На главную страницу
 
Глинские чтения. 28 июля 2006 г.

о. Михаил Суховий,

доктор медицинских наук, профессор

 

ХРАНЕНИЕ СОВЕСТИ


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

"Радуйся, крепкое возбуждение спящих совестей ...

Радуйся, нетрудное преодоление беззаконных навыков".

(Акафист)

…Этими словами, дорогие братья и сестры, мы просим Царицу Небесную о том, чтобы Она пробудила нашу спящую совесть, возгрела в нас огонь ревности по Боге и подала бы нам силы для борьбы с греховными навыками.

Совесть - есть внутренний закон, написанный на скрижалях нашего сердца. Она - есть голос Божий, призывающий нас к жизни во Христе, и, как некая искра, проливает свет на все доброе и прекрасное.

Апостол Павел в послании к Римлянам говорит, что и язычники дадут ответ пред Богом за нарушение закона, ибо дело закона написано в сердцах их, о чем свидетельствует: «…совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 11,15). Преп. авва Дорофей пишет: «В нашей воле или засыпать совесть, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей» (Поучения, Т.-С.Л., 1904, стр. 49). Никто другой не является причиной помрачения и подавления нашей совести, но мы сами, тек как очень часто не внимаем ее доброму совету и предпочитаем ей свои греховные привычки. Но этот внутренний голос в душе человека не унимается даже тогда, когда не слушают его. Он постоянно напоминает о грехе, не давая грешнику дойти до забвения, чтобы хоть через это сделать нас не столь склонными к прежним грехам.

Но горе нам, когда мы совершенно не хотим слушать го­лос Божественного закона, ибо в такой случае мы утрачиваем всякое ощущение своей греховности, всякое понятие духовно-благодатной жизни и становимся на путь порока и страстей. Конечно, и в этом случае совесть в человеке не умерщвлена, она только заглушена презрением к ней и бездействует.

Об избавлении от этого ужасного состояния косности души и губительного разгула дурных навыков мы и молимся всегда Пречистой Божией Матери: «Радуйся, крепкое возбуждение спящих совестей»'.

И Матерь Божия всегда нас вразумляет и возбуждает к жизни благочестивой. Но как часто мы пренебрегаем вразумлениями нашей совести, не обращаем внимания на ее предостережения. Некоторые, полагаясь на свои силы, послабляют своему неблаговидному желанию, рассуждая, что они не допустят себя до морального разложения. По этому поводу епископ Игнатий пишет: «Знал ли карточный игрок, прикасаясь к картам, что игра будет его страстью? Знал ли подверженный недугу пьян­ства, выпивая первую рюмку, что он начинает самоубийство?»

Так и мы, братья и сестры, не знаем до какой глубины но падения низведет нас отвержение совета совести. Знаем толь­ко, что увлечение противозаконными  делами не похвально и удаляет нас от Бога.

Взять, например, грех осуждения. Мы так привыкли видеть ошибки наших ближних и говорить об этом с другими, что даже не замечаем укоров своей совести за этот грех. Но Господь наш Иисус Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7,1,2); «Кто окажет брату своему ... «безумный», подлежит геене огненной» (Мф. 5,22); «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12,56).

Это лишь один наглядный пример косности нашей души, а сколько их в нашей жизни. Очень и очень много. Христиане не должны быть равнодушны к ним, так как здесь идет речь о жизни и смерти вечной.

В Евангелии сказано: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал бы тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф. 5,25). Здесь соперником названа совесть, потому что она всегда сопротивляется злой нашей воле и напоминает нам, что мы должны делать и не делаем. Мы должны согласовывать свою жизнь с совестью, пока на пути с ней, а путь есть время нашей жизни. Мы не должны пренебрегать голосом совести даже в самых малых и незначительных делах, потому что от пренебрежения малым образуется худой навык. «Будем внимать себе, - поучает преподобный авва Дорофей, - и заботиться о легком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжким, ибо и добродетели н грехи пачкаются от малого и приходят к великому добру или злу» (Поучения. Цит. соч., стр. 51).

О той, что и в самом малом необходимо хранить свою совесть, повествует следующий пример. Шли по дороге старец с учеником. Ученик увидел лежащий стручок гороха и спрашивает: «Отче, благослови поднять?» Но тот ответил: «А разве ты положил его сюда?»

Так и нам, братья и сестры, необходимо всячески хранить свою совесть. По учению св. Отцов, человек должен сохранять совесть в отношении к Богу, к ближнему и к вещам. В отношении к Богу хранит совесть тот, кто не пренебрегает Его заповедями и даже в том, что не видят люди, и чего никто не требует от нас. Хранение совести в отношении к ближнему требует, чтобы человек не делал ничего такого, что оскорбляет ближнего. А хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какой-либо вещью, своя она или чужая, но бережно относиться ко всякому предмету (авва Дорофей. Цит. соч., стр. 52, 55). Очень часто мы совершаем ради спасения своей души какую-либо добродетель: или постимся, или усердно молимся, или милостыню подаем, но забываем о том, что если и все добро­детели приобретем, но любви к ближнему не имеем, то мы ничто, мы как медь звенящая, как кимвал звучащий (I Кор. 13,1). Однажды к авве Памво пришли два брата. Один из них сказал ему: «Авва, я пощусь по два дня и ем только по два куска хлеба: спасу ли я через это свою душу?»   «А я, - сказал другой, - из того, что зарабатываю рукоделием, немного оставляю в пищу себе, а прочее отдаю в милостыню; спасусъ ли я, или погибну?» На это старец отвечал: «Эти дела хороши, но если притом и совесть твоя будет безукоризненна пред ближним твоим, тогда спасешься» (Достопам. сказ. М., 1845, стр. 26).

Отцы говорят, что христианин никогда не должен допускать, чтобы совесть обличала его в чем-либо. Для этого необходимо постоянно духовно бодрствовать, быть внимательным, и прежде чем сказать или сделать что-нибудь, испытаем, согласно ли это с волей Божией, и тогда, помолившись, скажем и сделаем это (Авва Дорофей. Поучения. Опт. пуст., изд. 1888, стр. 236).

На помощь себе призовем Преблагословенную Царицу Небес­ную, ибо она есть нетрудное преодоление беззаконных навыков, крепкое возбуждение спящих совестей. Матерь Божия, помоги нам во всем и всегда исполнять волю Божию, научи нас жить богоугодно и внимательно, чтобы сподобиться блаженной жизни в Царствии Сына Твоего. Аминь.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения