На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Салова А.Н.

г. Сергиев Посад. 

Образование – дело важное и святое

Образование – та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития.

Нельзя забывать, что «дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины.» (К. Ушинский). К сожалению, именно за годы «радикальной реформы» школы резко снизился статус таких понятий, как духовность и патриотизм. В результате по уровню уважения к своей стране, ее истории и культуре нынешняя российская молодежь уверенно занимает нижние места при сравнительных социологических исследованиях в разных странах. Повторяется ситуация начала XX века.

Думаю, не будет противоречий тому, что выпускник русской школы XXI века должен быть богатырем по силе духа и тела, человеком, стоящим на уровне самых современных научно-технических знаний и технологий. В каждом предмете прослеживается связь культурно-исторических времен, а это и есть, как раз, помощник в воспитании русского православного человека.

Святоотеческая литература дает творчески работающему учителю возможность через уроки русского языка и литературы вести обучение, воспитывая русского православного человека. Позвольте мне поделиться своим опытом работы.

В 8-х классах изучили «Ревизора» Н.В. Гоголя, «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, в 9-ом прочли Д.Фонвизина «Недоросль», начали работу над лирикой А.С. Пушкина. И я решила подвести ребят к размышлению о любви, о значении слова «любовь» через большое внеклассное мероприятие под общим названием «О, как убийственно мы любим! О, как убийственно мы любим?! Да? Кого? Что?»

После объявления темы я предложила через литературные образы, жития, через обращение к страницам истории каждому задуматься над вопросами: «Понимаю ли я слово «любовь»? В чем назначение женщины? Что я вкладываю в понятия «жених и невеста», «семья», «муж и жена»? А что такое венчание? Нужно ли родительское благословение? Кого я люблю?

После постановки целей уроков мы обратились к произведениям.

…Вы подросли, ребята, изменились. Как вам кажется, стали взрослыми. А проблем и вопросов все больше, Ребята, вы согласны со мной, что образы житийной литературы для нашего разговора – хорошая подсказка в поисках образа выбора друга, взаимоотношений молодых? Давайте послушаем и посмотрим сцену из «Повести о Петре и Февронии Муромских», а потом ответим на поставленный вопрос. Показываю красочно оформленную книгу «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и приглашаю на сцену актеров 8 класса.

В 9 классе мы читали «Слово о полку Игореве» и говорили о красоте и величии русского православного народа древней Руси. Не остался без внимания и образ Ярославны. Давайте послушаем маленький отрывок: плач Ярославны после попадания князя Игоря в плен. Вопрос такой: посмотрите иллюстрации и подумайте, почему внимание художников привлекает образ этой русской женщины-христианки.

Когда обратились к страницам знаменитой пушкинской «Капитанской дочки», ученики проинсценировали три эпизода: Петр Гринев просит обвенчаться любимую Машу без родительского благословения, П.Гринев с Е. Пугачевым освобождают Машу из-под стражи Швабрина, как невеста П. Гринева была принята в его доме родителями и почему она покидает их и едет в Петербург. И вот тут у нас появилась возможность поговорить и о венчании, и о благословении. На урок был приглашен игумен Иоанн, который и оказал мне в этом неоценимую услугу.

…Звучали музыка, песни, читали стихи А.Фета, А. Пушкина, играли сцены из «Ревизора» Н.В. Гоголя и «Недоросля» Д. Фонвизина. При подведении итогов были заданы ребятам такие вопросы: так для чего нам с вами сердце? Кого мы так убийственно любим? Ни себя ли в первую очередь? Что в себе? Какая красота важнее: внутренняя или внешняя? Что вы имеете ввиду под внутренней красотой? А дома я попросила написать небольшое рассуждение, подумав над вопросами. Что дала мне эта встреча? А этот разговор? Нужны ли еще такие уроки? Ответы ребят меня очень порадовали и укрепили во мнении, что дело это отнюдь не бесполезно.

Уроки русского языка, особенно при повторении и обобщении каких-либо тем, позволяют использовать тексты из святоотеческой литературы или журналов «Наследник», «Русский дом» и «Славянка» для комплексного анализа. В 9-ом классе, повторяя имя существительное как часть речи, я взяла текст из книги «Валаамский монастырь и его подвижники». Начали разговор со слова Россия. Дети узнали, что имя существительное Россия – Россея произошло от слов Рассеяние в XVI веке. Территориальная площадь государства была большая, наблюдалась немалая рассеянность народов по ней – этим и объясняется название страны. Страницы этой книги позволили нам познакомиться с размышлениями ученых о происхождении слова Москва. «Москва могло произойти от существительного Смесь, что как и слово Мешех, означающее смешение.»…

Затем обратились к географической карте России, показав ее границы, нашли Ладожское озеро, остров Валаам, который, подобно Святой Горе Афон, представляет собой особо благоприятное место для осуществления тех целей, что ставит перед собой монашество. Повторили существительные собственные и нарицательные, склонение, изменение по падежам… Во главу угла была поставлена лексическая работа. Заранее подготовленный ученик в течение 5 минут говорил о Святой Горе Афон. В словаре было найдено значение слов «монашество», по прочтении которого были записаны однокоренные слова. Говоря о монашестве Валаама, я обратилась к книге «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» И.Маслова, чтобы вместе с детьми задуматься над тем, как «научиться одного избегать, а в другом совершенствоваться». (спасение (стр. 967-983), труд (стр.1049), человек, счастье (стр.1029-1031), друзья, дружба (стр. 309), самоотречение (стр.807-812), подвиг (стр. 682-700)).

Читая в 6 классе «Дубровского» А.С. Пушкина (главы 13-18 о семейном быте Троекурова и князя Верейского), я получаю возможность не только разъяснить значение слов: семья, быт, уклад, но и поговорить о том, какую роль играет психологический климат в семье на формирование характера, привычек, интересов, взаимоотношений.

Тема долга и совести звучит на страницах произведений К. Паустовского («Телеграмма») и В. Короленко («Парадокс»). Значение этих слов были взяты для сравнения из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова и «Толкового словаря» В.И. Даля, а затем перешли к рассмотрению этих понятий, долг и совесть, в художественной литературе и параллельно в святоотеческой.

Читая рассказ Л. Толстого «После бала», мы с учащимися задаем много вопросов: «Что значит «пересмотреть самого себя»? Что же такое любовь? Какие чудеса это чувство способно творить с человеком?» Основным путеводителем в моей работе была опять книга Схиархимандрита Иоанна «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (душа, самопознание, любовь, счастье, совесть, родители – были взяты эти понятия).

После изучения рассказа В.Г. Короленко «Парадокс» я на классном часе завела разговор о том, можно ли любить страдания. У Святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) есть автобиография, выпущенная в 2005 году под названием «Я полюбил страдание…» В этих словах весь жизненный путь настоящего подвижника нашего времени, человека, архиепископа и хирурга. Эта книга позволяет самим подросткам сделать вывод о том, что вера помогает перенести любые страдания, стать лучше, окрепнуть духом.

В 8 классе в начале учебного года один из первых уроков (Литература Древней Руси) обязывает учителя дать яркое представление о значении и неувядаемой красоте русской литературы первых веков ее существования. Никак нельзя обойтись без обращения к таким понятиям, как духовная культура и материальная культура. Полноценным разговор получается при обращении к Библии и святоотеческой литературе.

Любой урок по русской литературе – это разговор о нравственных и духовных ценностях, это уроки выбора жизненного пути, уроки выбора добра, борьбы с самим собой.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения