На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Кожина Н.,

студентка РГУ им. С. А. Есенина,
Рязань

Вопросы семейного воспитания в творчестве  Ильина И.А.

Современное общество находится в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень, который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Теперь, для выхода из этого кризиса следует заняться прежде всего вопросами воспитания. И именно воспитания, а уже затем образования. Ибо только достойное семейное воспитание, совместно с обновленной образовательной системой (включающей в себя курс «Основы Православной Культуры») может вывести человечество из этого духовного кризиса.

Это свое положение я хотела бы подтвердить идеями великого философа, правоведа, политического мыслителя, а также тонкого теоретика и историка религии и культуры Ивана Александровича Ильина.

И. А.Ильин считает то, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством. «Существуют, конечно, врожденные склонности и дары, но судьба этих склонностей и талантов - разовьются ли они в дальнейшем или погибнут, и если расцветут, то как именно - определяется в раннем детстве».

Детство есть счастливейшее время жизни: время органической непосредственности; время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого счастья»; время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности, время душевной незасоренности искренности, время ласковой улыбки и бескорыстного доброжелательства. Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь.

Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу своему возникает из выбора и решения, а ребенку не приходится выбирать и решать. Отец и мать образуют как бы предустановленную для него судьбу, которая выпадет ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить -ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве.

Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего первого назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на взаимное отвращение, ненависть, подозрения и «семейные сцены», есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненных неудач.

Прочность семьи требует ответственного совместного творчества. Здесь важно не душевное подобие, и не одинаковость характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок, которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих. Только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно воспринимать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть, по мнению И.А Ильина, самое ценное в браке: взаимное доверие перед Лицом Божьим. Именно из этого и вытекает и взаимное уважение, и способность образовывать новую, жизненно-сильную духовную ячейку. Только такая семья может выполнить главную задачу брака -осуществить духовное воспитание детей.

В своих трудах И.А.Ильин доказывает, что воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Тертуллиан сказал однажды, что душа человеческая по природе своей христианка. Это особенно верно в применении к семье. Ибо в браке и семье человек учится от природы - любить, из любви и от любви страдать и жертвовать, забывать о себе и служить тем, кто ему ближе всего. Поэтому семья является естественной школой христианской любви, школой творческого самопожертвования.

Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Из этой семейной традиции и возникла вся индоевропейская и христианская культура - культура священного семейного очага. По мнению И.А.Ильина, это семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности. Семья для ребенка есть школа взаимного доверия и совместного, организованного действия.

Ребенок учится в семье верному восприятию авторитета. В лице отца и матери он встречается с естественным авторитетом и учится воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь. В то же время освобождая себя духовно от возможного гнета посредством любви и уважения. Тогда ребенок начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но что, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе. Семья есть первая, естественная школа свободы.

И.А.Ильин считает, что семья является школой здорового чувства частной собственности. Семья есть данное от природы общественное единство - в жизни, в любви, в труде, в заработке и имуществе. Чем она прочнее, тем обоснованнее является ее притязание на то, что творчески создали и приобрели ее предки. Ребенок учится творчески обходиться с имуществом, вырабатывать, создавать и приобретать хозяйственные блага и в то же время -подчинять начала частной собственности некоторой высшей, социальной целесообразности. А это и есть, искусство вне которого не может быть разрешен соииальный вопрос нашей эпохи.

Основную задачу висиитания И. А. Ильин видит в том, чтоиы «реоенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизнщ чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях». Душа ребенка должна научиться воспринимать сквозь весь земной шум, сквозь неиссякаемую пошлость повседневной жизни - священные следы и таинственные уроки Всевышнего, а так же следовать им. Чтобы ребенок с возрастом привык искать и находить во всем некий высший смысл. Итак, самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей источник силы и утешения в его собственной душе.

Когда ребенку минует три года, он начинает наблюдать внешний мир, у него открывается возможность новых восприятий и переживаний и ему надо давать богатство духовных впечатлений. Следует направить его внимание на сааме красивые явления природы и их таинственную целесообразность. Но рано затруднять его объяснениями, достаточно, чтобы он заметил скрытое и явленное в мире совершенство. Ребенок должен как можно раньше научиться чувствовать чужое страдание, чтобы жалеть, беречь и помогать. Однако, в этот период жизни душа ребенка очень нежна и беспомощна, впечатлениям открыта последняя глубина души. Она вся всему доступна и не защищена броней; все может стать ее судьбой, все может испортить ребенка, может причинить душевную травму, последствия которой он будет нести всю свою жизнь. И наоборот, все светлое, духовное и любовное, что детская душа получает в этот период, приносит потом, в течение всей жизни, обильный плод. В эти годы ребенка надо беречь, не терзать его никакими страхами и наказаниями. Надо сделать так, чтобы в душу ребенка проникало как можно больше лучей Божией благодати, любви и радости. Здесь нельзя баловать ребенка, потакать его капризам, топить в физических ласках, но заботиться о том, чтобы его умиляло и радовал о все Божественное в жизни — весь тварный мир.

В нежнейший период своей жизни ребенок должен привыкнуть к семье, к любви, а не к ненависти зависти; к спокойному мужеству и самодисциплине, а не к страху, унижениям, доносам и предательству. Ему необходим поток мужественной, братеkj-товарищеской любви отца и женственно - ласковой, религиозно - совестной любви матери. Все это для того, чтобы ребенок смог перейти из «периода душевной теплицы» в «период душевного закала». Этот процесс дается тем легче, чем меньше душевных травм он вынес из первого периода. Ибо воистину, мир можно пересоздать, перевоспитать из детской, но в детской же можно его и погубить...


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения