На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Осадчая О.О.,

учитель начальной школы,

г. Санкт-Петербург

О факультативном курсе «Православная культура»

Своё выступление мне хочется начать с истории возникновения данного учебно-методического комплекса.

Начав вести факультатив «Православная культура», я понимала, что если на моих занятиях детям будет скучно и неинтересно, они не будут приходить ко мне, и таким образом я могу загубить всё начинаемое дело. Ведь мало иметь необходимый материал к уроку, нужно продумать, как его донести до ребёнка, как сделать работу на уроке разнообразной и интересной, а чтобы материал не пропал в сознании детей бесследно, нужно его закрепить, т.е. продумать диалоговую технологию, формы работы в тетрадях, задания, рисунки, подобрать весь необходимый иллюстративный материал… Таким образом, на подготовку одного урока уходила, как минимум, неделя.

Я понимала, что почти каждый учитель, ведущий данный факультатив, стоит перед той же проблемой, но далеко не каждый учитель имеет возможность уделять столько времени на подготовку к уроку.

Так родилась мысль о создании учебно-методического комплекса, который включал бы в себя:

- методическое пособие для учителей, с подробно разработанными конспектами уроков;

- учебную тетрадь для детей, с интересными заданиями, помогающими усвоению материала и блоком разработанных уроков по старославянскому языку;

- и приложение, в котором учитель найдёт весь необходимый материал для проведения занятий.

В то время я училась в Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования на кафедре Истории педагогики, и эту идею поддержала профессор кафедры Марина Владимировна Захарченко. Так началась наша работа над данным учебно-методическим комплексом.

На сегодняшний день выпущено учебно-методическое пособие для 1-го года обучения с приложением на DVD-диске.

Учебная тетрадь для детей находится в работе у художника. Очень долго мы не могли найти художника, т.к. эта работа имеет свою специфику: рисунки должны быть светлыми и добрыми и передавать основную идею урока. Каждый рисунок, который дети раскрашивают, слушая рассказ учителя, тесно связан с содержанием урока. Прежде чем прийти к окончательному решению введения такого вида работы, как раскрашивание под рассказ учителя, я экспериментировала. Результаты экспериментов показали, что, слушая учителя и раскрашивая то, о чём он говорит, ребёнок усваивает материал во много раз лучше и намного меньше устаёт.

Но на занятиях ребёнок не только раскрашивает, а что-то и дорисовывает, например, курьи ножки у избушки бабы-яги, клубочек, который привёл Ивана-царевича к Василисе Премудрой, яйцо в зубах щуки, перо жар-птицы, змею, превращающуюся в жезл в руках Моисея…

Некоторые рисунки ребёнок будет создавать вместе с учителем, например, основные события Ветхого и Нового Завета, дни творения…

С конца 1-го года обучения детям будут предлагаться тесты, в которых, например, нужно из нескольких предлагаемых, выбрать правильный ответ. Но чаще тест будет представлять собой очень краткий конспект рассказа учителя, в который нужно вставить пропущенные слова. На месте пропущенных слов будут чёрточки, количество которых соответствует количеству букв в пропущенном слове. В словах, которые вызывали у детей затруднения, решила указывать первую и последнюю букву. Сами слова будут даны в конце теста. Эти тесты дети выполняют самостоятельно либо в конце урока, если остаётся время, либо дома.

Во время проверки теста в начале следующего урока, происходит повторение и закрепление пройденного материала.

Также детям будут предлагаться кроссворды, ребусы, загадки. На уроках часто используются пословицы и поговорки.

При изучении Священного Писания будем постоянно обращаться к библейским текстам, которые будут печататься в тетрадях, как пояснение к рисункам, а начиная с конца 1-го года обучения, только на старославянском языке.

На сегодняшний день можно ознакомиться с учебной тетрадью, рисунки в которой нарисованы учителем нашей школы. Я очень ей благодарна, потому что без её помощи создание этой программы было бы невозможно.

Несколько слов о самой программе первых трёх обучения, т.е. для начальной школы.

В мир православный культуры ребёнок входит через русскую народную сказку, в которой отражены основы национальной культурной традиции, этические основы жизни и быта русского народа.

На первом уроке к нам попадает Иванушка (кукла). Кроме своего имени и то, что он живёт в какой-то сказке, Иванушка ничего не помнит. Мы с ребятами берёмся помочь найти его сказку. Путешествуя из сказки в сказку, размышляем о том, что такое добро и зло, любовь и ненависть, преданность и предательство, послушание и своеволие.

Изучая сказки, ребёнок осознает, что счастье приходит только к добрым героям за такие качества как почитание родителей и уважение к старшим, послушание и смирение, милосердие и сострадание, любовь к людям и к своей родной земле. В ходе изучения сказок, ребёнок узнает, что такое родительское благословение; как на Руси давались имена; что такое святцы и почему некоторых людей считают святыми.

Как окажется, Иванушка - герой русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк». Попал он к нам потому, что нарушил Правду Истинную - пошёл воровать жар-птицу и коня златогривого, а царское достоинство и призвание в том и заключается, чтобы хранить Правду Божию на земле.

На вопрос Иванушки, как же узнать Правду Божию, учитель сообщает, что прописана она в Книге книг - Библии. Ребята приходят к выводу, что не только сказочным героям необходимо знать Правду Истинную, но и нам, людям, и принимают решение тоже изучать Библию.

На прощание учитель дарит Иванушке Библию, а дети, чтобы Иванушка больше не потерялся, изготавливают ему маршрутный лист (урок-аппликация «Тридевятое царство, тридесятое государство»). Заканчивается наше путешествие, как и любая сказка - «Пир на весь мир» - это урок – игра.

Сейчас мы посмотрим фрагмент заключительного урока 1-го года обучения, который мы включили в приложение на DVD- диске, с участием куклы - Иванушки.

 

( Показ фрагмента урока)

 

На последующих уроках ребёнок узнает, что Библия в переводе с греческого означает «книги» и состоит из двух частей: Ветхого и Нового Заветов. Дети по рассказу учителя на фоне развёрнутой книги зарисовывают основные события Ветхого и Нового Заветов.

Ребёнок узнает, как в православной традиции объясняется сущность Пресвятой Троицы; познакомится с житием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и начнёт изучение старославянского языка, которому будет отводиться 10-15 минут в начале урока.

Следующие 7 уроков посвящены Шестодневу, на которых ребёнок познакомится с библейским повествованием о сотворении мира и поймёт, что Земля – наш общий Дом, который был подарен человеку полностью устроенным, и человек вошёл в этот мир как царь, а царское призвание и достоинство заключается в том, чтобы хранить Правду Божию на Земле. Господь повелел человеку любить, беречь свой Дом и заботиться о нём.

Далее ребёнок узнает, как зло вошло в мир; почему Адаму и Еве пришлось покинуть рай; историю Каина и Авеля; за что на землю был послан всемирный потоп; кто такой Хам и что такое хамство; как появилось идолопоклонство и историю избрания Богом праведного Авраама - хранителя веры в Единого Бога.

Во время первого года обучения ребята познакомятся с традициями празднования на Руси Рождества Христова, Пасхи, Благовещения, Масленицы. На протяжении 3-х лет ( в начальной школе) будут проводиться детские праздники «Рождество Христово» и «Пасха».

Второй год обучения мы решили начать с уроков, посвященных Святой Руси. Дети узнают, что такое Святая Русь, поймут, что Святая Русь – это, прежде всего люди, хранящие веру православную. Дети осознают, что только к одной другой земле приложено это название «Святая» – к Святой Земле. Теме «Святая Русь» посвящены 10 уроков.

На последующих уроках дети продолжат изучение Ветхого Завета, узнают, как израильский народ попал в Египет; почему по выходе из Египта в землю обетованную израильтяне 40 лет странствовал по пустыне. Три урока посвящены 10-ти заповедям. На первом уроке дети познакомятся с заповедями о любви к Богу, на втором – с заповедями о любви к ближнему, а на третьем уроке будем говорить о том, каким образом человек может нарушить Божии заповеди. В рабочих тетрадях у детей 10 рисунков, которые надо раскрасить, и каждый из которых посвящён какой-либо заповеди. Например, на рисунке изображена разбитая ваза, около неё стоит мальчик, и указывает на сидящего рядом кота, как на виновника случившегося. Дети говорят, какую заповедь нарушил мальчик, и почему свою вину нельзя сваливать на других, и даже на бессловесных тварей.

Далее дети узнают, зачем была построена скиния; историю царя Давида, его грехопадении и покаянии, выраженном в псалмах, которые включены в Книгу Ветхого Завета - Псалтирь.

Заканчивают программу второго года обучения библейские события, рассказывающие о постройке храма в Иерусалиме царём Соломоном, его премудрости, выраженной в притчах, его духовном падении и осознании правды, о чём свидетельствуют его слова в книге Библии «Екклезиаст»: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека».

Третий год обучения будет посвящён евангельским событиям, рассказывающим о Рождении Христа, Его Крещении, Учении, Крестной Смерти и Воскресении. Дети осознают, зачем Бог стал Человеком и пришёл на Землю.

Во время второго и третьего года обучения ребята продолжат знакомство с православными праздниками и их традициями.

Если Богу будет угодна наша работа, то программа средней и старшей школы будет включать в себя период времени от первых христиан до наших дней.

На уроках рекомендуется использовать видеофайлы, которые не только дают возможность разнообразить и оживить урок, но и помогают в усвоении материала.

Например, размышляя над заданиями царя-батюшки в сказке «Иван-царевич и серый волк», Иванушка удивляется:

 

Иван: Странное какое-то третье задание! Испечь хлеб - понятно. Как в народе говорят: « Хлеб – всему голова!»

Ковер соткать может только рукодельница.

А танец-то тут причём???

 

Предлагая детям подумать над Иванушкиным вопросом, учитель показывает видеофайл, (отрывок из м\ф , урок 2, видеофайл «tanez»)

 

После просмотра учитель спрашивает, догадались ли ребята, почему в испытание для невесток царь включил танец?

В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутреннее достоинство, и … скромность.

 

Затем учитель просит детей встать так, чтобы осанка стала величественной и показывала бы внутреннее достоинство и… скромность. Обязательно обращается внимание детей на то, как будем держать голову, как развернём плечи, каким будет взгляд…

 

Посмотрев видоефайл, детям будет легче выполнить задание учителя.

 

Или, говоря о красоте земли русской, учитель показывает серию картинок с DVD - диска (урок 1).

 

(Во время показа картинок, учитель произносит слова:

«О светло светлая

И красно украшенная

Земля русская!»

Этим певучим строкам из «Слова о русской земле» больше 700 лет. Русь – светлое пригожее место, страна света!)

 

Когда первое издание методического пособия готовилось к издательству, приложение должно было быть в виде цветных иллюстраций.

Но настоятель храма, в котором я веду воскресную школу по этой же программе и которого считаю своим духовным отцом, не единожды подчёркивал, что приложение должно быть на электронном носителе. Я долго сопротивлялась, говоря, что далеко не все учителя умеют пользоваться компьютером, на что батюшка отвечал: «Мы должны идти впереди и двигать за собой учителей, тем более, что приложение несёт на себе только дополняющую роль».

К сожалению, в конспектах уроков пока не указаны места, в которые можно включить видеофайлы, но я думаю, что учитель, прочитав конспект и посмотрев видеоматериал к уроку, без труда определит, в каком месте урока целесообразно показать тот или иной файл.

Прошу вас не судить нас строго: приложение было сделано в предельно короткие сроки. Люди, работавшие над ним, трудились буквально круглые сутки. И сейчас они ещё трудятся над его усовершенствованием: идёт корректировка видеофайлов, замена некоторых видов икон и иллюстраций на более удачные.

Если кого – то заинтересовала наша программа, то всю информацию по приобретению пособия и учебных тетрадей можно получить по телефонам и электронным адресам, которые даны в конце книги.

Также на Интернет –сайте, адрес которого дан в конце учебника, будут размещены все материалы, касающиеся программы. Здесь же мы планируем создать страничку по обмену опытом между учителями.

В заключении хочется добавить, что одну из основных целей данного курса вижу в необходимости показать детям, что помимо физических законов в мире существуют духовные, нарушая которые человек искажает в себе образ Божий, вступает в духовные противоречия с собой и окружающим миром, напротив, соблюдая и исполняя их, человек обретает подлинную свободу и развитие личности.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения