На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Ленартович Л.Г.,

директор воскресной школы «Возрождение»

детского дома № 5.

г. Омск

Опыт духовно-нравственного воспитания личности: религиоведческий и религиозный аспект

Много задач ставит и решает педагогический коллектив д/д №5 г. Омска для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одна из них - возрождение русской духовности и национального самосознания на основе православного мировоззрения и церковного благочестия.

Сегодня, без преувеличения, эту задачу необходимо осмыслить, как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

С целью ориентации учащихся на освоение духовно-нравственных ценностей, созданных в процессе исторической жизни народа, передачи опыта его духовной жизни, в 2001 году в рамках дополнительного образования в детском доме № 5, по благословению Его Высокопреосвященства Владыки Феодосия, была организована воскресная школа «Возрождение», имеющая своим содержанием культурно-исторические основы Православия.

Начинали мы с того что, создали православные уголки в каждой семье, а их у нас шесть по 15 человек. Важно было пробудить у детей интерес к окружающему миру, людям, открытому общению и высказыванию своих взглядов, поиску истины.

Наши дети, как никто, нуждались в животворящем слове Божьем, несущем мир, любовь, веру и надежду каждому детскому сердечку.

Позднее, в рамках дополнительного образования для воспитанников с января 2002 года был введен курс «Основы православной культуры».

Осмысление первого опыта показало целесообразность и своевременность введения этого курса. Но, понимая, что два часа занятий в неделю, которые отводятся на изучение основ православной культуры, по–настоящему, удовлетворить религиозное чувство ребенка, а тем более, духовно воспитать его не могут, мы стали искать новые просветительские и воцерковительные подходы, более открытую миссионерскую концепцию устроения православного воспитания.

В качестве научно практической основы был использован Годовой календарный круг, представляющий 4 фазы постепенного, неторопливого восхождения к вере.

Открывая ребенку дорогу к храму, помогая ему отыскивать в непосредственной жизни то, что придает ей высший смысл, что освещает ее, мы создаем атмосферу любви и радостного сопереживания на уроке, что также важно, как и то, о чем говорит, в это время, педагог.

Опыт показал, что, взрослея, ребенок теряет остроту восприятия, способность восторгаться красотой окружающего мира и чудом творений Божьих, поэтому курс «Основы православной культуры» мы ввели для детей, начиная с 4-х лет. Именно в этот период в растущем человеке развиваются все его силы, образуются навыки, привычки и главные интуиции, закладываются основы личности и первый опыт.

 

Проблема состоит не в том, чтобы сообщить какую-то сумму знаний, выучить какие-то определения, хотя и это очень важно, а в том, чтобы обогатить друг друга вечной радостью совместного поиска высших духовных ценностей, смысла жизни.

Значительную помощь в этом педагогу оказывает святоотеческое наследие святителей Тихона Задонского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова. Настольной книгой и духовным консультантом для меня стала «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского», составленная схиархимандритом Иоанном (Масловым). Эта книга уникальна и необыкновенно разумно составлена. Все духовные понятия даются в алфавитном порядке, что экономит массу учительского времени в поисках нужной цитаты или необходимого материала для объяснения тех или иных духовных понятий.

Урок по основам православной культуры не может быть стандартным, потому что только начинается в классе, а продолжается в жизни.

Поэтому, главной задачей на следующем этапе, было не только передать детям основные истины христианской православной веры и правила благочестия теоретически, но и научить их практическому применению этих правил в жизни.

С этой целью, отдельные занятия мы проводили в Христо–Рождественском и Никольском соборах. Это тоже уроки, на которых усваивалась символика предметов храма. Тихие слова молитвы, трепетный огонёк свечи, первое, пока неумелое крестное знамение перед святой иконой, внешняя обстановка храма, священнодействия, духовные песнопения, прикладывание к святому Кресту, Евангелию и вид молящегося народа производили на детей свое неотразимое впечатление.

Становилось традицией, участие наших детей в праздничных службах, архиерейских и водосвятных молебнах: на благое начало нового учебного года, на Рождество и Пасху, а также на Крещение.

Так ненавязчиво, шаг за шагом детям показывался новый православный образ жизни.

Прививая детям, навык и вкус в общении с Богом и Церковью посредством молитвы, таинств и богослужения, мы замечали, что дети в там совсем по-другому себя ведут, так как в храме происходит соединение человека с Богом и все освящается Божественной благодатью. После причастия дети становились спокойнее, добрее и лучше. Отсюда был сделан вывод: нужен свой домовой храм, чтобы дети могли чаще приобщаться Святых Тайн.

Стали строить храм. Ребятишки, даже самые маленькие старались помочь взрослым. Они вдохновенно красили иконостас, вышивали иконы, готовили поделки, молились о скорейшем завершении работ и выполняли еще множество важных и необходимых работ.

Сейчас, по милости Божией, у нашей детворы есть свой домовой храм, во имя Абалакской иконы Божией Матери, в котором в январе 2006г. Владыкой Феодосием была отслужена первая Божественная литургия.

Так через творчество, через молитву каждый ребенок ощущал свою причастность к великому делу.

Промыслом Божьим, и под духовным водительством нашего Владыки Феодосия в епархии сложилась уникальная ситуация для духовного оздоровления омичей. И связана она с началом восстановления нашей омской Святыни, жемчужины храмового зодчества – Успенского кафедрального собора. С первых дней, археологические раскопки фундамента собора преподносили сенсационные открытия. Было обнаружено великое множество православных святынь. Спустя семь лет с момента канонизации святителя Сильвестра, Господь явил нам святые мощи своего угодника. Разве это не чудо?!

Наши дети стали живыми свидетелями и участниками событий великой духовной значимости, продолжения удивительной истории Собора.

Вместе со взрослыми, на раскопках они вымаливали скорейшее восстановление поруганной и разрушенной омской Святыни, участвовали в Божественной литургии на первом престольном празднике возрождающегося Собора, шли крестным ходом для закладки первого камня в основание и помещение в нишу закладного камня ковчежца с мощами святого Сильвестра.

Что может быть больше ощущений духовного единения с большой и дружной православной семьей Омско-Тарской епархии, переживаемых в тот или иной торжественный момент.

Именно в такие минуты зарождаются духовные традиции, которые предстоит беречь и сохранять нашим детям.

Анализ и осмысление накопленного опыта показал, что выделенный комплекс мер, включающий образовательную программу основ православной культуры, празднование государственно-религиозных праздников, участие в богослужениях, проведение детских фестивалей духовной (религиозной) музыки, выставок детских творческих работ, паломнических поездок, позволяет дать детям православный образовательный минимум, соответствующий их возрасту и интересам общества, а также создать условия для духовного становления личности.

Россия на протяжении тысячелетий была оплотом православия, и, человек, не уходящий корнями в дух России, традиции своего народа, ничего не сможет сделать для возрождения своего Отечества.

Мы всегда помним об этом и сделаем все для того, чтобы вернуть православные традиции и веру отцов нашим детям.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения