На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Новикова А.С.

Понятие греха в « Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» cхиархимандрита Иоанна (Маслова) и «Поучение о моровой язве» святейшего патриарха Никона

Тезисы доклада

 

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова указаны два значения лексемы грех:

1) у верующих: нарушение религиозных предписаний, правил;

2) перен. знач. предосудительный поступок.

Следовательно, понятие греха существует только в религиозной среде.

В «Симфонии» схиархимандрита Иоанна Маслова собраны и обобщены высказывания святителя Тихона Задонского о грехе, представлена классификация грехов, выявлены причины и следствия грехов и способы их врачевания. «Что есть грех?» Все то есть, что делается словом или делом, или помышлением противу святого и вечного закона Божия и воли Его святой»(1:110). Все грехи делятся на три основные группы.

 

I. Смертные грехи (1:3).

Их семь:

1) гордость, которая понимается св. отцами как бесчинное желание власти и славы. Гордость есть начало и корень всякого греха (2:172); 2) лакомство, которое понимается как безмерное желание внешних благ, стяжание богатства (5:65;5:97); 3) блуд (как осквернение плоти) 4) обжорство, или чревоугодие; 5) зависть (как радость и веселие о зле); 6) гнев; 7) леность, или уныние, «еже есть студеность и нерадение о душевном спасении».

 

II. Тайные грехи, которые люди не замечают, но Бог ясно и чисто их видит (1:3).

От Бога нигде нельзя укрыться (5:68,69;2:134).

 

III. Грехи против Святаго Духа (1:3).

Их шесть:

1) отчаяние (как отсутствие надежды на милосердие Божие); 2) излишнее упование на милость Божию; 3) «сопротивление познанной истине Писания Святаго и догматов веры, апостолы и отцы святыми утвержденныя»; 4) «зависть к духовным благим, яже ближний приемлет от Бога»; 5) «во гресех пребывание и состарение в злобе»; 6) нерадение о душевном спасении до кончины жизни своея.

Грех есть великое зло и источник всякого зла. «Язва неисцельная – грех, которая совесть нашу уязвляет, мучит и снедает!»(2:131). Грех сначала совершается в душе, а потом в делах. «Всякий грех в душе есть, который потом вне на удах является и через тые совершается, например, убийство, хищение, блуд и проч. в душе есть. Не будет бо рука убивать, похищать, не будет язык злословить, клеветать, не будет око смотреть, ухо слышать непристойного, чрево объедаться, ноги на зло ходить, когда душа не захочет (2:10). Таким образом, грех состоит в воле и произволении человека (5:342).

В «Симфонии» читателю открывается правда о последствиях греха. Грех помрачает разум и совесть (2:136), грех умерщвляет и терзает душу (2:129;3:306-307;4:97), грех является причиной смерти (2:30-31;1:252-253); грех отлучает человека от Бога и лишает его Божьей благодати (1:129;2:46). За грех геенна и вечное мучение (1:97;2:136;1:130;3:291). За грех бывают временные наказания: как-то: глад, пожары, брани, моровые язвы, болезни, трясения земли и проч. (5:221-222). Итак, грех лишил человека божественного образа и подобия, отравил и расстроил все существо человека.

Как же врачуются грехи? И на этот вопрос находим ответ в фундаментальном труде схиархимандрита Иоанна Маслова. Грехи врачуются через покаяние и молитвенное призывание Врача-Христа (5:31;5:120;4:249;1:108;5:17 и др.). Всякий грех очищается кровию Христа (3:54;5:292). Причащение св. Тайн удаляет от греха (3:271). Спасение от греха во Христе (4:83). Чтобы избежать грехов, очень важно «во святом Божием слове поучаться, и прочия книги душеполезныя читать или слушать. Ибо Божие слово и прочия книги, ему согласныя, обличают грех и научают добродетели, и так отводят нас от греха, показуя мерзость его и от него последующую погибель» (2:132).

Хотелось бы обратить внимание православного читателя на одну из таких душеполезных книг, к сожалению, в настоящее время ставшую библиографической редкостью, как «Поучение о моровой язве» святейшего патриарха Никона.

Это замечательный акцентуированный памятник церковнославянской письменности XVII столетия, когда церковнославянский язык был не только языком церкви, но также языком агиографической и патристической литературы, языком науки и культуры.

«Поучение о моровой язве» было написано патриархом Никоном в ответ на необоснованные нападки на него за то, что во время чумы, бывшей в Москве в 1654 г. в царствование государя Алексея Михайловича, он по указу царя уехал с его семьей из Москвы. По своему жанру «Поучение» святейшего патриарха Никона - пространная проповедь, которая начинается с благословения патриарха, данного всем православным чадам Великой, Малой и Белой России, и заканчивается призывом к покаянию и молитвой ко Господу за содеянные грехи людей, приведшие по попущению Божьему к возникновению в Москве и других местах Руси страшной, губительной болезни.

В «Поучении о моровой язве» отражены основные религиозно-нравственные догматы Православия:

1) сознание доминирующего значения греха в личной и общественной жизни как причины несчастий, которые неизбежно последуют за уклонение от Воли Божьей;

2) стремление исправить жизнь по церковному канону как лучшее средство отрешения от личной, испорченной грехом воли человека;

3) стяжание благодати Духа Святаго, ибо в церкви Дух Святый является Строителем и Вершителем жизни.

В «Поучении» патриархом Никоном четко обозначены внешние и тайные грехи, при описании которых он нередко ссылается на ветхозаветных пророков, цитирует отдельные стихи из Священного Писания и толкует их содержание. С болью в сердце за свою паству Святейший Патриарх призывает своих пасомых к очищению грехов через покаяние и соблюдение постов, напоминая им 69-е правило святых отцов. Патриарх Никон призывает православных христиан уповать на промысел Божий, слушать только господа нашего Иисуса Христа и остерегаться всякого рода сновидцев и лжепророков.

Приведем один фрагмент из «Поучения» патриарха Никона (стр.41, в тезисах он дается только в переводе на современный русский язык). «Многие люди, не ведая о нас Божьего промысла и не вспоминая своих согрешений, грехи ко грехам прилагают, говоря, что из-за человека, того или иного, таковая язва была в мире, и говорят это напрасно, забыв реченное Богом ко пророку, кто ест терпкое, у того будет и оскомина. В данном контексте патриарх Никон имеет в виду 2-й стих из 18 главы «Книги пророка Иезекииля», который в русском переводе звучит так: «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу: отцы съели терпкое (т.е. кислый виноград), а у их детей на зубах осталась оскомина». В этом стихе Господь упрекает израильтян за то, что они следуют еврейской пословице, заимствованной из халдейского языка, суть которой заключается в том, что детей наказывают за грехи отцов вопреки воле Божьей.

«Поучение о моровой язве» патриарха Никона имеет большое культурно-историческое значение, поскольку в нем затрагиваются не только вопросы богословия, но и хорошо прослеживается эволюция языковой и графико-орфографической систем церковнославянского языка. Книга патриарха Никона - национальное достояние великой русской православной культуры, и горько сознавать, что она в течение трех с половиной столетий ни разу не переиздавалась. Полагаем, что «Поучение о моровой язве» патриарха Никона необходимо издать на церковнославянском языке с параллельным переводом на современный русский язык и научным комментарием богословов, историков и филологов.

 

Примечание

В тезисах доклада в скобках указан номер тома и страницы, откуда схиархимандритом Иоанном (Масловым) приводится то или иное высказывание святителя Тихона Задонского.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения