На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Суховерхова Г. Б.,

преподаватель Борисоглебского педагогического училища

О региональном экспериментальном курсе «Основы русской духовной культуры»
для студентов педагогических училищ

Тема предлагаемого эксперимента сформулирована нами следующим образом: «С верой и надеждой в сердце я люблю тебя, моя страна». Ее актуальность вытекает из факта духовно-нравственной деформации личности учащихся под негативным влиянием современного социума. Поскольку человек воспринимает окружающую его действительность через слово, то восстановление личности возможно с помощью языка, при этом необходимо нетрадиционное для школьной и послешкольной практики обучения понимание языка как семиотического пространства, хранящего культурно-исторический опыт мировосприятия, миропонимания и миросозерцания его носителей.

Являясь национальной языковой картиной мира, это пространство системно организовано, обладает сложной и иерархически организованной структурой, и в этом смысле оно может быть соотнесено с аналогичными семиотическими объектами, в частности — с художественным текстом.

У каждого носителя языка как языковой личности с рождения начинает формироваться языковая картина мира под влиянием трех факторов: окружающего мира, социума и языка. Если мировосприятие и миропонимание в большей степени формируются под воздействием всех трех факторов, так как ребенок, чтобы существовать и нормально развиваться, должен научиться взаимодействовать с природным миром и социумом, используя язык в его коммуникативной функции, то миросозерцание не определяет выживание индивидуума, и поэтому получает развитие лишь при определенном стечении обстоятельств.

К актуализации способностей к миросозерцанию располагает жизнь в естественных природных условиях (окружающий мир), а также формирование личности в высоко духовной культурной среде («облагороженный» социум), которые соотнесены с соответствующими сферами семиологического пространства языка. Сегодня большинство российских детей и подростков в значительной степени лишено этих условий, и поэтому их языковая картина мира уже с рождения деформируется, становится ущербной: ведущую роль в ее формировании «присваивает себе» окружающий нас социум, влияние которого, не встречая разумного ограничения, становится все более негативным. Это обстоятельство не может не привести к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: дальнейшее позитивное развитие самого общества становится проблематичным без серьезного противостояния его пагубному влиянию на подрастающее поколение, главной задачей которого должно стать не встраивание в социум, а его духовное преобразование. Возможность такого поворота в социальной направленности выпускников образовательных учреждений возникнет лишь в случае актуализации в последних осуществления духовно-нравственного образования.

Отсутствие в окружающем ребенка, подростка контексте целостных ориентаций ведет к привычке «разорванную», дискретную ситуацию воспринимать ими как норму и не стремиться к ее восстановлению, то есть к возврату ее целостности. Поэтому задачей преподавания экспериментального курса «Основы русской духовной культуры» (научный руководитель – доцент кафедры педагогики и психологии Борисоглебского пединститута Д. З. Арсентьев) необходимо должна стать «связь времен», то есть такое освоение архетипов национальной культуры, которое дает возможность через язык, музыку и живопись почувствовать свою причастность не только к современной духовной культуре, но и к древним духовно-нравственным корням наших предков.

Именно в этом ракурсе проявляется мировоззренческая функция искусства, что хранит для человека собирательный образ мира. И поэтому путь к воссозданию целостности личности лежит через освоение смыслового пространства художественного текста как универсальной модели мира, вхождение в духовное лоно классической и церковной музыки, а также приобщение к чистым и прозрачным образам русской живописи.

Человек не может жить без веры, без надежды и без любви. Теряя хотя бы одну из этих универсалий, он перестает быть человеком, ибо человек — это «мудрость вечности». В самом деле, вера (ср. лат. veritas — «истина») ведет к истине, надежда (ср. русск. надёжа) — к надёжности, стойкости, уверенности (стоянии у веры, с верой, т. е. с истиной), а любовь — к раскрытию своего сердца любому, то есть ближнему (по евангельской заповеди: «возлюби ближнего своего как самого себя»). При освоении экспериментального курса у студентов появится возможность осмыслить, усвоить и освоить эти духовные ценности, а значит, с опорой на художественные образы языка, музыки и живописи, встать на путь восстановления целостности (духовной интеграции).

Ведущим архетипом русской духовной культуры является христианский взгляд на природу человека и окружающего мира. Он одновременно проявлен во всех областях художественного творчества, поэтому может быть взят в качестве универсального критерия в отношении личности к себе, другим людям и окружающему миру. Он также должен быть положен в основу создания экспериментального курса и освоен студентами в рамках его преподавания в форме педагогического диалога.

Преподаватель и студент в процессе общения и становятся объектами, а точнее, субъектами нового для средне-специального образования осмысленного отношения к художественному, музыкальному и живописному тексту.

Предметом экспериментальной деятельности становится выстраивание у преподавателей и студентов целостного мировосприятия, что обеспечивается развитием заложенных изначально в каждом человеке языкового чутья, языковой способности (умения выражать свои мысли и чувства), а также формированием языковой картины мира посредством его художественного освоения (в образах христианской культуры).

Сказанное определяет суть методики педагогического диалога: при работе с художественным, музыкальным, живописным текстом преподаватель должен стремиться в идеале превратить контекст урока в событие, встречу с художественным миром-текстом, в сам текст. Поскольку на уроке ведущая роль всегда остается за преподавателем, он ответствен за формирование осознанной установки у учащихся, определяемой созданием атмосферы интереса, интриги и формирующей мотив творческого стремления к постижению и раскрытию смысла предъявляемого материала. В практическом плане это означает создание такого контекста урока, который был бы единым для преподавателя, для предъявляемого им содержания обучения и для студентов.

Сделать это можно лишь при обращении к тому тексту, который предложен в качестве учебного, и в том контексте, который выстроен для всех участников образовательного процесса. Это тем более важно, что только таким образом возможно постепенно сформировать у студентов потребность и навыки осознанного рассмотрения всякого явления в определенном, лишь каждому из них свойственном контексте на основе указанного выше критерия, что несомненно будет способствовать более глубокому и более целостному восприятию как этого явления, так и всего окружающего мира.

Педагогической целью эксперимента мы считаем овладение образным ви?дением мира как способом целостного восприятия действительности и одновременно выстраивание разумного и творческого взаимодействия личности с внешним и внутренним миром с опорой на духовно-нравственный критерий.

Предлагаемая программа может быть рассмотрена в качестве первого шага по направлению к реализации основной цели экспериментального курса — осознания студентами своей причастности к русской духовной культуре, развития у них чувства патриотизма, любви к своей родине. Цель программы — предоставить учащимся тот материал, который в доступной форме покажет глубину, ясность, выразительность и красоту русского языка, духовной и классической музыки, русской живописи, укажет путь к их истокам, своеобразию русского мировосприятия, поможет овладеть навыками восприятия художественных образов в литературе, музыке и изобразительном искусстве.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения