На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Силаева Л.С.,
начальник управления образования
администрации Боровского района

Межведомственный подход в решении задач духовно-нравственного воспитания детей и подростков

С гениальной глубиной, мудростью к даже поэзией русский православный философ Ильин выразил свое убеждение относительно цели русского воспитания; «России нужен не шум, ответственная идея - на десятилетие, на века...! Эта идея должна быть государстенно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная... Эта идея должна исходить из самой ткани русской души и русской истории, из их духовного склада. Эта идея должна говорить о главном в русских судьбах и прошлого, и будущего, она должна светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь и вливая в них бодрость...»

Что же это за идея? Это - идея воспитания национального, духовного характера. Это - главное, это - на века. Без этого России не быть. Отсюда придет ее возрождение.

Осознавая всю важность и значимость проблемы духовно-нравственного воспитания, управление образования, педагоги школ нашего района пришли к выводу о необходимости создания комплексной программы по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. В ее разработке приняли участие представители всех социальных учреждений: администрация района, управления образования, образовательные учреждения, учреждения культуры, социальной защиты и спорта. Особую поддержку и понимание мы получили со стороны свяшеннослужителей Боровского Пафнутьева монастыря.

Разрабатывая программу, мы опирались на богатое историческое наследие нашего района прославившегося своими выдающимися земляками: князем Владимиром Храбрым, преподобным Пафнутием Боровским чудотворцем, адмиралом Синявиным, философом Федоровым, основоположникам, наукой и практической космонавтики Циолковским, ученым математиком Чебышевым, врачом Иноземцевым.

Стержневыми линиями программы являются следующие направления:

- нормативно-правовое обеспечение процесса формирования духовного и нравственного здоровья населения;

- инфомационно - просетительская и культурно - просетительская деятельность;

- изучение, обобщение и распространение опыта, накопленного в области духовно-нравственного воспитания;

- педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей; духовно-нравственное воспитание и образование;

- противодействие распространению в среде детей, подростков, молодежи пороков алкоголизма, наркомании, распущенности и насилия;

- совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, духовно-нравственного просвещения населения.

В ходе реализации программы в районе постепенно складывается система работы по духовно-нравственному воспитанию детей.

С 2000 года проходят образовательные Чтения, посвященные памяти преподобного Пафнутия Боровского чудотворца, целью которых является осмысление явлений современной жизни с православной точки зрения, развитие православного образования, духовно-нравственного воспитания. Перед участниками Чтений (педагогами, работниками культуры, социальными работниками) выступают представители духовенства, видные ученые из Москвы, педагоги, психологи, педагоги-практики из Калуги, области и района.

В этом году прошли 7-е Чтения. Районные образовательные Чтения занимают достойное место в работе всех социальных институтов района, занимающихся воспитанием детей. Чтения - это один из этапов формирования единого воспитательного пространства, сближения и совместной работы государства и церкви в воспитании человека.

Организационное обеспечение всех проводимых дел осуществляет оргкомитет, который был создан по итогам первых районных образовательных Чтении изпредставителей образования, культуры, медицины. Возглавляет оргкомитет заместитель главы администрации по социальным вопросам В. И. Богачева.

Но мы не ограничиваемся расширением мировоззренческих рамок. Проводится работа по возражению народных промыслов и фольклорных обрядов. Работу по духовно-нравственному воспитанию в данном направлении демонстрируют участники традиционных рождественских и пасхальных фестивалей детского творчества. Следует отметить, что возросло количество не только отдельных участников, но и целых коллективов. Так, в этом году на Пасхальном фестивале было представлено более 200 детских работ из 18 коллективов. Содержание сценических выступлений детей становятся глубже и профессиональнее. Работы коллективов Ворсинской и Кировской школ могли оценить не только в районе, но и в области.

Возрастает количество образовательных учреждений, в которых введен курс «Основы православной культуры» как на факультативной основе, но и как предмет учебного плана школы. На сегодня в шести образовательных учреждений и трех дошкольных образовательных учреждениях, где организована такая работа. В связи с этим перед нами стоит проблема духовно-нравственного воспитания самих педагогов, а более всего, их самосовершенствование для решения насущных задач образования и воспитания.

Учителю поручена высокая миссия. Но чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах, иначе деятельность его будет бесплодна. Не случайно святитель Амвросий Медиаланский говорит: «Или не учи, или нравами учи».

У многих учителей района возрастает потребность пересмотреть свои мировоззренческие позиции, поэтому управление образования проводит специальные - семинары «Введение в православную педагогику» по изучению духовного наследия края. Их слушателями стали 24 педагога.

15 педагогов района закончили курсы «Основы православной культуры» в Академии повышения квалификации в г. Москве. Часть педагогов являются слушателями курсов повышения квалификации при КОИПКРО и на базе Обнинского центра «Вера. Надежда. Любовь». Стали традиционными встречи учителей с писателями. Педагоги школ регулярно, участвуют в работе Международных Рождественских образовательных и Глинских чтений в Москве.

Ежегодно проходят городские родительские собрания по вопросам духовно- нравственного воспитания, на которых выступают священнослужители, педагоги,  психологи, медицинские работники.

Стали традиционными встречи священнослужителей с учащимися и педагогами. В Балабановоской сш. 1 такие встречи проходят по инициативе детей уже второй год. Эти беседы помогают формировать мировоззрение подростков и изменять жизненные установки.

Активизировалась работа по духовно-нравственному воспитанию в дошкольный образовательных учреждениях. В пяти детских садах района создана комната «Русская изба», где организуется работа кружков, проводятся народные праздники, занятия по знакомству детей с культурой, традициями, укладом благочестивой жизни на Руси. Проводимые традиционные Пасхальные праздники, праздники «Рождество Христово», «Масленица», «Дары осени» дают возможность детям соприкоснуться с духовным смыслом главных праздников, их глубоким нравственным содержанием.

Неоценимое значение в духовно-нравственном воспитании детей приобретают воскресные школы, работающие при храмах Боровского района. Светская система образования и церковь взаимно дополняют друг друга, ограждая молодежь от зла и насилия. Мы можем и должны действовать сообща, но действовать, мудро, взвешенно, целеустремленно. Тогда подрастающее поколение будет нас радовать своим патриотизмом, духовностью. Вот несколько строк из сочинений ребят из Боровской ноосферной школы: «Да, я патриот, яэто часто ощущаю. Я сильно переживаю за политическую и экономическую ситуацию в нашей стране. И все чаще мне не дают покоя мысли о возвращения России былого величия».

«Некрасивый человек все равно хочет быть красивым и обращает больше внимания на свой душевный мир. А красавцы так избалованы и довольны собой, что не хотят ничего в себе менять, Я очень хочу быть духовно красивым человеком. А внешность … Пусть я буду красив для кого-то одного...».

Такие высказывания не могут не радовать, Они убеждают нас в том, что мы на правильном пути.

Таким образом, благодаря скоординированной деятельности всех заинтересованных сторон, в нашем районе складывается единое образовательное пространство, объединенное идеей возрождения национального самосознания и духовности, которое охватывает школы, внешкольные учреждения, клубы детского творчества, социальные центры и воскресные школы.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения