На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Князева Л.Р.,

заслуженный учитель РФ

г.Балабаново Калужской обл.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ШКОЛАХ

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которую решает общество, - это проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания личности ребёнка. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения  основ православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений,  художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа.

Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера – милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость,. Православие на протяжении     1000 лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма. Оно составляет, как бы, нравственную основу природы русского человека.

Вера православная не является плодом философских построений ограниченного человеческого ума, она – открытая Богом истина о высоте предназначения человека в вечности, о его духовном устроении.  Вера православная показывает пути и даёт силы для духовного преображения человека.

В 2002 году  в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Балабаново», был введён предмет «Основы православной культуры», как региональный компонент учебного плана для учеников 3-х, 5-х и 6-х классов. Основной целью курса основ  православной культуры является воспитание духовно-нравственной и патриотической личности ребёнка через приобщение к духовному опыту , основанному на традициях Православия.

Основные задачи. Культура, нравственность, традиции нашей страны глубоко укоренены в Православии. Для того, чтобы понимать нашу культуру, искусство, традиции, дух нашего народа, человек должен хорошо знать основы Православия.

На уроках ОПК дети знакомятся с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви. По программе мы с детьми изучаем мир рукотворный, узнаём  о Боге, о сотворении мира, о жизни первых людей и их грехопадении, о двунадесятых праздниках. Программой предусмотрено изучение жития Святых: Святителя Николая Мирликийского, Александра Невского, Феодора Ушакова, Димитрия Донского, Илии Муромца, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, патриота нашего времени Евгения Родионова и многих других Святых Земли Русской, которые любили свою Родину – Русь, защищали её от врагов, выполняя до конца свой христианский долг. Раньше наша страна страдала от разрушительных набегов внешнего врага, а теперь, в наше время, - от внутреннего, который подтачивает нравственность наших детей.

На уроках ОПК ученики много рисуют, пишут сочинения, рефераты. Мы с детьми занимаемся вопросами православного краеведения и ежегодно на образовательных Пафнутьев-Боровских чтениях выступаем с докладами по следующим темам:

- «Чудеса Преподобного Пафнутия-Боровского»;

- «Житие Преподобного Пафнутия Боровского»;

- «Старец Амвросий  Балабановский»;

- «Житие Преподобного Сергия Радонежского»;

- «Троицкая Серафимо-Дивеевская  женская обитель»;

Регулярно мы с детьми бываем в близлежащих обителях, таких как Пафнутьев-Боровский монастырь, храме Иоанна Кронштадтского, храме Спас- Приображения, где нас радушно встречают духовные отцы.  Многие из них часто посещают нашу школу и проводят беседы с учащимися.

Ежегодно Управление образованием МО «Боровский район» проводит Рождественский и Пасхальный фестивали, в которых ученики нашей школы принимают участие и всегда получают подарки. На каждом православном празднике дети читают стихотворения, разрабатывают сценарии.

Мы побывали во многих Святых местах. Это у Преподобного Серафима Саровского (Нижний Новгород), у Преподобного Нила Столобенского (озеро Селигер), в Свято-Никольском Черноостровском монастыре (г.Малоярославец), у Преподобного Сергия Радонежского (Троице-Сергиева Лавра), у Преподобных Оптинских Старцев (Оптина Пустынь) и во многих других православных Святых местах. Также мы постоянно выезжаем на экскурсии в г. Москву. Нам удалось побывать в Кремле, в храме Христа Спасителя, на Поклонной горе. После посещения этих обителей дети пишут интересные сочинения на следующие темы: «Дорога к храму», «Я посетил Святое место», «Святые места России», «Храмы Московского Кремля».

Основные принципы построения. Исходя из цели курса воспитания духовно-нравственной личности ребёнка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях Православия, - в основание программы положены следующие принципы:

- Христоцентричность. Основанием и содержанием Православия являются Иисус Христос и его учение. Это основная образовательная линия.

- Концентричность. Духовные истины имеют глубокий смысл, поэтому необходимо постоянное обращение к ним, раскрытие их с разных сторон и углубление понимания их смысла.

- Универсальность. Этот принцип предлагает знакомство в пределах необходимого минимума с иными религиями и идеологиями. Смысл принципа не в познавательной стороне, а в оценке всего с позиции православных критериев.

- Ориентация не столько на усвоении учащимися объёма знаний, сколько на духовно-нравственном воспитании.

На уроках ОПК широко используем учебно-наглядные пособия: видеофильмы, репродукции, аудиозаписи, материалы на DVD и  CD – проигрывателях.

Опыт проведения занятий по «Основам православной культуры» показывает, что эти занятия способствуют установлению духовной, творческой атмосферы в классах, собственному духовному совершенствованию учащихся и их родителей (законных представителей), развитию совести и высоконравственной  гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям и желания с помощью Божьей одолеть свои пороки.

В структуре предмета ОПК выделяем четыре основных правила нравственного воспитания :

1. «Не делай другим того, чего не желаешь себе» (добросовестные, добросердечные поступки).

2. Творите для других добро, если для этого у вас  есть возможности. (сочувствие,  благотворительность).

3. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте  Отечество.

4. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка.

Совесть – это духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла,  нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

Спасение личности - как конечная цель воспитания.

Серафим Саровский учил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Именно проблема спасения является целью православной педагогики.

Если педагог увидит в каждом ребёнке образ Божий, и, сознавая свою немощь, обратится с молитвой за помощью к Богу, то любовь будет подсказывать ему, как поступить в каждой конкретной ситуации. Главное здесь помнить, что не ты (педагог, родитель) спасаешь ребёнка, но от твоего отношения к нему зависит твоё собственное спасение.

Авва Дорофей (стр. 196 Добротолюбие). «Когда Бог сотворил человека, то он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре , и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, - сие называется совестью, а она есть естественный закон. Последуя сему закону, т.е. совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угождали Богу».

Историк Ключевский говорил: «Как важно для реформатора уважение к традициям».

Совесть. Понятие о духе  и производная от него понятие духовности – имеет древнее церковное происхождение. Светские ораторы и публицисты лишь заимствуют его для своих целей. Дух, согласно учению Церкви , есть та сила, которую вдохнул Бог в человека, завершая творение его. Он есть искра богоподобия,  горящая в душе человеческой, возвышая её безмерно надо всякой земной тварью. Совесть – это первое осязательное проявление духовной жизни.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения