На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Конохов Н.Н.,

кандидат технических наук,

доцент

 

Совесть – это особое внутреннее чувство, обратная связь человека с Богом

Совесть есть голос Божий,

отвращающий от зла.

Пусть меня все хулят

только бы меня совесть хвалила.

свт. Тихон Задонский

 

Известный русский ученный проф. МГУ, акад. Погодин М. П. в 1884 году так задавался вопросом о совести [1]:

«А совесть! Это еще что такое? Какой закон или какая сила ухитрилась поселить в человеке такое странное антиматериальное чувство?»

  Обратимся по этому поводу к духовному наследию Святых отцов и богословов, ибо «Словеса мудрых якоже остны воловии (острые палки, которыми на востоке подгоняют животных) и якоже гвоздие вонзено, - говорит Слово божие (Еккл. 12,11). Таково его действие на совесть человека» [2].

  В ветхозаветном писании Иова ведется речь не о совести, а о укорении самого сердца (Иов. 27.6). В новозаветное, апостольское время, Павел уже указывает на сердце, как на орган, связанный с чувством совести (Евр. 10,22):

 

«Совесть имеет свое седалище в сердце»

(Когда Священное писание и Святые отцы говорят о сердце, они имеют в виду как вышеестественное (духовное), так и плотское сердце [3], стр 157)

 

  Механизм же действия совести раскрывает пр. Иоанн Лествичник, игумен Синайской горы, указывая на совесть как на глас нашего Ангела–Хранителя (Лествица. Слово 26, 248):

«Совесть есть слово и облечение ангела-хранителя, данного нам при крещении…»

  В подтверждение и доказательство этого он продолжает: «…Посему-то мы и примечаем, что не просвещенные крещением не столько бывают мучимы в душе за свои злые дела, сколько верные, но как-то неясно».

  Подробнее об ангелах и их попечении о людях можно найти в творении епископа Серафима Звездинского [4]:

  «Ангелы – это самые близкие к нам. Ангелы продолжают то, что начинают Архангелы: Архангелы научают человека узнавать волю Божию, поставляют его на указываемый Богом путь жизни; Ангелы же ведут человека по этому пути, руководят, охраняют идущего, дабы не уклонился он в сторону…»

И далее, ближе к нашей теме:

«...Можно ли распознать присутствие Ангела-Хранителя, когда он близ нас и когда отходит от нас? Можно, по внутреннему настроению души своей. Когда на душе у тебя светло, на сердце легко, тихо, мирно, когда ум твой занят богомыслием, когда ты каешься, умиляешься, тогда, значит, Ангел близ есть. Когда же в душе у тебя буря, в сердце — страсти, ум кичливо надмевается, тогда знай, Ангел-Хранитель отошел от тебя, и вместо него бес подступил к тебе. Скорей, скорей зови тогда Ангела-Хранителя, становись на колени пред иконами, падай ниц, молись, осеняй себя крестным знамением, плачь. Верь, услышит молитву твою Ангел-Хранитель твой, придет, прогонит беса, скажет душе мятущейся, сердцу обуреваемому: "Молчи, престани". И настанет в тебе тишина велия».

«Тишина велия» в душе – это, очевидно, и есть результат «очищенной совести». Отход Ангела-Хранителя и подступление беса - это, очевидно, есть состояние «угрызения совести», «мучения совести».

Вот, некоторые, относящиеся к этим состояниям, изречения Тихона Задонского [5]:

 

«Где чистая совесть там радость и вера»

«Чистая совесть есть признак красоты души»

«Совесть когда чистая, то замечает и мелкие грехи»

«Совесть приводит в познание греха… и хотя бы скрыть хотел человек грех, от совести сокрыти не может»

«Совесть терзает за грехи…нет злейшего мучителя как совесть злая»

«Совесть иногда спит, но проснувшись, будет мучить за грехи… тогда они узнают, коль люто мучительство ея, и коль горек греха плод»

 

  Таким образом, если Закон Божий, заповеди, заветы и Евангелие отнести к «прямой связи» человека с Богом, указывающей человеку истинные ценности и путь к спасению, то совесть, как особое внутреннее чувство самоосуждения и самооправдания, которое Бог промыслительно вложил в человеческое сердце, это чувство совести можно сравнить с «обратной связью» человека с Богом, через которую сверяются и корректируются человеческие дела с Волей Божьей.

  В подтверждение этого приведем ряд следующих изречений [6]:

 

«Совесть – драгоценнейший из всех даров Божиих человеку, лучший и ближайший из всех наших руководителей».

/Макарий (Булгаков), митр. Моск. и Колом./

 

«Чистая совесть открывает волю Божию»

/свт. Филарет(Дроздов), митр. Моск. и Колом./

 

«Совесть есть внутреннее чувство мира и благоденствия, испытываемое нами при соблюдении Закона, и чувство скорби и страдания при нарушении его».

/архиеп. Амвросий (Ключарев) /

 

  И последнее изречение, вместо Заключения [7]:

«Угрызения совести соизмеримы в нас не с нашими проступками, но только с оставшейся в нас добродетелью. Совесть во всех делах твоих употребляй вместо светильника, потому, что она все дела твои в жизни, как худые, так и добрые, показывает совершенно».

Литература

 

[1] - Погодин М. П. Простая речь о мудрых вещах. М. 1884

[2] – Епископ Варнава (Беляев) Основы искусства святости. т. 1, издание Братства во имя св. князя Александра Невского. Нижний Новгород, 1996.

[3] – Митрополит Иерофей (Влахос) Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.

[4] – Епископ Серафим (Звездинский) Ангелы (Ангельский мир по учению Православной Церкви). М, Русский Хронограф, 1995.

[5] – Схиархимандрит Иоанн (Маслов). СИМФОНИЯ по творениям святителя Тихона Задонского. М.: Самшит-издат, 2003.

[6] – Как жить? Христианская жизнь в святоотеческих наставлениях и архипастырских советах. Книга вторая. М., фонд «Благовест», 1999.

[7] – Изречения Святых о совести/ Русь православная. Календарь на 1999 год.: ТОО «Аверин-Дизайн». г. Кострома.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения