На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Трофимова С.,

Студентка РГУ им. С. А. Есенина,

Рязянь

Проблема воспитания православного педагога в контексте современного российского общества

Проблема, которую мы пытаемся рассмотреть, насущна для нашего времени, но она не нова в исторической жизни Русской Православной Церкви. Наиболее исторически похожим на наше время является 4 век, когда Церковь выходит из своего вынужденного затвора и приемлет под свои своды взыскующий античный мир, который все еще остается «внешним» для Церкви, где сразу же за церковной оградой продолжается прежняя языческая жизнь.

4 век считается классическим веком церковного красноречия, а слова, беседы и речи знаменитых проповедников этого столетия являются образцовыми, поражают внешним блеском слова и сильным внутренним духом. Конечно, Дух Божий избрал достойных деятелей на высокое служение святой истине, укрепляя и освящая их естественные силы, но, кроме того, важны и естественные условия, от которых зависело высокое достоинство проповеди.

Объяснить такое высокое совершенство отеческой проповеди возможно, если рассмотреть образование, которое получали святые отцы того времени. Это образование двоякого рода. Они обогащали себя христианскими знаниями, получали особое воспитание в духе веры и благочестия. С другой стороны, они получали и классическое образование в языческих учебных заведениях. Отцы 4 века признавали высокое значение общего классического и гуманитарного образования, считая его лучшим благом, высшим украшением человека.

Среди творений святителя Василия Великого есть беседа «К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями». Изучение Священного Писания он считает, конечно, важнее изучения светских языческих сочинений. Полное разумение Писания, по представлению святителя, требует ума зрелого, твердого и испытанного, «но пока, по возрасту, не можем изучать глубину смысла их, мы и в других писаниях, не вовсе от них далеких, упражняем на время духовное око, как в некоторых тенях и зерцалах, подражая упражняющимся в деле ратном, которые, приобретя опытность в ловком движении рук и ног, выгодами этой игры пользуются в самих битвах».

Сегодняшний день сулит нам небывалый технический прогресс, доступность всего и везде, но вместе с тем, почти, что полное отсутствие желания возрождения национальной культуры, низкий интеллектуальный уровень, дух ограниченного материалистического мировоззрения, распущенности, алчности и стремлению к обогащению. Утрата нравственных ориентиров целыми поколениями наших соотечественников, постепенно вытеснило из народного сознания самой памяти о духовных идеалах, вырабатывавшихся в течении многих веков, произошел небывалый взрыв безнравственности, цинизма, антипатриотизма,

Сегодняшние попытки светской педагогики возводить духовность в человеке очень слабы. Причина в том, что их принимают люди, вышедшие из советской школы, т.е. с «отрезанной» духовностью. Православная же школа находиться в зачаточном состоянии. Она вынуждена не просто «начинать сначала, но расчищать идеологические завалы атеистической пропаганды искалеченных ею душах и сознании десятков миллионов людей. Одна она не в стоянии взвалить на себя тяжкий груз возрождения духовности новых поколений россиян. Выход один – объединение усилий светских и православных педагогов. Продуктивен и путь создания совместных лабораторий, центров, площадок, где объединенными силами будут проводиться научные исследования, разрабатываться и апробироваться методики и программы педагогического воздействия. .

Необходимо воспитание педагогов нового уровня, которые смогли бы ответить сегодняшним требованиям мира. Духовная жажда на лицо. Священники, православные миссионеры, православная периодическая печать не в состоянии справиться в одиночку с такими масштабами «жажды». Труды православных педагогов пришлись бы сейчас как нельзя кстати. Но это должны быть не просто школьные учителя православной культуры, а педагоги с широкими познаниями во всех сферах жизни.

Как важно сейчас осознать, что борьба с языческим миром должна осуществляться на его же языке. А это подразумевает в первую очередь глубокое переосмысление «внешних» наук под преломлением истиной православной веры.

Не для кого не секрет, что наука и другие отрасли деятельности человечества достигли многого за прошедшее столетие. И было бы просто нелепо оставить в забвении труды многих и многих ученых XX столетия. Вот, что по этому поводу писал великий Отец Церкви Григорий Богослов: «В науках мы заимствовали исследования и умозрения, но отринули все то, что ведет к демонам, к заблуждениям и в глубину погибели. Мы извлекали из них полезное даже для самого благочестия, чрез худшее, научившись лучшему и немощь их обратив в твердость нашего учения. Посему не должно унижать ученость, как рассуждают о сем некоторые; а, напротив того, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве».

Важность выработки адекватного восприятия православия внешним миром, усугубляется обстоятельствами времени. За плечами нынешних молодых людей – целая череда расцерковленных поколений, их отцы, деды, и прадеды, воспитывавшиеся богоборческим государством в антирелигиозном духе. И потому нынешнее российское общество принципиально отлично от всех других, известных нам по предшествующим историческим временам. От того, насколько мы окажемся убедительными как партнеры по диалогу с этими людьми, от, того, с каким словом мы к ним придем и какое влияние оно окажет на их жизнь, зависит, в конце концов успех всей грандиозной миссии нашей Церкви в современном российском обществе.

Завтрашний день России находиться в руках сегодняшних православных педагогов нового уровня, которые смогут восстановить нарушенный баланс жизни русского народа.

 

Использованная литература:

 

1. Священник Евгений Шестун. «Православная педагогика»// Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998.

2. Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

3. Отцы и учители Церкви III века. // М., 1996.

4. Мартынов О.П. «Методологический подход к проблеме взаимодействия светской и православной педагогик»// Всероссийская научно – практическая конференция 23 – 30 мая 1996г., Рязань, РГПУ.

5. Журнал Московской патриархии №3, 2006 г.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения