На главную страницу
 

Кобец Александра КузьминичнаРегиональная конференция "Глинские чтения"
Калуга, 5 апреля 2006 г.

Система духовного воспитания
в лицее «Держава» города Обнинска
Калужской области

Директор по учебно-воспитательной работе Кобец А.К.

Если бы человечество точно знало, зачем оно пришло в этот удивительно красивый мир жизни, то, вероятнее всего, оно поставило себе в заслугу – рождение и воспитание ребенка. Мучительные вопросы русской интеллигенции всегда сводились к путям–дорогам России и будущему человеку.  Надо обладать необыкновенной силой духа, чтобы удержаться от легкого решения (не делать зла) и выйти на подлинную человечность как правильную основу бытия – творить Добро. Язык Любви вечен. Красиво любить – талант. На это способен не каждый. В тяжелые времена взгляды людей, как правило, обращаются к учителю: от него зависит цвет нации и  Будущее. 

Составляющей концепцией развития лицея «Держава»: «Здоровье», «Духовность», «Образование» выявляется, благодаря связи с духовно–просветительским центром «Вера. Надежда. Любовь», славянской Академией, казачьей общиной «Спас».

Под духовно – нравственным воспитанием понимается процесс содействия  духовно – нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совесть,  вера, ответственность, гражданственность, патриотизм):
- нравственного облика (терпение, милосердие, кротость, незлобие);
- нравственные позиции  (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовность к служению людям и отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, проявления доброй воли).

Основное  образование по учебному плану:

1. Уроки православной культуры в начальной школе и среднем звене.

2. Интегрированные уроки по истории, изобразительному искусству, литературе, словесности.

Для этого все есть!

 

I. База: методический кабинет – видеокассеты по литературе, истории, биологии, художественные фильмы, публицистика, большой подбор художественной литературы по темам.

II. Кадры: руководитель, 4 преподавателя православной культуры, диакон (родитель), – которые проводят уроки, классные часы.

Ш. Методическое объединение – 21 учитель, заняты самообразованием и включают в свою деятельность тему самообразования. Например: «Интеграция православной культуры в общеобразовательном процессе на примере уроков истории», «Изучения влияния средств массовой информации на уровне социального расслоения семей, роста преступности, наркомании, детской беспризорности», «Формирование у ребенка фундамента совести как основы гражданского поведения, истинного патриотизма и глубокого уважения к русской культуре и ее создателям».

IV. Методическая учеба: семинары по курсу ОПК – 4 (1 раз в четверть), беседы по разным проблемам – ведет член попечительского совета Плотников И.А.  Участие в рождественских и богородичных чтениях.

Однако есть проблемы: ОПК трудно адаптируется учителями  и учениками: необходимо спрашивать разрешение у родителей для введения предмета. Формирование православного мировоззрения может совершаться различными путями, одни из которых является преподавание «Основ православной культуры» образовательных учреждений в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Формы преподавания данного предмета могут быть различными, исходя из традиций и особенностей конкретного учебного заведения. Однако на сегодняшний день может быть только интеграция культурологического знания, основанного на православном мышлении. Культурологический аспект, воспоминания о себе (своих корнях) хорошо дается на других учебниках.

Программа «Истоки» развивает духовную основу в младшем школьном возрасте и дает предпосылки для самоутверждения ребенка в средней школе. «Истоки» - интегрированный курс  сформировался на стыке таких  научных областей как социальная и культурная антропология, этнология, этнопсихология, культурология, теология, философия, психология. Программа «Истоки» имеет православную ориентацию. Ее цель – соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа. 

Большую роль в воспитании нравственного играет внеклассная работа. У нас проводятся:

- Классные часы о радостном мире православной культуры в начальной школе и среднем звене, в старших классах  - об ответственности пребывания на нашей Земле.

- Праздники («православное Рождество», «Веселая масленица», «День Семьи»), конкурсы «Вифлиемская Звезда», по инициативе лицея городской конкурс сочинений «Я – русский! Какой восторг!», выпуск стенгазет и конкурс рисунков.

- Конференции («О назначении России, о русской нации в развитии человечества, о смысле жизни, о роли русской интеллигенции в развитии духовной силы нации).

- Экскурсии (по Золотому Кольцу России, посещение святых мест – Боровск, Калуга, Малоярославец, Оптина Пустынь, Мещевск, Москва, Куликово поле).

- Лицейские объединения: «Юстина» (воспитание гражданственности и патриотизма) – теоретические занятия по темам: «Экология духа человека – важнейшая проблема национальной безопасности и возрождения России».

- Миссионерская деятельность – концертная программа и подарки в исправительно-трудовую колонию для несовершеннолетних преступников в г. Калугу, сбор подарков в Чечню – 58 посылок, помощь на подворье в Мещевском монастыре.

Традиции:  по просьбе родителей, кадетов, педагогов в кадетском корпусе служат молебны, благодарения, напутствия, благословение. Панихиды и молебны служат по торжественным государственным датам, историческим событиям, по средам – иерей Георгий Казанцев ведет индивидуальную работу с учениками, родителями.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения