На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Котова Н.А.

Аспирант Московского городского
педагогического университета

«ЖИТИЯ СВЯТЫХ В ДУХОВНОЙ ПОЭЗИИ 1970-1980-Х ГГ.»

Тезисы: В последние два-три десятилетия в поэтическом мире, да и в культуре в целом, заметна активизация духовного опыта предшествующих поколений. Можно говорить о появлении и возрождении такого направления, как «духовная поэзия» и появлении, соответственно, духовных поэтов.

Говорить о непрерывающейся традиции между древнерусской, классической духовной поэзией и современной, думается, нельзя. Современная духовная поэзия заново создаёт себя, возвращается к древнерусским, народным корням, живым преданиям, фольклору. Современная духовная поэзия не ставит целью как-то «воцерковить» литературу или синтезировать духовное и светское начало. Цель её, как нам представляется, более скромная, но не лёгкая: вернуть в поэзию, а шире и в литературу, тот первоначальное духовное зерно, которое содержалось в слове, через свои произведения подтолкнуть читателя к размышлениям о трансцендентном, выходящем за пределы ограниченного разума.

Одним из источников вдохновения для современной поэзии можно назвать жития святых.

Жития святых не могли не найти отражение в духовных стихах, теологическом концентрате, энциклопедии народной религиозности, веры. В литературе ХVIII и XIX веков интерес к житиям святых тоже высок. Но большинство поэтов не привлекает живой рассказ о святом человеке; часто стихотворения через рассказ о святом превращались в разговор на политическую тему (как, например, у К. Ф. Рылеева, С. Я. Надсона). Современных духовных поэтов интересует святой, как живая личность, реальный человек, живший и страдавший. Современной житийной лирике прежде всего важен психологизм поступков, переживание ситуации. Так, из всего жития св. Варвары С.Аверинцева интересует только история построения башни и, соответственно, просвещения святой Христовым светом; поэтому-то Аверинцев строит «Стих о святой Варваре» на противопоставлении двух голосов, двух убеждений, ни словом не упомянув о чудесах, связанных с её бегством и мучениями; в народном же стихе полностью пересказывается её житие. Диалог, движение мысли и сила убеждения намного важнее для современного поэта, чем подробные описания древнерусским слепцом чудес и страданий; такое стихотворение было бы невозможно в Древней Руси.

На примере этого стихотворения видна особенность современных житийных стихов: их предельный символизм и иносказание. Понять такое стихотворение может только посвященный и просвещённый человек. Ещё более образные, насыщенные символами стихи принадлежат О. Седаковой.

Один из любимых народом житийных стихов – это стих об Алексее, Божием человеке; существует несколько версий этого стиха, но все они очень объёмны и подробны. Седакова практически не говорит о жизни (житии) Алексия («Легенда седьмая. Смерть Алексия, Римского Угодника»). В её поэзии важна ассоциативность переживаний образов и того, что прочитывается за ними. Ни разу в стихотворении не упоминается имя Алексея, он сливается с садом, окнами, подаяньем и светом, простором, новой жизнью. В нескольких символах сказано о праведной кончине, о печали и радости, какую получают люди с помощью умершего святого человека. Так же необычно и поэтическое житие Сергия Радонежского («Легенда двенадцатая. Сергий Радонежский»). О. Седакова избегает последовательного повествования и земной предметности, представляет житие в образах. Долгий и трудный путь Сергия Радонежского запечатлён в вечных образах-символах, сменяющих друг друга: мальчика, юноши, мужа, старца («Уже не оставалось никого:/ ни мальчика, глядящего на воду…/ ни юноши, который был, как слух…/ ни мужа, разделившего с медведем/ последний хлеб…/ ни старца, о котором говорили,/ что ангелы беседуют при нём»). Остались же вечность и дух, постоянно присутствующий и помогающий. Так символически изображается «смерть преподобных».

На примере рассмотренных стихотворений ясно, что для современных житийных стихов важно показать Свет Христов (не случайно царевич Иоасаф говорит своему учителю Варлааму: «То, что знают все, темнее ночи./ Ты один вошёл с огнём./ Как глаза, изъеденные дымом,/ так вся жизнь не видит и болит»), то изменение, которое происходит с человеком, радость возможности принести свободную жертву. Именно поэтому такие стихотворения избегают реалистичного подробного повествования; они в нескольких зарисовках фиксируют всю напряжённую работу души, максимально абстрагируясь от временной привязанности. Современные стихи, обращаясь к далёкому прошлому, более чем актуальны. Они соотносят страдания за этот Свет в прошлом и сегодня; те же страдания, правда, в другой форме, просвещённые люди претерпевают и сейчас. Так было и так будет: это один из важнейших моментов в современной житийной лирике.

Итак, духовная поэзия обращается к житиям святых, ища опоры в народных стихах, сказаниях, церковном искусстве. Для современного поэта важно не просто изобразить «историческую картину», а спроецировать прошлое на современность, найти опору в минувшем, соотнести настоящее с верой и мученичеством святых, живших много столетий назад. Поэты избегают простого пересказа жития; они описывают только то, что раскрывает это соотношение; поэтому-то они уходят от многословности. Их взгляд фиксирует только самое существенное, помогающее современному человеку осознать истинный смысл жизни, увидеть Свет и принять его.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения