На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Протько В.К.,

Минск

Опыт работы с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию на православных традициях белорусского народа.

Наша группа образовалась без малого 8 лет назад. Трудности были и есть и, слава Богу, потому что только с Божьей помощью мы продолжаем работать и очередь родителей желающих попасть к нам растёт.

Базовой программой является белорусская национальная программа «Пралеска» Но в дополнение к ней нами составлен и постепенно дополняется перспективный план, где планирование ведётся по четырём разделам:

 

Тема программы «Пралеска»

Темы программы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на православных традициях белорусского народа»

Жизнь группы согласно церковному календарю

Работа с родителями

«Осень золотая»

Труд во славу Божию. Духовные плоды Даля жизни вечной. Психологическая беседа «Что случилось с твоим деревом добра?» (обсуждения не должно быть другой ребёнок должен назвать золотой плод).

На ИЗО даётся закрепление. Аппликация. Условное сердце человеческое из которого произрастает два деревца. Одно с зелёными листьями и золотыми плодами, а другое с блёклыми жёлтыми и плодами почерневшими.

Память равноапостольных Кирилла и Мифодия – учителей славенских – песнопение этим святым.

Совместно с родителями мы готовим утренники на двунадесятые праздники, которые проходят с участием: родителей и бывших выпускников. Совершаем совместные паломнические поездки по святым местам, посещаем церковные службы, причащаем детей.

«Труд человека»

Труд и его формы (духовный, умственный, физический). Создатель, Господь – Труженик. Труд для человека как необходимое условие спасения.

Пример: Зимой у лопаты не было дела,

От горя и грусти она заржавела,

Весной огород ею стали копать,

Она заблестела опять.

Вывод должны делать дети. (когда используешь железо оно блестит, а не используешь – ржавеет. Так и человек не исполняющий заповедей Божиих – портится.) Мы помощники Господа в Доме Божьим, Его соработники. Плоды своего труда мы должны приносить Богу и делать так, чтобы не было стыдно перед Творцом.

Пример: Старец Иероним Эгинский (греческий остров) восхищался делами рук человеческих «радиоприёмник включаешь здесь, а слышно в Америке» так же и в духовном мире: мы молимся на земле, а Господь нас слышит на небесах. Но не будем превозноситься тем что делаем «Поглядите на красивое платье! Чья это заслуга: иголки или портнихи? Конечно, портнихи» Так и мы иглы в руке Божией. Поэтому не должны превозноситься (как пчела и муравей).

Явление «Жировицкой Божией Матери»

Беседа о Воздвижении честнаго и животворящего креста и крестном знамении.

Прослушивание аудиокассеты  о житии преподобного Сергия Радонежского, песнопения ему.

 

«Воздух»

На занятии по ознакомлению с окружающим миром мы знакомим детей с физическими и химическими свойствами воздуха, проводим опыты, а затем на ИЗО (рисовании) даём духовный аспект этого слова путём подбора однокоренных слов: Воздух, дух, духовный, воздушный, воздыхание, дыхание, дышать, бездыханный.

Вывод: корень в словах дух, дышать один. Когда человек живёт он дышит, а когда умирает   - дух(душа) покидает тело. Тело становится бездыханным. Куда уходит душа человека? К Богу, на небеса.

Мы говорим детям, что весь Мир это великая тайна Божия, что природа света таинственна. Рисуя радугу, мы говорим с детьми не только о цветовом спектре, но и о семицветной радуге даров Святаго Духа, которую держат ангелы  над крещаемым младенцем, во время таинства. Самое первое и самое необходимое – сберечь это драгоценное, ничем не вознаградимое сокровище невинности.

Пример: На планете зарево из семи дорог,

Жизнь возникла заново, миновал Потоп.

Веселясь и радуясь, помни стар и мал,

Для чего же радугу нам Господь послал?!

Рисуя речку рассказываем о священной реке Иордан, в которой крестился Господь, о явлении Пресвятой Троицы.

Рисую реку»Свислочь», мы вспоминаем страничку священной истории, о том как по её водам пришла к нам чудотворная икона Божией Матери «Минская». Читаем тропарь: На водах Свислочи явилася еси, Принепорочная Отроковице, от Царьграда и Киева Богаспасаемому граду Минску милость показа, просвети нас грешных сиянием Своим, яви яко присно силу Твою, спаси нас предстательством Своим и избави от навет вражиих, Тя бо необориму стену и едину надежду имамы.

Материал стараемся подавать так, что бы он действовал не столько на ум, сколько на чувство, что бы дети не только обогащались знаниями, но и поступали сообазно, как требует христианская нравственность.

В своей работе незаменимой опорой мне являются сказки, их драматизация.

Пример: сказка Иоанна Рутенина – «Золотой инок». Самуил Яковлевич Маршак – «Сказка о глупом мышонке»

Задачи:

Приобщать детей к духовно-нравственному богатству православной культуры через инсценировки, стихи. Воспитывать ощущения непостижимого величия красоты окружающего мира.

Ко всему происходящему вокруг взращивать вдумчивое отношение.

Воспитывать характер детей через послушание (напоминание 5-й заповеди Божией. Родители – наместники Бога на земле). Сказка по нашему убеждению есть благодатный материал для насаждения в душах детей мыслей чувств стремлений, которые позже могут служить тем «золотым семечком» для жизни религиозно-нравственной.

Утренник посвящённый празднику Покрова Бижией Матери.

 

 

Это всё вовлекает детей в церковный ритм жизни и помогает им осознать себя частью церкви Христовой.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения