На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Щелкунова С.А.

г. Сергиев Посад

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Обращение на уроках литературы к книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) "Симфония по творениям святителя Тихона Задонского", рекомендованной Министерством образования РФ в качестве пособия по духовно-нравственному воспитанию, во многом способствовало повышению образовательного и воспитательного потенциала творческого процесса общения учителя со своими воспитанниками.

Так при изучении в 5 классе сказки Х.Андерсена "Снежная королева" учащимся предлагается ознакомление с основными духовно-нравственными понятиями, которые помогут определить идею художественного произведения и раскрыть замысел автора.

Вот перечень статей "Симфонии", к которым обращается учитель при подготовке к урокам:

 

"Дети"  

"Испытания"

"Воспитание"

"Терпение"

"Дела добрые"

"Помощь Божия"

"Добро" и "Зло"

"Молитва"

"Враг"

"Чувства"

"Ссора"

"Любовь"

 

В 6 классе при изучении повести А.С.Пушкина "Метель" и обращение к теме человеческого счастья, тайны брака и супружества очень важно использовать возможность ознакомить детей с такими базовыми понятиями, как "Таинства", "Храм", "Чудо", "Супруги", "Счастье", которые помогут постичь всю глубину и таинственность пушкинской прозы.

В 7 классе запланирован урок-проект "Русские женщины" как итоговое занятие по трем произведениям: "Повести о Петре и Февронии Муромских "Ермолая Еразма, "Песни о ... купце Калашникове" М.Ю.Лермонтова и поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины". Целью проведения данного урока -проекта является определение особенностей женского национального харакера.

Неоценимым источником духовных понятий в период подготовки к данному уроку является "Симфония по творениям святителя Тихона Задонского".

Цели урока будет способствовать изучение вместе с детьми таких статей, как:

 

"Мудрость"

"Жена"

"Рассуждение"

"Женщина"

"Святость", "Святые"

"Целомудрие"

"Верность"

"Чистота"
"Согласие "

"Подвиг"

"Самоотречение"

"Душа"

"Ближний"

"Любовь к ближнему"

 

Но, пожалуй, самым интересным и результативным является обращения к "Симфонии" в период изучения в 8 классе повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". В композиции урока- проекта "Духовно-нравственные основы повести А.С.Пушкина"Капитанская дочка" выделяются 4 этана проектной деятельности учащихся, и на каждом уровне воспитанникам предлагаются выдержки из статей "Симфонии"

Духовно-нравственные понятия:

 

I этап

"Самозванец":

"Зло","Злословие"

"Ненависть"

"Кощунство"

"Гордость"

"Жестокость"

 

II этап

"История одной дружбы":

"Милость",

"Милостыня","Милосердие",

"Закон", "Клятва", "Верность", "Ближний",

"Любовь к ближнему"

 

III этап

"Два офицера":

Дружба","Ссора"

"Страсти"

"Зависть", "Незлобие", "Обида"

"Ожесточение", "Оскорбление"

"Ненависть", "Отмщение"

 

IV этап

"Уроки истории":

"Отечество", "Народ"

"Свобода"

"Царствие небесное"

 

Без таких понятий, как "Грех", "Греховность", "Душа", "Страх Божий", "Суд страшный", "Судья", "Спасение" невозможно полноценно изучить гениальные творения Н,В,Гоголя - комедию "Ревизор" в 8 классе и поэму "Мертвые души" в 9 классе.

Опыт изучения программных произведений русской и зарубежной классики, базирующийся на основаных духовно-нравственных понятиях, собранных в "Симфонии" схиархимандрита Ионна (Маелова), свидетельствует о качественно новом уровне образовательного и воспитательного процесса в средней школе.

(Выступление сопровождается демонстрацией творческих работ и проектных заданий учащихся).

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения