На главную страницу
 
Глинские чтения. 29 июля 2006 г.

Т.А.Шевченко,

учитель русского языка и литературы высшей категории

ПОНЯТИЕ СОВЕСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

В наши дни всё большее внимание педагогов и собирающихся на Глинские чтения, и многих других привлекает история русского монашества, поскольку она является историей успехов православного воспитания.

Педагогические аспекты деятельности монастырей раскрыты в трудах схиархимандрита Иоанна (Маслова), причём принципы, формы и методы монастырской педагогики раскрываются на конкретных примерах. Так, отец Иоанн пишет о великом значении Оптиной пустыни в духовной жизни русского народа. Один из богомудрых старцев-педагогов, настоятель Оптиной пустыни в течение 40 лет (с 1822 по 1862г.) схиархимандрит Моисей (Путилов) врачевал души вверенных ему насельников, используя, если вдуматься, такие средства и приёмы, которые вполне может применять современный учитель.

Во-первых, он обращался к совести человека, приучал каждого все делать по совести. К сожалению, некоторые наши современники и даже педагоги считают, что совесть постепенно уходит из жизни, что совесть сейчас мало у кого есть. Это абсолютно неверно, так как совесть – это голос Бога в человеке, и мы сами виноваты, не обращаясь к совести молодых людей, переставая будить их совесть.

Читая с ребятами русскую классику, на примере очень многих литературных героев можно показать, какой огромной движущей силой в человеке является совесть, как соперничает она с ним в тех случаях, когда человек уходит в сторону от исполнения закона Божиего, заповедей Божиих. Когда уклоняется в сторону греха…

Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников и его поколение. В Раскольникове автор сосредоточил основные отрицательные черты этих людей: самоуверенность, стремление создать новое, отбросив старое и вечное. Им не нужны старые принципы, представления о нравственности, основанные на Заповедях Божиих.

Отвергая Творца, люди обожествляют себя – это неизбежно. Как уродливо то, что они пытаются выдумать, напрягая свой человеческий «лжеименный разум», Достоевский и показывает на одной из выдвинутых ими теорий – теории Раскольникова. «Всё дозволено» - и можно разрушать настоящее «во имя лучшего», можно изменять мир, чтобы вести его к «цели». Только умей переступить, не будь тварью дрожащей. Не каждый это может, а если ты можешь – возьми это право, моральное право, даже на преступление. Здесь необходимо обратить внимание учеников на эти общие слова: «во имя лучшего» и «к цели». Что значит «лучшее», какое «лучшее»? Имеется ввиду прогресс? Научно-технический – да, но стали ли лучше люди, постепенно забывающие Бога и увлекающиеся нововведениями и открытиями? Нет пользы, кроме пользы нравственной. Только исходя из этого, можно действительно принести добро людям. Нарушая всеобщий нравственный закон, каким и являются Заповеди Божии, ты приносишь только вред – себе и другим, что и случилось с Раскольниковым.

Об истинной же цели человеческой жизни вместе с потерей веры этот герой и подобные ему люди потеряли представление, их можно назвать «слепыми вождями слепых». Цель человеческой жизни – спасение, и поймёт это измученный, глубоко несчастный герой только с помощью Сони, у которой, как мы знаем, Раскольников попросил в самом конце романа Евангелие.

Что же происходит с главным героем романа в этом промежутке – от создания теории и составления конкретного плана действий, главным из которых является убийство и ограбление, и осознанием содеянного, а также изменением взглядов на жизнь, на мир, на самого себя?

Весь этот промежуток – невыносимые муки совести, доводящие Раскольникова до всего самого страшного и несвойственного ему раньше – до ненависти к горячо любимым сестре и матери, до самой настоящей душевной болезни, до желания самоубийства (был и такой миг – эпизод на мосту, когда Родион вдруг чётко осознал, что преступлением отрезал себя от людей как ножницами, в один момент перечеркнул всю свою предыдущую жизнь и с головой окунулся во мрак и тьму другой жизни). Всё это ему продиктовала его совесть, заложенная раз и авсегда в душу каждого человека Богом.

А Соня? Почему Соня полностью убеждена в том, что на путь спасения можно наставить даже самого испорченного человека и грешника? Да потому что у каждого есть совесть. Ей было очень трудно, но христианская любовь и терпение помогли ей пробудить совесть Раскольникова, который никак не мог раскаяться.

Отец Моисей Путилов, настоятель Оптиной пустыни, о котором говорилось в самом начале, тоже считал, что ни при каких обстоятельствах нельзя сомневаться в возможности исправления любого человека, так как многие, по его словам, из буйных делались кроткими, из пьяниц трезвыми, из блудников целомудренными и прочее. Мы же нередко махаем рукой, считая трудного ученика неисправимым, потерявшим совесть, но её невозможно совсем потерять. Терпения, любви, мудрости, безгневия и самоукорения, которые были у отца Моисея, у нас не хватает, чтобы пробудить совесть каждого, вверенного нам Богом ученика. Мы же только свои немощи благодушно переносим, а недостатки других возмущают и отвращают нас. А сами-то какие? – как редко задаём мы себе этот вопрос. Значит, и в нас, учителях, не всегда говорит совесть, она дремлет, спит, и как ещё много требуется работы над собой нам, педагогам – что в переводе означает – «детоводителям».

У детей обязательно должны быть сделаны выписки из «Симфонии» в тетради «Крупицы духовной мудрости»:

 

Бог насадил в душу СОВЕСТЬ, как некое правило руководства

Совесть есть голос Божий, отвращающий от зла

Совесть, как и слово Божие, обличает грехи

Совесть, как и ЗАКОН БОЖИЙ, ведет человека к жизни непорочной

Совесть есть книга всех дел человека

Совесть иногда спит, но проснувшись, будет мучить за грехи

Где чистая совесть, там РАДОСТЬ и ВЕРА

Чистая совесть есть признак красоты ДУШИ

Всякое дело необходимо согласовать с совестью, а затем делать

СОВЕСТЬ восстает против грехов

Совесть терзает за ГРЕХИ

Совесть, когда чистая, то замечает и мелкие грехи

 

К этим простым истинам мы можем с ними обращаться в различные моменты и объяснять трудные ситуации, встречающиеся в жизни и в литературных произведениях, так как эти истины – непререкаемые.

А вот примеры незапятнанной совести, которые мы можем показать ребятам, читая с ними русскую классику. Это пушкинские герои – Маша Миронова и Петруша Гринёв из «Капитанской дочки».

«Чистая совесть есть признак красоты души», - читаем мы в Симфонии. И эти слова как нельзя лучше характеризуют главных героев повести.

Их глубоко верующие, православные родители воспитали своих детей по принципу: «Береги платье снову, а честь смолоду». Это благословение, данное отцом Петру Андреевичу Гринёву. А Маше отец сказал: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: Он тебя не оставит».

Они жили именно так, как их благословили родители: Гринёв в самых сложных обстоятельствах жизни не запятнал своей чести. Маша, которую Пушкин считает идеалом девушки, во всём уповая на Господа, сумела перенести ужасные страдания и счастливо прожила свою жизнь.

В пословице «Береги платье снову, а честь смолоду» под словом честь подразумевается совесть. Честь и совесть – синонимы. Отсюда: девичья честь – это её чистота, незапятнанная совесть, есть ещё такое русское слово совестливость, стыдливость. На литературных примерах это можно показать, сравнивая 3 женских образа в романе Толстого «Война и мир». Мраморная красота Элен Курагиной как бы отполирована сотнями взглядов, бесстыдно рассматривающих её – так она ведёт себя и держится в обществе. Одна из моих учениц написала в сочинении: «В чём истинная красота человека?» по роману Толстого «Война и мир».

«У Элен отсутствует то ощущение греха, которое есть у героини Толстого Наташи Ростовой. После общения с Анатолем Наташа чувствует, что есть что-то дурное в её общении с ним, что та преграда стыдливости, которая есть между молодым человеком и девушкой, отсутствует в общении с Анатолем.

Но та высокая нравственность, которая делает человека прекрасным внутренне, та, которая основана на страхе Божием, у Наташи отсутствует. В полной мере она раскрыта у княжны Марьи. Её отличает покорность всем, неосуждение, самопожертвование. Княжна очень многое терпела, извиняла поступки людей, а себя всячески осуждала. Так, например, придирки отца она оправдывала старостью. Княжна постоянно работала над собой, стараясь искоренить свои недостатки. От этого душа её становилась чище и красивее. Княжна украшала её добродетелями, которые нетленны».

Это цитата из сочинения. Примерно таким же может быть и разговор учителя с десятиклассниками о красоте души этой внешне невзрачной героини романа. Затем просим ребят найти строки из «Симфонии», относящиеся к княжне Марье, открыв тетрадку «Крупицы духовной мудрости», а именно – раздел «Совесть», так как наша задача – чаще обращаться к этому весьма забытому понятию.

Ребята обязательно скажут, что совесть её была настолько чиста, что она замечала в себе и мелкие грехи. Что всякое дело она согласовывала с совестью. Именно совесть вела княжну Марью к жизни непорочной.

На примере этой героини учителю нетрудно будет закрепить с ребятами понятие о совести, как голосе Божием в человеке, отвращающем от зла. А о важности закрепления, а не только ознакомления и объяснения мы с вами очень хорошо знаем, так как дети наши живут в безбожном мире, лежащем во зле.

И следующий вопрос к ученикам: почему так счастливо сложилась семейная жизнь княжны Марьи с Николаем Ростовым. Ответ может быть только однозначным, так как в руках у ребят бесценный материал из «Симфонии». Они, конечно, ответят: Где чистая совесть, там радость и вера.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения