На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Колеченков Н.В.,

доктор философских наук,

профессор

Духовно-нравственное воспитание в высшей и средней специальной школе

Мораль как общечеловеческий феномен пронизывает все сферы общественного бытия и сознания, все практические отношения людей. Поэтому в ходе их преобразования возникают сложные противоречивые процессы в духовно-нравственной сфере общества, связанные с переоценкой нравственных ценностей в области экономики, социально-классовых, национальных, политических, семейно-бытовых, идеологических отношений.

Об этом говорит опыт истории последних пятнадцати лет, когда к власти в стране пришла новая политическая элита, когда распалась историческая Россия (СССР), когда страна вернулась на путь капитализма, когда изменились отношения собственности, социально-классовая структура, общественно-политический строй, когда на смену социалистической идеологии пришла либерально-буржуазная с ее приоритетом частного интереса и либеральной вседозволенностью.

Содержание программ социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей и средней специальной школе позволяет акцентировать внимание на нравственно-гуманистических аспектах всех общественных отношений и остро ставить вопросы духовно-нравственного воспитания в процессе изучения современного российского общества, именно потому, что нравственные отношения пронизывают экономику, политику, социальные и национальные отношения, духовную сферу и образ повседневной жизни людей.

Современный этап развития российского общества характеризуется тем, что никогда еще так не нарушались элементарные нормы нравственности и православия как сейчас.

«Возлюби ближнего» - гласит христианская заповедь, а социальные контрасты в России за пятнадцать лет рыночных реформ возросли до двадцати пяти раз. Для сравнения скажем: в странах Западной Европы, если брать 10% богатых и 10% бедных, разность между богатыми и бедными составляет 5-6 раз. В России особенно быстрыми темпами растет число миллиардеров. Москва занимает второе место в мире по числу миллиардеров после Нью-Йорка. Это обогащение происходит, по мнению академика Дмитрия Львова, за счет ограбления народа. Между тем православие всегда осуждало алчность и социальный эгоизм, у русского купечества был принцип - живи сам и давай жить другим. Наши российские олигархи забыли об этом принципе.

В результате номенклатурной «прихватизации» бюджет государства, по отношению к национальному доходу, сократился с 65% до 20%. Даже природные ресурсы, которые являют собой дар Божий и принадлежат всему народу, оказались в руках олигархов, естественно, природная рента тоже оказалась в их руках. А инвестиции в промышленность сократились, по данным СЮ. Глазьева, за 10 лет реформ в 5 раз. В результате преждевременного освобождения цен, в интересах спекулятивного и финансового капитала, на основе монетарной концепции, промышленное производство сократилось в два раза, а машиностроение в десять раз. Произошла деиндустриализация и деколлективизация. И вновь возникла проблема безграмотности. 1/3 детей школьного возраста в школу не ходит, вновь возникла проблема беспризорности - в стране около 3 млн. беспризорников. Миллионы безработных не приносят в семью зарплату, в результате женщины отказываются рожать детей. А 2/3 беременных женщин делают аборты, т.е. убивают детей в своей утробе, нарушая важнейшую заповедь православия «не убий». В итоге, за последние 10-15 лет произошло обвальное падение рождаемости. Главная причина - обнищание народа. На мизерные пособия 70-100 рублей в месяц нельзя прокормить ребенка, тем более, если мужья лишены работы и заработка.

В этих условиях возникла проблема отказничества, когда женщины в роддомах отказываются от своих новорожденных. Около 1% новорожденных ежегодно остаются без попечения родителей уже в первые дни своей жизни. Это прежде всего – отступление

от нравственных норм. Сегодня в России насчитывается около 500 тысяч детей-сирот и детей лишенных попечительства родителей (Мученики за веру и отечество. М., 2006 г., стр.227). По мнению Сологуб Л.Г., аборты нанесли ущерб русскому благополучию в 2,5 раза больше, чем германская, гражданская войны, раскулачивание и Великая Отечественная война вместе взятые. Впервые, смертность превысила рождаемость (там же, стр. 226). В результате антигуманной политики смертность в стране за годы реформ, по данным С.Ю. Глазьева, выросла в 3 раза, рождаемость упала в 2 раза. Если эти данные изобразить графически, то получается крест. Россия вот уже около 10 лет несет этот крест. В результате антигуманной политики происходит убыль населения каждый год на 700-900 тыс. человек. Россия вымирает. Это, прежде всего, результат дефицита человеколюбия в стране, грубого нарушения нравственной заповеди: «Возлюби ближнего». Дефицит гуманизма и любви.

Естественно, президент России, В.В. Путин, в своем Послании 2006 года Федеральному собранию откликнулся на эти жгучие проблемы. Он рекомендовал увеличить детские пособия на первого ребенка до 1,5 тыс. рублей, а на второго - до 3 тыс. рублей - это огромный шаг вперед, но одними пособиями проблемы демографии, дефицита материнской и просто человеческой любви нельзя решить, нужно менять всю социальную атмосферу, всю социальную политику, нужны инвестиции в промышленность, чтобы миллионы безработных обрели работу и заработок. Нужны вложения в сферу образования и науки, чтобы могли учиться, приобщаться к достижениям науки и культуры не только те, у кого есть деньги, но и те, у кого есть способности и развитые интересы.

Нужна атмосфера солидарности, социальной справедливости и человечности во всех сферах жизни общества. Это главное условие решения демографических проблем и духовно-нравственного воспитания. Гуманизация общественных отношений позволит на деле укрепить нравственные основы российского общества и повысить роль высшей и средней школы в деле духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения