На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Терлецкий А.Д.,

кандидат филологических наук

Cимферополь

О духовно-нравственных ориентирах воспитания молодежи

Духовно-нравственные ориентиры воспитания подрастающего поколения во многом определяются его воспитателями (родителями, преподавателями, священниками, представителями властных структур и т.д.). Но над всеми нами есть Высший Воспитатель и жизни Податель – Господь Бог – наш Спаситель, Который «всем человеком хощет спастися и в разум Истины приити» (1 Тим. 2, 4). Однако, к сожалению, не все человеки хотят спастись, потому что – очевидно – не пришли еще в разум Истины. В притче о званых на вечерю (Лк. 14, 16–24) мало избранных для Небесного Царствия не потому, что остальных Бог считает недостойными избрания, а по той простой причине, что немногие считают Бога достойным того, чтобы уделить Ему хотя бы малую часть своей жизни. Большинство же представляют собой сообщество человеков, которые, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «живут для времени, а не для вечности» (см. его «Приношение современному монашеству», гл. XLI: «Значение слова „мiръ”»).

Слово «ориентир», указывающее направление, происходит от лат. «oriens» – восток. Хорошо известно выражение: «ex oriente lux» – «с Востока (идет) свет». В Евангелии от Луки (1, 78) «Востоком свыше» называется Иисус Христос – воплотившийся Бог, Солнце Правды, восходящее от вышних. Следовательно, по духовно-символическому значению самого слова, человечеству дан единственно верный ориентир в его земном странствовании – путь к Богу, Который является Источником всякой жизни. «Но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3, 19) – свидетельствует Спаситель. В помрачении сердца и ума они по свободной «глупой воле» (выражение Ф. М. Достоевского) избрали себе другой «ориентир» – и направили стопы свои в противоположную от Бога сторону. Неслучайно «запад» в православной традиции обозначает область духовной тьмы (см. чинопоследование Таинства Крещения).

В свое время святитель Феофан Затворник пророчески предостерегал: «Вслед за окончанием Крымской войны (как будто плотина какая прорвалась), широкой рекой потекли к нам западные учения о неслыханных дотоле, противных духу Христову, порядках в жизни семейной, религиозной, политической, кои гласно стали слышаться в речах и читаться в печати <…>. Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется… Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим; и сердцем не разумеем» (Россия перед Вторым Пришествием. Издание Свято-Троицкой Сергеевой Лавры, 1993. С. 54, 47).

Сущность двух основных ориентиров, один из которых выбирает для себя каждый человек, кратко и ясно выразил блаженный Августин: «Высочайшее благо есть вечная жизнь, а величайшее зло – вечная смерть; поэтому для приобретения первой и избежания последней нам следует жить праведно» (Цит. по: Архиепископ Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. М., 1991. С. 94).

Для верующих людей очевидно, что без искреннего, нелицемерного служения Богу праведно жить невозможно. Для неверующих и маловерных эту простую истину в свое время художественно убедительно проиллюстрировал Ф. М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» – «если Бога нет – все позволено», т.е. если земная жизнь человека очень коротка и быстротечна, а за гробом нет ни воздаяния за добродетели и за грехи, ни будущей вечной жизни, то не все ли равно, как себя вести здесь – бери, сколько можешь, и пользуйся: «станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32). Большинство преступлений и беззаконий, совершающихся в мире, есть прямое следствие реализации этого пагубного атеистического принципа. Логическую правильность тезиса Достоевского подтверждает и статистика. Если в начале XX века в Российской Империи (так называемой «тюрьме народов») показатель преступности был 77 человек на 100 000 населения (см.: Посев. 1983. № 6. С. 54), то при торжестве демократии в конце XX века этот показатель был уже более 500 человек на 100 000 (см.: Первый и Последний. 2004. № 3. С. 45). Реальный опыт жизни многих поколений наглядно показывает: «Человеческая жизнь без веры есть опасная авантюра, которая должна кончиться катастрофой. Человек без Бога не может быть вполне человечным, он опускается и разлагается» (Православие и искусство. Опыт библиографического исследования. М., 1994. С. 183).

Отречение человека от Бога можно уподобить отречению детей от своих родителей, при той, правда, существенной разнице, что родители дают детям земную жизнь, а Бог дает и нам, и нашим родителям, и всему человеческому роду не только земную жизнь, но и вечную (см.: свт. Игнатий (Брянчанинов) Аскетические опыты. Т. 1. Очерк «Сад во время зимы»). Но, как в разделившейся семье нет мира и благополучия, так и в жизни общества и государства, отделившихся от Бога, разделивших школу и Церковь, не будет ни благоденствия, ни мира, ни порядка. Более того, у тех, которые отвергают Отца – Бога, неизбежно появляется другой «отец» – диавол, и они, часто сами не ведая, что творят, начинают «исполнять похоти» его (Ин. 8, 44).

Отсутствие правильного – православного – ориентира у нас, призванных ориентировать других, может привести к трагическим последствиям, ибо «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 14, 15). Яма эта – по объяснению святых отцов – преисподняя, геенна огненная, откуда после падения выбраться почти уже невозможно (только по молитвам живых). Об опасности такой перспективы нам напоминает мудрая русская пословица: «Век живи – век учись, а дураком помрешь». Духовный смысл ее следующий: если мы всю жизнь и силы будем отдавать только мирским наукам и пренебрегать изучением Слова Божия для жительства по евангельским заповедям, то результат будет плачевный – на Страшном Суде мы останемся в дураках, каких бы ученых степеней и званий мы здесь не достигли.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский делится с нами своим опытом: «Душа человеческая по природе проста и все простое легко усвояет себе, обращает в свою жизнь и сущность, а все хитросплетенное отталкивает от себя, как несвойственное ее природе, как бесполезный сор. Мы все учились. Что же осталось в нашей душе из всех наук? Что врезалось неизгладимо в сердце и память? Не с детскою ли простотою преподанные истины? Не сором ли оказалось все, что было преподано искусственно, безжизненно? Не напрасно ли потрачено время на слишком мудрые уроки? Так, – это всякий из нас испытал на себе. Значит, тем осязательнее всякий из должен убедиться в необходимости простого преподавания, особенно малым детям… Не в том сила, чтобы преподать много, а в том, чтобы преподать немногое, но существенно нужное для ученика в его положении» (Источник Живой Воды. СПб., 1910. С. 71).

Мы все у Бога ученики, поэтому самым главным и существенным в нашем положении является христианское учение о спасении для вечной блаженной жизни, на постижение и исполнение которого и дана нам земная жизнь. В начале учебного года или семестра, в виду предстоящих зачетов и экзаменов не лишним будет для учащих и учащихся напоминание: сколько бы мы за свою жизнь успешно ни сдали (или приняли) экзаменов и зачетов, сколько бы ни написали статей и монографий, нам не будет в конечном итоге от этого никакой пользы, если мы на самом главном экзамене, который каждый будет сдавать Господу Богу, провалимся не в переносном, а в буквальном значении этого слова.

Сегодня во многих сферах государственной и общественной жизни, в том числе и в системе образования, навязчиво популярным становится принцип толерантности (терпимости). Для правильного его понимания и применения уместно вспомнить одно высказывание В. С. Соловьева: «Истина интолерантна, то есть не терпит неистины по самой природе своей» (Цит. по: Воробьевский Ю. Ю. Путь к Апокалипсису. Стук в Золотые врата. М., 1999. С. 124). Святые отцы Православной Церкви предупреждали: вера в Истину – спасает, вера в ложь – губит. Следовательно, толерантность разумно проявлять ко всему благому и душеспасительному, а ко всему душепагубному, развращающему и растлевающему человеческую душу (в особенности душу ребенка) толерантность может проявлять или глупец, или враг рода человеческого.

В заключение приведем слова святителя Филарета Московского в качестве духовно-методического принципа не только для педагогов: «В наше время мы много хвалимся, и не довольно каемся. А время советует меньше хвалиться и больше молиться» (Сборник мыслей и изречений Митрополита Московского Филарета. Саратов, 1996. С. 35). Не будем забывать и предупреждение святого праведного Иоанна Кронштадтского, прозвучавшего сто лет назад во время революционной смуты: «Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок» (Россия перед Вторым Пришествием. С. 141).


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения