На главную страницу
 

Выступление Министра образования, культуры и спорта
Калужской области Игнатова В.А. на региональной конференции

«Глинские чтения: духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи»

г.Калуга 5 апреля 2006 г.

Дорогие друзья, коллеги!

Сегодня в зале собрались люди глубоко озабоченные судьбой подрастающего поколения, и значит и судьбой страны - это руководители образовательных учреждений и учреждений культуры области, специалисты органов управления образованием, лидеры молодежных организаций.

Ставшая привычной фраза - «дети - наше будущее» - для всех нас имеет совершенно конкретный смысл. Приходят новые поколения россиян, и, конечно, мы возлагаем большие надежды на то, что они будут грамотными, активными, стоящими на прочной нравственной основе. От этого напрямую зависит динамика и направление развития нашей страны.

Казалось бы, не так уж много и надо, чтобы молодёжь соответствовала этим требованиям. Дать образование, которое сформировало бы целостную картину мира и одновременно сориентировало бы человека на определённую практическую деятельность. Воспитать наших детей так, чтобы нравственные критерии были определяющими при выборе, который предлагает им любая жизненная ситуация. Чтобы в сохранении и развитии здоровья они видели одно из важнейших условий для полноценной самореализации. Чтобы чувство ответственности за судьбу своих близких, своего города, страны для них было естественным и не подвергалось сомнению.

Однако как непросто выполнять эти условия, если разрушены, нравственные традиции и их место стремится занять воинствующая безнравственность, обещающая массу лёгких удовольствий, но часто гибельная по сути. Печальная правда состоит в том, что нездоровье, безнадзорность, ранняя преступность, наркомания, к сожалению, становятся постоянными характеристиками детства в России.

Сегодня ощущается острая необходимость переломить негативные тенденции в воспитании подрастающего поколения. Только общими усилиями школы, семьи, различных общественных институтов можно добиться успеха. Хотелось бы отметить особую роль Православной церкви в восстановлении традиций нравственного воспитания, которыми жила Россия в течение многих веков.

В традициях русской педагогики воспитание всегда рассматривалось и осуществлялось неразрывно с обучением.

Воспитание лежит в фундаменте обучения. И если его рассматривать как часть образовательного процесса, то воспитание есть его ведущий компонент, а обучение эффективно лишь постольку, поскольку опирается на сформированный воспитанием мотивационный фактор.

На региональном уровне, решая проблемы закрепления воспитания в школьных стенах мы стараемся использовать комплексные меры.

Я имею ввиду целый ряд областных программ, в реализации которых ведущая роль принадлежала и принадлежит педагогам, руководителям образовательных учреждений.

Одним из основных общественных институтов воспитания является семья. И наша святая задача - восстановить утерянную взаимосвязь школы и семьи.

Обстановку, в которой растут наши дети, нельзя назвать благополучной.

Об этом красноречиво говорит тот факт, что в настоящее время в школах, органах управления образованием и органах социальной защиты стоят на учете 3263 семьи социального риска, в них воспитывается 5542 ребенка.

Ребенок, стоящий перед действительностью часто беспощадного к нему бытия, может и должен рассчитывать на заботу власти и общества.

Хотелось бы сегодня выделить несколько проблем, над которыми нам стоит задуматься и решение которых лежит в русле взаимодействия школы и общества, школы и семьи.

Одна из важных задач, которую предстоит решить в ближайшее время -социально-педагогическая поддержка семьи. Образовательные учреждения области, органы управления образованием делают осознанные шаги в этом направлении. Работа с родителями является одним из важнейших направлений воспитательной деятельности образовательных учреждений. С этой целью регулярно проводятся тематические родительские собрания, родительский всеобуч, конференции, на которые приглашаются психологи, специалисты-медики (педиатры, психиатры, наркологи и др.), работники социальных служб.

Формы такой работы разнообразны.

Так, в Сухиничском районе разработана районная программа социальной поддержки семьи. Между администрацией школ и родителями заключается договор, действует положение о родительских комитетах.

В школах Боровского района созданы «Советы профилактики». Они занимаются индивидуальной работой с семьями, в том числе находящимися в социально опасном положении. Во всех школах классными руководителями оформляются социальные паспорта всех семей школьников микрорайона. Эта работа проводится постоянно и позволяет выявлять семьи, находящиеся в сложной ситуации, предупреждать конфликты в таких семьях или способствовать нормализации таких ситуаций.

В Козельском районе проводится месячник «Семья, школа, общественность».

В общеобразовательных учреждениях МО «Город Киров и Кировский район» работа с родителями ведется по нескольким направлениям.

Организуются практические психолого-педагогические семинары, лекции с родителями, на которых ведется разговор о том, как создать в семье условия для свободного развития физических и духовных сил детей и подростков, руководствуясь их интересами и возрастными особенностями. Одна из главных целей таких мероприятий - донести до родителей мысль о том, что характер поведения взрослых отражается на поведении ребенка и на его здоровье.

Действуют родительские классные и общешкольные комитеты, советы профилактики школ.

Большой опыт работы с родителями накоплен в общеобразовательных учреждениях Обнинска и Калуги.

Но, к сожалению, не у всех детей есть возможность жить в своей семье.

Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причем, особенно растет число социальных сирот (т.е. сирот при живых родителях). По Калужской области таких детей более восьмисот.

Чтобы помочь детям-сиротам реализовать свое законное право на жизнь и воспитание в семейном окружении, Правительством Калужской области в качестве одного из главных приоритетов определено развитие на территории области института приемной семьи и других семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Наша область была одной из первых в России, разработавшей и принявшей в 1997 году Закон «О социальных гарантиях приемным семьям в Калужской области», который постоянно совершенствуется.

 Согласно областному Закону, оплата труда за воспитание каждого приемного ребенка в настоящее время составляет 4000 руб. Кроме того, приемным семьям выплачиваются ежемесячно денежные средства на содержание детей в сумме от 3000-4000 руб. в месяц (в зависимости от возраста ребёнка).

Приёмным родителям, взявшим на воспитание детей-инвалидов, оплата труда увеличивается вдвое.

В результате целенаправленной работы значительно возрос интерес к приемной семье на всех уровнях, в комитет постоянно обращаются люди, желающие усыновить детей или стать приемными родителями, в целом ряде муниципальных образований за прошедшие годы ни одного ребенка не отправлено в детский дом.

Сейчас в области уже 363 приемные семьи, в них воспитываются 609 детей-сирот.

Установлены также денежные выплаты семьям, усыновившим детей, на их содержание до совершеннолетия в размере 3000 руб. в месяц. Введение этой нормы позволяет рассматривать приемную семью как промежуточную форму устройства детей-сирот, поскольку многие из приемных семей нашей области имеют желание усыновить приёмных детей и уже делают это.

Ещё одна важная задача - сохранение здоровья ребенка. Диагноз «здоров» может быть поставлен лишь 29 % детей школьного возраста. Более 20 тыс. детей стоят на учете у педиатров как страдающие такими заболеваниями, как анемия, заболевания желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы. Направлений организаций работы по здоровьесбережению несколько:

1. Изменение социально-экономических условий, в которых находятся семьи.

2. Формирование у подростков с раннего детства культуры здоровья, что требует консолидации усилий семьи и школы, поддержки государства и органов местного самоуправления.

Для решения проблемы здоровья школьников у нас делается немало.

Начиная с 2001 года, из областного и федерального бюджетов было выделено более 50 млн. руб. на приобретение спортивного инвентаря, который был доставлен во все школы области. Это позволило увеличить количество детей и молодежи, вовлеченных в занятия физкультурой и спортом.

Мы понимаем, что никакие крупные вложения не принесут ожидаемого результата, если педагоги и родители не примут реального участия в этих программах. Со стороны образования - это внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, создание моделей здоровьесберегающих школ.

Развернувшаяся в школах работа по сохранению здоровья учащихся позволила нам провести два областных конкурса на получение статуса «Школа, содействующая укреплению здоровья учащихся». В конкурсах приняли участие около 70 школ области. Вместе с получением почетного статуса победители конкурса получили и материальную поддержку из резервного фонда Правительства области.

Важным компонентом сохранения здоровья школьников является правильно и рационально организованное школьное питание.

В Калужской области в предыдущие годы реализовывалась областная целевая программа «Школьное питание в Калужской области на 2003-2005 годы».

За время реализации программы были созданы условия для обеспечения горячим питанием всех учащихся начальной школы, эффективной работы пришкольных учебно-опытных и хозяйственных участков, продукция которых используется для расширения ассортимента и удешевления школьного питания.

Оберегать духовное и физическое здоровье детей нужно совместными усилиями всех уровней власти, всех участников образовательного процесса и общества в целом.

Мы вступили в новый век, в котором жить нашим детям. В экономике
ХХI века не машина, а нравственно и профессионально образованный,
физически здоровый человек будет составлять главную часть национального богатства государства.

Сейчас стало очевидным, что без духовности прекращается прогресс, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии. На нынешнем этапе обновления областной системы образования мы обязаны сделать все необходимое, чтобы в нашей школе был обеспечен приоритет воспитания, чтобы образование молодежи всегда опиралось на развитие добродетелей и созидательных качеств.

Шаги, которые в последнее время государство и Русская Православная Церковь делают навстречу друг другу, не могут не радовать.

Мы слышим по этому поводу и критику в свой адрес. Но практика говорит, что мы на верном пути. Приведу красноречивый пример: в Мещовском районе священник РПЦ взялся за создание духовно-культурного центра. Планировался он на 50 человек, а посещают его 250. Значит, духовное просвещение востребовано обществом - и молодежью в первую очередь.

Утвердились в обществе такие, ставшие уже традиционными, формы сотрудничества государства и церкви, как Рождественские образовательные чтения и Всероссийская конференция «Русская школа», Глинские чтения и «круглые столы» с представителями традиционных конфессий по проблемам воспитания подрастающего поколения; научно-практические конференции и практические семинары по проблемам духовно-нравственного воспитания. В рамках внеклассной работы повсеместно вводятся факультативные курсы: «История религии», «Мировые религии», «Религиоведение», «Великие книги человечества».

Заметным событием стало опубликование письма Минобразования России в адрес органов управления образованием от 22.10.2002 года о «Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура».

Должен отметить, что в нашей области эта инициатива министерства нашла самое живое и деятельное претворение в жизнь. Сегодня этот предмет преподается в 87 школах области. Калужская область принимает участие в экспериментах по преподаванию этого курса: общеобразовательные учреждения Козельского района выступили с инициативой о получении статуса федеральной экспериментальной площадки по теме «Преподавание основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях Козельского района и состояние духовно-нравственного воспитания учащихся»; в Боровском районе стартовал областной эксперимент по теме «Межведомственный подход в решении задач духовно-нравственного воспитания на традициях православной культуры».

Совместными усилиями Министерства образования, культуры и спорта Калужской области, Калужского областного института повышения квалификации работников образования и Калужской Епархии Русской Православной Церкви были проведены ряд семинаров для педагогических работников, изъявивших желание преподавать данную дисциплину.

Это инициатива, которая, прежде всего, ориентирует педагогические коллективы наших школ на непреходящие ценности в воспитании подрастающего поколения. И мы благодарны Русской Православной Церкви за серьезную поддержку в этой работе.

3 апреля Калужская область открыла юбилейные торжества, по случаю 200-летия со дня рождения выдающегося сына нашего Отечества Ивана Васильевича Киреевского.

Ещё в позапрошлом веке ему не давали покоя, приводили к мучительным раздумьям вечные вопросы, стоящие перед школой вообще и российской школой в частности: «Что если понятия, получаемые народом посредством грамотности, будут неистинные или вредные? Если вера вместо своего утверждения и развития встретит только запутанность и колебание? Если, выходя из прежнего круга понятий, человек не находит другого круга - сомкнутого, полного и удовлетворительного, но встречает смещение познаний, без опоры для ума, без укрепления для души? Если большее познание законов не увеличит чувства законности? Если, основываясь на худшей нравственности, оно произведет одно желание - подыскиваться под буквальность форм и пользоваться познанием закона только для безопаснейшего уклонения от него? Если словесность государства или ее часть, доступная народу, представит ему пищу для ума бесполезную, не представляя необходимой, и выведет его любопытство из сферы близкого и нравственного в сферу чужого, смешанного, ненужного?»

Читаешь и поражаешься. В этой фразе обозначен весь круг проблем реформы современной нам образовательной системы. Не правда ли?

Сегодня у нас огромное поле для сотрудничества с Русской Православной Церковью в деле нравственного и духовного просвещения молодежи. Очень надеюсь, что наши благие начинания не пройдут незамеченными, а результат совместной нашей работы с Церковью будет зримым.

Хочу пожелать, чтобы работа нашей конференции послужила дальнейшему объединению усилий педагогов, представителей науки и культуры, духовенства и общественных деятелей в деле воспитания патриотов Отчизны, искренне любящих и ответственных за судьбу своей Родины.

 

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения