На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Митрошина Н.,

Студентка 4 курса РГУ им. С. А. Есенина

ПРОБЛЕМА ОСОЗНАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ «ЧЕЛОВЕЧНОСТИ»
(к вопросу о духовно-нравственном воспитании молодежи)

...qui proficit in litteris, sed deficit in vita, plus deficit, quam proficit.

 

Сейчас много говорится о «человеке»: физиология, психология, даже физика изучают сложнейший мир человеческих эмоций и мыслительных процессов. Современная педагогика часто обращается к достижениям этих дисциплин, создавая на их основе многочисленные методики, призванные сделать процесс образования более эффективным. Очень часто такие методики строятся на различных, а иногда и прямо противоположных методологических основаниях. Такое разнообразие и формы и содержания педагогического процесса, отсутствие четких критериев для его оценки в плане эффективности обучения и воспитания, заставляют все чаще и студентов и педагогов критически относится к предлагаемым программам, учебникам. Сегодня у педагогики есть насущная проблема – пересмотр и закрепление своих методологических основ. Методологические основы это всегда определенное мировоззрение. А в любом мировоззрении центральное место занимает антропология, то есть то, как мы определим человека.

Здесь-то и возникает вопрос о собственно «человечности» человека. Можно сказать, что в этом вопросе вся соль современных методологических споров, ведь от того, какую деятельность человека мы обозначим как наиболее собственно человеческую, и будет зависеть построение всего процесса обучения-воспитания. Таких сторон несколько: социальность, способность к изучению и освоению физического мира, способность к экономической, творческой (искусство), интеллектуальной деятельности, способность испытывать чувства и получать удовольствие, способность брать на себя ответственность, лидировать, активно изменять мир, способность к нравственным поступкам, наверное, можно вспомнить и что-либо еще.

В разные эти приоритеты выбирались по-разному. Но если всмотреться внимательно, то всегда и везде человека в человеке поражает и привлекает одно – его душевные, нравственные силы. И, если приглядеться, то речь здесь идет не только о сказках, где герой смел, мудр и непременно добр. Сказания, песни, пословицы – все то, что одно поколение передает другому, говорит Человек Человеку (ведь кошке все это совсем неинтересно) есть, по сути, истины его душевной, нравственной жизни - самое собственно человеческое. А настоящая нравственность немыслима без духовной жизни, без обращения человека от веры, пусть даже в самого себя, но ограниченного и непостоянного существа, к вере в Бога, Творца неба и земли, истинного Человеколюбца, саму Любовь и Истину, ибо вся иная нравственность по определению относительна. Только в вере человек обретает самого себя именно как настоящего Человека.

Поэтому кажется необходимым обращать внимание молодежи именно на этот аспект человека, приучать студентов, школьников к конкретным нравственным поступкам, естественно, в первую очередь, собственным примером: правильно понимать человеческие привязанности, смысл человеческого творчества, мир внутреннего выбора, свободы и ответственности.

Закончить свои размышления хотелось бы удивительными словами о. Иоанна Кронштадского: «Вы учитесь, дети, языкам, русскому, французскому...: дело хорошее. Но смотрите, больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному, сильному языку. Без него знание языков не принесет никакой существенной пользы» (из «Речи перед молебном на 10-летие существование Кронштадской гимназии»).


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения