На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Сухова Л., г.

 Сергиев Посад Московской обл.

Иллюстрации к добру
О роли библиотеки в духовно-нравственном воспитании учащихся: факты и размышления

«Библиотеки важнее всего в культуре»

В любую эпоху библиотека – самый точный барометр интеллектуальной жизни общества.

Не случайно же академик Дмитрий Сергеевич Лихачев когда-то сказал, что если, не дай Бог, из-за войны или какого-то страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но каким-то чудом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена.

Трудно не согласиться с тем, что изначальная функция библиотеки – сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Именно библиотека, сосредоточившая в своих фондах прошлое, настоящее, будущее ответственна за духовно-нравственное воспитание, формирование исторического сознания детей.

Сегодня библиотеки – в их вечном и традиционном назначении – должны не только устоять сами по себе, но и помочь удержать мир от роковых, необратимых перемен. Здесь уместно вспомнить Иосифа Бродского, писавшего о том, что нельзя спасти все человечество, но одного человека спасти можно. Это в полной мере совпадает с принципиальной позицией специалистов многих библиотек, считающих наиважнейшим правилом учет индивидуальных потребностей и интересов читателей. Научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека.

Чтение, конечно, не может стать единственным содержанием духовного самосознания, но первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка.

 

Нынешний год объявлен в России Годом гуманитарных наук, культуры и образования – Годом академика Дмитрия Лихачева. Это предусматривает подписанный Президентом РФ Указ «О праздновании 100-летия со дня рождения академика Д.С.Лихачева».

Эпиграфом XI конференции Российской Библиотечной ассоциации стали слова Д.С.Лихачева «Библиотеки важнее всего в культуре».

Десять заповедей человечности из книги Дмитрия Сергеевича «Раздумья» – это своеобразная формула работы библиотек.

 

Библиотека Сотрудничества в гимназии : штрихи к теме

Каждая школа, каждая библиотека имеют неповторимый индивидуальный уклад, но в каждой библиотеке и школе есть то важное и продуктивное, что может быть полезно и для становления новых библиотек и школ, и для обмена опытом, информацией и идеями.

Жизнедеятельность школьной библиотеки – это не просто учебные и воспитательные процессы, она имеет скорее духовное измерение.

Становление и развитие библиотечного обслуживания, школьного уклада, создание учениками и учителями богатого и многообразного школьного пространства, сама организация школьной жизни – и есть важнейшая часть образовательной системы.

В библиотеке образование не может и не должно замыкаться в тесных пределах учебного предмета. Здесь оно сочетается с очень разными воспитательными возможностями.

Общая забота гимназии заключается в том, чтобы в нашей библиотеке Сотрудничества каждый читатель, будь то пятиклассник или выпускник, нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности...

Только знания, возникающие из чувств и переживаний, по-настоящему развивают умение видеть и понимать.

В соответствии с планом воспитательной работы гимназии библиотека участвует в подготовке классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с классными руководителями, завучем по воспитательной работе, однако сотрудники библиотеки видят и свои задачи: в предоставлении им качественной и разнообразной информации.

Библиотека проводит «Часы тихого чтения», конкурсы, выставки, дискуссии, просмотры и обсуждения фильмов; ребята из творческой студии «Литературная гостиная», которая работает в библиотеке, принимали участие во многих российских и международных конкурсах и проектах.

В качестве иллюстрации приведу некоторые:

- конкурс иллюстраций к «Рождественским сказкам» Натальи Абрамцевой;

- конкурс эссе «Каков сегодня типичный российский школьник» (газета «Библиотека в школе»);

- конкурс творческих работ по толерантности «Мы разные – но мы дружим» (ВГБИЛ, Институт толерантности);

- просмотр и обсуждение фильма «Прощеное воскресенье»;

- персональные выставки учеников и выпускников гимназии.

 

Регулярно проходят в библиотеке встречи с профессиональными художниками, поэтами, писателями. Каждая встреча (будь то открытие выставки профессионального художника, авторский вечер ученика или выпускника гимназии) так или иначе включает в себя и разговор о книге. Стало традицией оформление выставки «Любимые книжки», которую в читальном зале оформляют «авторы» – гости каждой встречи.

Ученики гимназии на такие встречи могут приглашать своих друзей и родителей. Предлагают и даже проводят сами творческие вечера и встречи с интересными для них людьми.

Чрезвычайно важным является и разновозрастная аудитория: от пятиклассников до выпускников и родителей.

Сотрудничая с издательствами мы не только рассказываем ученикам и учителям о новых книгах, но и пополняем фонд. В прошлом году ребята из разных классов читали и обсуждали книги серии «Мы вместе». Главные герои книг этой серии – дети с ограниченными возможностями, которые ежедневно сталкиваются с проблемами, незнакомыми большинству их сверстников, и именно поэтому они остро нуждаются в понимании, внимании и любви окружающих их детей и взрослых. Это пронзительные, умные, написанные без малейшего оттенка назидательности книги. Они способны помочь преодолеть отчаяние и одиночество одним, и научить других как быть рядом и вместе с теми, кому нужны их любовь и понимание.

Чтение открывает стороны мира, закрытые для любого другого жизненного опыта.

Читая вместе и обсуждая прочитанное, мы учимся сотрудничеству, общему делу.

Книги, прочитанные в детстве могут оказать влияние и на будущее, и на судьбу.

...Каждый, какие бы ни были у него потом неприятности, должен узнать доброе и светлое в детстве, в школе, чтобы было на что оглядываться.

Получая многообразие информации и впечатлений в библиотеке ребенок развивает критическое мышление, свой особенный взгляд на творчество и на мир. Мы можем только помочь ему понять, что все в его руках.

Помните притчу?

Ученик, желая испытать учителя, принес в руке пойманную бабочку. При этом он рассуждал так: спрошу учителя, жив этот мотылек или мертв; если скажет “мертв”, раскрою ладонь и бабочка улетит, а если ответит «жив», сожму пальцы, и она погибнет.

Что, как вы думаете, ответил учитель?

«Все в твоих руках!»

 

В библиотеке ребята имеют возможность общаться и с интересными взрослыми людьми, и со сверстниками.

Сотрудничая с Издательским домом «Первое сентября», вступив в Российскую библиотечную ассоциацию мы расширяем границы гимназии не только для информации читателей, но и для общения и обмена опытом.

Более пяти лет ученики и учителя гимназии принимают участие в Соловейчиковских чтениях и Московском педагогическом Марафоне учебных предметов, проводимых Издательским домом «Первое сентября» для педагогов Москвы и области.

Расширяя круг общения ребят, предоставляя им возможность рядом со взрослыми видеть мастер-классы лучших педагогов и слушать дискуссии, на первый взгляд, для них не предназначенные, мы привлекаем их к самостоятельным размышлениям и к хорошей книге. Именно после таких поездок ребята начали читать книги С.Соловейчика, Ш.Амонашвили. Это ли не духовное развитие и воспитание?

На страницах газеты «Библиотека в школе» ИД «Первое сентября», с которой мы сотрудничаем с 1998 г., были опубликованы работы учеников, учителей и родителей нашей гимназии.

 

Есть вопросы?

«Если в стране очень хорошо развиты и ведут педагогическую работу школьные библиотеки – об остальных можно не беспокоиться.

Дети, выросшие в школе с такой библиотекой не допустят потом угасания культуры, создадут другие необходимые им библиотеки, школы, музеи». Словами известного российского библиотековеда Г.П.Фонотова можно было бы подвести итог размышлениям о роли школьных библиотек вообще и в духовно-нравственном воспитании в частности. Но... без регулярного (качественного!) комплектования сможем ли мы воспитать невосприимчивость к некачественной литературе? Общеизвестно, что обучение выбору качественной литературы – повседневная жизнь библиотеки для детей. Но деформацию социокультурной среды, читательских вкусов без достойного фонда изменить нельзя.

Проблем много. Вместе с ними много и вопросов, на которые мы сами не знаем ответов.

Попробуйте ответить: почему Министерству образования и науки оказалась не нужна собственная библиотека с двухсотлетней историей? При переезде Министерства она была просто выброшена. Сегодня ее больше не существует. Сотрудники министерства не удосужились даже просто раздать книжный фонд по школам. Вся московская интеллигенция ездила на Чистые пруды спасать книги. Хотя бы для себя. Это тоже – духовно-нравственное воспитание. На примерах.

Один хороший психолог сказал, что «дети воспитываются об нас»: непроизвольно, ежеминутно, естественно. Та или иная манера поведения складывается исподволь, потому что здесь «так принято» или так «не принято» поступать. Правила эти живут в жестах, интонациях, в подробностях взаимоотношений. Но часто ли мы задумываемся об этом?

 

Мысль в подарок

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству, состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. (Шарль Луи Монтескье)


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения