На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Ломбина Т.Н.,

зав. лабораторией «Одаренные дети»

Коми республиканского института развития

образования и переподготовки кадров

Как духовно обустроить наших дошкольников

Живо откликнулось мое сердце на тему форума – «Совесть как средство духовно-нравственного возрастания», меня взволновали слова блж.Августина : «Человек – это его совесть».

Как писатель и как педагог, пытающийся понять наше время, осознать, каково живется человеку в пору дичайшего капитализма, вижу, что очень трудно нашим людям. Вижу, как бьются за выживание и молодые, и пожилые люди, но самое страшное - вижу, что наиболее уязвимое существо, которое попало под колесо наших перестроек и реформ – это наши дети-дошкольники.

Молодые семьи изо всех сил пытаются выжить, заработать, но вот на воспитание детей, на общение, на формирование личности своего ребенка ни сил, ни времени уже не остается.

А кому не ясно, что важнейшие подструктуры личности закладываются в первые годы жизни ребенка, то есть в дошкольном возрасте. Известно, что дошкольник является правополушарным существом, он воспринимает мир через чувство, интуицию, образное мышление. Основными функциями правого полушария, которое собственно и актуализировано у дошкольника, являются: религиозное чувство, музыкальные и художественные способности, воображение, способность понимать метафоры, а также обработка невербальной информации и пространственная ориентация

И. А. Ильин писал, что именно в этот момент самое важное – духовно пробудить ребенка и указать перед лицом будущих трудностей и опасностей жизни, что источник силы находится в его собственной душе. Надо, чтобы именно в этом возрасте ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта, чтобы все значительное и священное в жизни открылось ему.

Известные программы для дошкольников уделяют мало внимания воспитанию и практически сводят его – в виде методических рекомендаций воспитателю – к необходимости развивать в ребенке эмоциональную отзывчивость, гуманность и обучить его основным правилам и нормам поведения. Таким образом, имеет место явное противоречие между существующими способами воспитания ребенка в дошкольном возрасте и возможностями формирования личности в этот период.

Ребенок именно в этом возрасте легко, как губка, впитывает в себя все добро и зло, с которым сталкивается. Известные же программы практически «уходят» от детальной разработки вопроса воспитания, оставляя его педагогу и методисту дошкольного учреждения. Они рекомендуют научить ребенка « проявлять свою агрессию в социально приемлемой форме: не бить, не толкать, не вырывать игрушку». И это вместо того, чтобы прививать НАВЫК, ПРИВЫЧКУ доброжелательного отношения друг к другу, сострадания к несчастным, обездоленным и слабым.

Сформулированное выше противоречие становится еще более острым, если учесть современную социальную обстановку в России. Негативным следствием противоречия является то, что предоставленный сам себе, ребенок впитывает в свою душу окружающее зло, которое не встречает на своем пути сопротивления. Происходит не углубление и расширение души ребенка, а ее уплощение и сжатие до биологических потребностей тела.

Как же быть? Ну, во-первых, – не стремиться отдавать малыша в пять лет в школу, как это планируют реформаторы из Министерства образования, а позаботиться о том, чтобы наша замечательная система дошкольного образования была не только сохранена, но была оснащена программами не по обучению компьютерной грамотности, чтению, счету, которые по школьной методике только вызовут устойчивое отвращение к книге и притом навсегда, а программами соответствующими психофизиологии малышей, которые бы развивали детей в ИГРЕ и в атмосфере НЕУРОЧНОГО развития. Ведь не доигравший ребенок – это ребенок , лишенный детства.

В разработанной нами программе «Читайка» (АПЧ) духовно-нравственное воспитание является главной задачей.

В первой части АПЧ ребенок учится доброму отношению к природе, другим людям, деятельно сопереживая сказочным героям (Крошечке-Хорошечке, Федоту-Наоборот); учится сам находить выход из разных трудных ситуаций, в которые они попадают.

В играх «Хорошо-Плохо» ребенок учится находить в любом объекте, событии, явлении плохие и хорошие стороны. Но в первой части АПЧ не затрагиваются в играх «Хорошо-Плохо» нравственные категории.

Таким образом, ребенок учится видеть объекты и события своей жизни в диалектическом единстве. И, когда он уже умеет это делать достаточно легко, во второй части АПЧ вводятся нравственные категории добра и зла, которые не обсуждаются, не оцениваются, которые абсолютны, которые всегда хорошо (честь, советь, добро, любовь, дружба, милосердие) или всегда плохо (ложь, зависть, гнев, гордыня, воровство).

И вводятся эти нравственные категории на фольклорном материале – на русских народных сказках, пословицах и поговорках, одним словом на Евангелии от народа. Кроме того, все происходит в атмосфере погружения в сказку, то есть в мир родной, понятный и свой для ребенка. В условиях совместного деятельного переживания событий сказок и рассказов с уже привычными для ребенка героями: Крошечкой-Хорошечкой, Федотом-Наоборот, доброй волшебницей Читайкой, ребенок в своем сердце проводит линию водораздела между добром и злом. Дети смеются, радуясь чужой радости, плачут от сочувствия чужой беде. Росточки совести дружно принимаются на благодатной почве детской души.

Таким образом, на эмоциональном уровне, в условиях восприятия ярких образов, деятельного участия в событиях сказок и рассказов, ребенок строит в своей душе Образ будущего Человека, который будет уметь внутренне уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство. Этот человек – человек совести и чести.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения