На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Усачева А.,

Студентка РГУ им. С. А. Есенина

Рязянь

К вопросу о содержании гуманистической концепции образования.

Гуманистическая идеология выступает в качестве методологической базы современного образования. Гуманизм как философское течение зародился в эпоху античности и с той поры постоянно изменялся. Поэтому, чтобы определить, понять и оценить содержание современного гуманизма, необходимо обратиться к истории. Исходя из разных способов подхода к изучению человека, можно выделить несколько этапов развития гуманизма.

Первый этап – религиозный гуманизм - соответствует периоду античности и раннему средневековью. Метафизическим основанием для характеристики человека выступает Бог. Т. к. признается высшее положение человека среди всех существ этого мира необходимым становится некое надмирное основание, с которого можно было бы обозреть и определить человека. Таким трансцендентным существом является Бог.

Второй этап – гуманизм человеческого духа – соответствует периоду Возрождения. Метафизическим основанием для определения человека служит человеческий дух. Понятия духа человека и Бога при этом сильно сближаются. Третий этап – рациональный гуманизм – соответствует эпохе Просвещения. Метафизическим основанием для определения человека служит человеческий разум, выступающий не в роле конкретного разума конкретного человека, но абстрактного принципа всемирного Разума.

Четвертый этап – атеистический гуманизм – XX век. Метафизическое основание для определения человека отсутствует. В результате понятие человек становится в принципе неопределимым. Антропология из науки о человеке превращается в науку о его свойствах. Гуманизм как философское течение достиг своего атеистического максимума только в XX веке, до этого все его идеалы имели в своей основе традиционную христианскую систему ценностей. Став окончательно атеистическим, гуманизм фактически исчез, т. к. главный его предмет – человек, рассыпался на понятия индивида, субъекта, сознательного, бессознательного и т. п. Вместо антропоцентризма мы имеем сегодня много различных теорий, описывающих отдельные стороны человека и, соревнующихся между собой за право лидерства. Пока, кажется, наиболее популярны теории отдающие предпочтение телесно-эмоциональной (не чувственной!) стороне человека. Отсюда особое внимание к психологическим методикам в образовании, тенденция использовать медицинские препараты, перенесение акцента с развития мышления на тренировку памяти. Подобная механическая подготовка человеческого тела к будущей профессии, лишенная к тому же воспитательного компонента крайне не гуманна и ведет к потере интереса к обучению.

Современный гуманизм имеет два основных направления: традиционное и модернистское. Первое основано на философии религиозного экзистенционализма и призывает вернуть традиционные религиозные ценности. Второе основано на атеизме, отстаивает мифические права и свободы человека, общечеловеческие ценности, всеобщее равенство и др. Оно поддерживает активное внедрение психологических методик в педагогику, не имея при этом четкого антропологического учения. Оно оправдывает разного рода механические с ним манипуляции, как, например, обучение с помощью гипноза, или искусственное поддержание дисциплины с использованием успокоительных препаратов. Эта тенденция очень сильна в современной педагогике. Ее абсурдность была бы очевидна, если бы педагоги потрудились подобрать подходящее методологическое основание для таких методик. Но сегодня и сама методология активно вытесняется из педагогики. В большинстве пособий по педагогике можно найти только предложение воспитывать человека в соответствии с идеалами гуманизма, не учитывая при этом, что, начиная с античности эти идеалы, постоянно менялись, а сегодня их официально – нет.

В таких условиях подлинный гуманизм можно найти только в сфере религиозного образования, действительно построенного вокруг человека – личности, величайшего существа на земле, а не вокруг его психики, инстинктов, врожденных способностей, мозга или будущей профессии. Православная педагогика сегодня наиболее гуманна в своем подходе к человеку, поэтому православную антропологию можно использовать в качестве основы для современной методологии преподавания.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения