Щелкунова С.А.
г. Сергиев Посад
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
Обращение на уроках литературы к книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) "Симфония по творениям святителя Тихона Задонского", рекомендованной Министерством образования РФ в качестве пособия по духовно-нравственному воспитанию, во многом способствовало повышению образовательного и воспитательного потенциала творческого процесса общения учителя со своими воспитанниками.
Так при изучении в 5 классе сказки Х.Андерсена "Снежная королева" учащимся предлагается ознакомление с основными духовно-нравственными понятиями, которые помогут определить идею художественного произведения и раскрыть замысел автора.
Вот перечень статей "Симфонии", к которым обращается учитель при подготовке к урокам:
"Дети"
"Испытания"
"Воспитание"
"Терпение"
"Дела добрые"
"Помощь Божия"
"Добро" и "Зло"
"Молитва"
"Враг"
"Чувства"
"Ссора"
"Любовь"
В 6 классе при изучении повести А.С.Пушкина "Метель" и обращение к теме человеческого счастья, тайны брака и супружества очень важно использовать возможность ознакомить детей с такими базовыми понятиями, как "Таинства", "Храм", "Чудо", "Супруги", "Счастье", которые помогут постичь всю глубину и таинственность пушкинской прозы.
В 7 классе запланирован урок-проект "Русские женщины" как итоговое занятие по трем произведениям: "Повести о Петре и Февронии Муромских "Ермолая Еразма, "Песни о ... купце Калашникове" М.Ю.Лермонтова и поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины". Целью проведения данного урока -проекта является определение особенностей женского национального харакера.
Неоценимым источником духовных понятий в период подготовки к данному уроку является "Симфония по творениям святителя Тихона Задонского".
Цели урока будет способствовать изучение вместе с детьми таких статей, как:
"Мудрость"
"Жена"
"Рассуждение"
"Женщина"
"Святость", "Святые"
"Целомудрие"
"Верность"
"Чистота"
"Согласие "
"Подвиг"
"Самоотречение"
"Душа"
"Ближний"
"Любовь к ближнему"
Но, пожалуй, самым интересным и результативным является обращения к "Симфонии" в период изучения в 8 классе повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". В композиции урока- проекта "Духовно-нравственные основы повести А.С.Пушкина"Капитанская дочка" выделяются 4 этана проектной деятельности учащихся, и на каждом уровне воспитанникам предлагаются выдержки из статей "Симфонии"
Духовно-нравственные понятия:
I этап
"Самозванец":
"Зло","Злословие"
"Ненависть"
"Кощунство"
"Гордость"
"Жестокость"
II этап
"История одной дружбы":
"Милость",
"Милостыня","Милосердие",
"Закон", "Клятва", "Верность", "Ближний",
"Любовь к ближнему"
III этап
"Два офицера":
Дружба","Ссора"
"Страсти"
"Зависть", "Незлобие", "Обида"
"Ожесточение", "Оскорбление"
"Ненависть", "Отмщение"
IV этап
"Уроки истории":
"Отечество", "Народ"
"Свобода"
"Царствие небесное"
Без таких понятий, как "Грех", "Греховность", "Душа", "Страх Божий", "Суд страшный", "Судья", "Спасение" невозможно полноценно изучить гениальные творения Н,В,Гоголя - комедию "Ревизор" в 8 классе и поэму "Мертвые души" в 9 классе.
Опыт изучения программных произведений русской и зарубежной классики, базирующийся на основаных духовно-нравственных понятиях, собранных в "Симфонии" схиархимандрита Ионна (Маелова), свидетельствует о качественно новом уровне образовательного и воспитательного процесса в средней школе.
(Выступление сопровождается демонстрацией творческих работ и проектных заданий учащихся). |