На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Мартынов И.И.

г.Могилев

ПАНОРАМНАЯ ЭПОПЕЯ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ЕЩЕ НЕ СОЗДАНА

Все крупнейшие войны последних столетий для России развивались по одному и тому же сценарию. А именно. Войну ожидали, к войне готовились. А в результате. Враг оказывался вероломным, война неожиданной, страна не готовой к войне. Повторяющиеся ситуации стали возможными, потому что, очевидно, ни одна из указанных войн не прошла необходимых этапов осмысливания, которые заключаются в следующем.

На первом этапе главными летописцами истории войны являются ее непосредственные участники боевых действий. Они еще не остыли от боев, понесли наибольшие потери. В их ярких трактовках локальных боевых событий много субъективизма, личностного фактора, преувеличения, порой до гипертрофирования отдельных эпизодов войны.

 На втором этапе острыми публикациями публицистов и писателей расширяется круг участников войны, робко начинают говорить об ошибках, открываются новые имена героев. Но такие публикации встречаются с большими препятствиями.

Проходит время, по естественным причинам редеют ряды непосредственных участников войны, подрастает поколение, которое не знало войны. Над ними меньше довлеют стереотипы. Да и активность историков противника побуждают расширить охват категорий лиц, которые ковали победу. Робко, со многими оговорками начинают говорить о жертвах войны. В художественных произведениях этой поры уже меньше субъективизма, проскальзывает качественный анализ событий.

Наступает четвертый период, когда создаются эпопеи, в которых уже рассматривается широкий спектр событий, начинается духовное прочтение истории войны.

На заключительном этапе (он может и не наступить, если отсутствует целостная картина истории войны) появляются гении, которые создают истории не отдельных эпизодов войны, не историю отдельных в ней групп и классов, а художественную истории войны. Данные произведения субъективно творческие, но объективно исторически. Герои произведений могут и не иметь прототипов, но они узнаваемы. Литературное произведение всегда обобщение.

Нарушение отмеченных этапов может привести к искаженному восприятию потомками истории войны, ее многих эпизодов. Пройти полный цикл осмысления Отечественной войны 1812 года помешали вначале восстание декабристов, затем Крымская война и др. события.

За Первой мировой войной последовали в России революция, Гражданская война, а затем внутренние катаклизмы, когда кровь и насилие создали условия, в которых было не до “историй”. Казалось бы, история Великой Отечественной войны пройдет все этапы осмысления. Но празднование 59-ой годовщины и подготовка к юбилейной – 60-ой годовщине разгрома фашистской Германии показала, что по-прежнему право на Победу пытаются монополизировать и даже приватизировать, и такое положение сохраняется уже на протяжении 60-ти лет.

Вначале шла полемика, образно говоря, между “окопниками” и “штабистами, тыловиками”. Основной аргумент в споре: “Я кровь за Родину проливал!” В пылу спора были не только забыты, но и терпели моральные гонения, ежегодно подвергались унизительным допросам проверкам наши воины, побывавшие в плену. Плен и предательство были синонимами даже для тех, кто не выпал после фильтрации в осадок на Колыме. Побывавших в плену, участниками Великой Отечественной войны признали только в 70-ые годы.

 К этому времени осталась еще одна категория лиц – партизаны, которые сражались на оккупированной территории, пребывание на которой по любой причине также приравнивалось в некоторой степени к предательству. В отрицании роли партизан в годы Великой Отечественной войны объединились и окопники, и штабисты, и тыловики. В пылу полемики, когда защитники Отечества не могли “поделить” Победу, оказалась забытой самая пострадавшая в годы Великой Отечественной войны категория лиц – малолетние узники, которые подвергались и подвергаются унижениям, как будто мы сами в чем-то виноваты, что оказались за колючей проволокой. Начавшаяся в конце 80-ых годов прошлого столетия реабилитация малолетних узников быстренько закончилась вместе с “перестройкой”. А ведь дети “заплатили” самую страшную цену за Победу из-за просчетов военных, из-за ошибок Правительства. Почему нас не хотят слышать, не хотят обратить внимание на наши проблемы, с которыми мы не можем достучаться до нравственно забронзовевших сердец чиновников? Только забвением трагедии детей на войне можно объяснить отсутствие художественных произведений по данной проблеме. Чем можно оправдать, что во всех официальных мероприятиях празднования 60-летия Великой Победы как в Беларуси, так и в России малолетние узники оказались лишними. Разве сравнимы лишения фронтовика и малолетнего узника? Фронтовик худо-бедно всегда был одет-обут, накормлен, в случае ранения – его лечили или направляли на медицинскую реабилитацию в лучшие санатории и здравницы. Самое опасное для фронтовика была не смерть, а попадание в плен, даже раненым или контуженным.

Нравственная глухота общества к проблемам малолетних узников бумерангом бьет уже по обществу. Мир вступил в эпоху, когда терроризм, насилие, заложничество, опасные техногенные катастрофы стали повседневным явлением, а человечество не готово и не умеет оказывать квалифицированную помощь, а тем более, предвидеть отдаленные последствия в здоровье жертв таких событий. Изучать такие последствия можно было бы на малолетних узниках, но мы оказались вне поля зрения науки, в первую очередь, медицинской. Синдром малолетнего узника не введен в научную практику. Помощь жертвам насилия не должна ограничиваться временными рамками кампанейщины. Она должна их сопровождать постоянно.

В духовно-психологическом прочтении Великой Отечественной войны преуспела белорусская литература, которая вплотную подошла к пятому этапу. Но развал Советского Союза, заболевание политиков “самостийностью”, которая поразила и многих писателей. Они, забыв заповедь А.И. Герцена – мы не врачи, мы боль, - сами бросились в политику, а литература стало для них не основной профессией, а служанкой. А Василия Быкова, как и И.Чигринова и других, она так поразила, что привела к “творческому душевному заболеванию”, и он стал ярым очернителем славного подвига советского, а вместе с ним и белорусского, народа в Великой Отечественной войне.

В результате мы оказались отброшенными к первому этапу в худшем варианте. Вновь победные реляции, стремление приватизации Победы как внутри страны, так и за рубежом. Имеют место попытки растащить историю Великой Отечественной войны по национальным закоулкам, а в некоторых бывших союзных республиках – еще и по националистическим. Когда народы забывают прошедшую войну, они неизбежно будут втянуты в новую войну, которая для них окажется последней.

Далее. Отдавая должное уважение и почет каждой конкретной героине, не следует возвышать женский подвиг. Женщина должна давать жизнь, а не отнимать ее, даже у врагов. Убивая пусть и врагов, женщина убивает в себе женщину, мать. Анка-пулеметчица не образец для подражания. Тем более следует лелеять святость детства. А не относиться бездушно к жертвам фашизма, а также принижать подвиг детей по защите Отечества. Официально считается, что 4 подростка удостоены звания Героя советского Союза. Нами же уже установлено таких 20 человек. СИ список этот неполный.

Агрессивная бездуховность обступает нас со всех сторон. Люди старшего и среднего поколения защищены отечественной историей, памятью наших предков. А молодежь? Информационное вооружение современных Геббельсов в связке с пятой колонной способно поразить без активной фазы войны любое государство, если не принять заблаговременно упреждающих мер. Через всевозможные зарубежные фонды ведется разложение, подкуп подрастающей элиты.

У нас никогда не было и не будет иной всенародной идеи, кроме идеи подвига, победы. И чтобы этот мир продолжал свое существование, необходимо не прерывать традиций. Очень многое зависит от того, сумеем ли мы достойно представить без ложной поэтики и всеобщего очернительства на уроках истории и литературы глубины славянской героики, окормляемых всегда Православием.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения