), с 3 ноября 1958 года - игумен Феоген (Таран), с 29 июля 1960 года - игумен Модест (Гамов), с 12 апреля 1961 года - иеромонах Даниил (Новиков). К концу 1942 года в Глинской пустыни проживало двенадцать насельников, в 1943 году– около 25, в 1952 году — 60 (34 монаха и 26 послушников), в 1959 году — 65 (54 монаха). В 1942 году Глуховское лесничество передало монастырю больницу с Крестовоздвиженской церковью и двухэтажный архиерейский корпус, в котором устроили келии, трапезную, кухню, просфорню. Библиотека Глинской пустыни насчитывала около шестисот книг. Глинская пустынь содержалась на пожертвования прихожан; при поступлении в обитель насельники приносили кто что мог (продукты, одежду, домашних животных). Не хватало одежды, обуви, литургии совершали в лаптях. Часто на трапезе вместо хлеба была вареная свекла. Пищу готовили на дровах и торфе, электричества и газа не было. В 1943 году Глинская пустынь получила от Сосновского сельского совета пять гектаров болотистой земли, которую использовали под огород; зерновые не сеяли. Весной 1947 года Шалыгинский райсовет выделил Глинской пустыни около десяти гектаров земли, на которых сеяли овес, просо, ячмень, кукурузу, фасоль. К 1947 году в Глинской пустыни было 2 лошади, 2 вола, 3 коровы, бык, устроена пасека на 14 ульев.

Братия соблюдала строгий богослужебный устав, во многом благодаря опытному уставщику, слепому иеросхимонаху Никодиму (Калиушу; +1953). С 4 часов утра служились полунощница, утреня, после 3-ей и 6-ой песни канона, а также после кафизм с амвона читались святоотеческие поучения и Пролог, первый час. С 7.30 читался акафист Спасителю перед Чудотворным образом Нерукотворного Спаса, в субботу — Божией Матери. С 9 часов совершалась литургия, с 11 часов -  требы. С 16 часов – вечерня, с 18 часов - повечерие с канонами. После вечернего правила встречи и разговоры не допускались. Келейное правило давалось старцем, обычно включало Евангелие, Апостол, Псалтирь, пятисотницу с земными и поясными поклонами. На келейную молитву перед утренней службой насельники вставали в 2 часа ночи. Воскресные и праздничные богослужения начиналось в 16 часов малой вечерней, с 18 часов до 1 часа ночи служилось всенощное бдение. В 6 часов начиналась воскресная или праздничная полунощница, затем соборный акафист Матери Божией, часы и литургия, которая оканчивалась в 13 часов. По праздникам был звон, звонили в маленькие колокола и подвешенные рейки. Как и прежде, кадили кациями, с «гробницею» на плечах. Пение совершалось двумя клиросами на гласы и подобны. Левый клирос придерживался распевов Глинской пустыни, правый — обихода и  распевов Киево-Печерской лавры. В храме монахи стояли отдельно от богомольцев, в особой комнате.
В 40-50-е гг. в Глинской пустыни сохранялась традиция старчества. При схиархимандрите Серафиме братским духовником был схиигумен Антоний (Ветер), затем архимандрит Антоний (Прохода), схиархимандрит Серафим (Романцов), благочинным иеросхимонах Иов (Полхов), затем схиархимандрит Андроник (Лукаш). С середины 40-х гг. в Глинской пустыни подвизались архимандриты Тихон (Беляев), Артемий (Миньковский), Антоний (Прохода), иеросхимонахи Иов (Полхов), Петр (Дробязка), Мелетий (Шечко), Алексий (Заярный) и другие. Среди поступивших в Глинскую пустынь после 1945 года были опытные подвижники: схииеромонах Оптиной пустыни Паисий (Гришкин), схимонах Ново-Афонского монастыря Симон (Хондошко), постриженник Святой Горы схимонах Варсонофий (Середа). По отзывам архиереев «средоточием духовной жизни Глинской пустыни были старцы: схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов) (ГАСО, ф. р. 2196, оп. 1, д. 34). Старцы окормляли паломников, приезжавших в Глинскую пустынь со всей страны, вели переписку.

В 1959 году в Глинскую пустынь приезжало несколько комиссий по проверке паспортного режима, указом Сумского и Ахырского епископа Иоасафа паломникам не разрешалось селиться и питаться в обители. Под давлением властей 13 июля 1961 года епископ Черниговский Андрей (Сухенко) подписал указ о закрытии Глинской пустыни. Братию разогнали, запретив взять с собой деньги, одежду или продукты. Все помещения Глинской пустыни, инвентарь, топливо, продукты были переданы Сосновскому дому инвалидов (впоследствии психоневрологический интернат). Ризница, 153 иконы, антиминс, престол, библиотека была переданы на хранение в Анастасиевскую церковь города Глухова. Среди святынь до 1996 года в ней находилась копия чудотворной Глинской иконы.

В 70-80-е гг. XX века постриженик Глинской пустыни схиархимандрит Иоанн (Маслов), исследовав фонды Глинской пустыни в архивах (РГИА, РГАДА, ОР РГБ, ГА Курской и Сумской областей) частично восстановил архив пустыни (около 4 тысяч единиц хранения), собрал и опубликовал сведения об обители и подвижниках. В 1994 году Глинская пустынь была возвращена Церкви, с 12 сентября 1996 года -  ставропигиальная Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Наместник архимандрит Пантелеимон (Бащук). В 2005 году в пустыни проживало 7 иеромонахов и 6 монахов.
Восстановлены и митрополитом Киевским Владимиром освящены: надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери (1999); построенный Никольский храм (2001) с колокольней. В селе Ямполь на месте разрушенного был возведен Спасо-Преображенский храм (2001) (настоятель — архимандрит Николай), при котором открыто подворье.
На месте Ближнего скита в 1990 году постриженик Глинской пустыни  схиархимандрит Иоанн (Маслов) расчистил и восстановил сруб над источником у места явления чудотворной иконы. В 2002 году в скиту на месте явления освящена часовня в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом со скитом находится монастырское кладбище. Особо почитается могила монаха Феодота (Левченко, +1859).
На месте дальнего скита освящен источник. Живет один насельник.
В храме Св. Николая находится копия Чудотворной иконы Рождества Богородицы, мощи настоятеля схиархимандрита Серафима (Амелина, +1958).  Впервые они были обретены в 1961 году при перезахоронении усопших старцев от храма на общее братское кладбище. Даже облачение и гроб старца не были повреждены тлением (ГАСО, Ф.Р. 2196, оп. 12, д. 55).

По монастырскому преданию, Чудотворная икона явится в обитель, будет построен соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы (место постройки храма указывал иеродиакон Георгий (Ефименко, +ок. 1961).

ИСТОЧНИКИ.
Арх.: [Устав Глинской пустыни] // РГИА. Ф. 796. Оп. 102. Д. 936. Л. 9.
Ист.: Анатолий[Ключарёв], архим. Материалы по истории Курской епархии: Глинская Рождество-Богородицкая пуст. // Курские ЕВ. Прилож. 1886. № 5, 6, 8-17, 19-20; Устав Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пуст. Курской епархии Путивльского у. Б. м., 1910;
Лит.: Историческое описание Глинской Богородицкой пуст., состоящей Курской губ., в Путивльском у. / Сост. Н. Самойлов. СПб., 1835. 2 ч.; Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пуст. М., 1891; Жизнеописание игум. Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пуст. Курск, 1892; Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902. С. 76-77; Глинская пуст.: Очерк совр. состояния обители. Одесса, 1904; Глинская пуст. Курск, 1912. 2 ч.; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пуст.: История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI-XX вв. М., 1994 (полн. библиогр. С. 590-604). Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М. 1995.

Н. В. Маслов

К оглавлению

СОДЕРЖАНИЕ

Историческая справка (Православная энциклопедия)

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская Пустынь


    Пусто165

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения