На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Юдина Т. Н.,

Кандидат экономических наук

Совесть как духовно-нравственный капитал.

В философии хозяйства прослеживается сократовская тождественность истины (правды) и добра.

Политическая экономия и философия хозяйства со своими предметом и методами исследования хозяйственной жизни могут развиваться только в составе нравственных наук (заложено 5 (18) ноября 1804 г. в Уставе Московского Императорского университета). Это означает, что политическая экономия, философия хозяйства, теория хозяйства институционально нравственны.

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля нравственность определяется как мораль, хорошее поведение и вообще поведение. Даль пишет: «Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: вторая требует только строгого исполнения законов, первая же ставит судьею совесть и Бога». По Далю слово нравственность происходит от слова «нрав», что означает одну половину или одно из двух основных свойств духа человека. Даль утверждает: «Ум и нрав слитно образуют дух (душу, в высшем значении); ко нраву относятся, как понятия подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа, раздор этих начал ведет к упадку. Во-первых, нравственное противоположно телесному, плотскому, оно определяется как духовный, душевный. Воистину человек — дух, душа, тело. Владимир Иванович Даль заключает: «Нравственный быт человека сложнее быта вещественного». Во-вторых, нравственный — это относящийся к одной половине духовного быта, противоположной умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь; к нравственному — добро и зло. В-третьих, нравственный — как добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина.

Что же такое нравственный капитал? Во-первых, это, на наш взгляд, самовозрастание духовного начала в человеке, в обществе в соответствии с совестью и законами правды (Законом Божиим), действующими в хозяйстве и экономике. Из истории философии известно, что всемирно известный немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804 гг.) представил только нравственное доказательство бытия Божия. Во-вторых, нравственный капитал участвует в производстве невещественного богатства — посошковской правды, знаний. Он одновременно является и ресурсом, и фактором производства. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант утверждал, что вера в Бога необходима, поскольку без этой веры невозможно примирить требования нравственного сознания с непререкаемыми фактами зла, царящего в человеческой жизни. Кант утверждал, что бытие Божие доказывается только на основе нравственности.

Однако вирус зла и лжи пришел в век Просвещения — эпоху Модерна как период пересотворения мира. В начале произошел раскол морали и политики, затем отделение «нравственных чувств» от «экономического человека».

Вначале Макиавелли (1469—1527 гг.) отделил политику от морали. Затем Бенедикт Спиноза (1632—1677 гг.) обосновал демократию, необходимость смены власти наследственных прав властью денег. Далее Шарль Монтескье (1689—1777 гг.) отказался от понятия «грех», провозгласив: «Дозволено все, что не запрещено», что соответствует этике «торгашей». Сделка (акт купли-продажи) стала основой межличностных отношений, отношений человека с государством и обществом. Джон Локк создал «общественную доктрину». Кульминацией стала протестантская этика, закрепившая идеологическую власть денег — хремы. В эпоху Просвещения — Модерна произошло сокрушение всех основополагающих институтов — «аристократии денежного мешка» — хрематистов (по Аристотелю).

Фрэнсис Фукуяма — автор вышедшего в 2004 г. на русском языке политикоэкономического исследования «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию» — писал: «Как хорошо понимал Адам Смит, экономическая жизнь глубоко укоренена в социальной жизни и ее невозможно понять отдельно от обычаев, нравов и устоев конкретного исследуемого общества — одним словом, отдельно от его культуры». Действительно, А. Смит понимал все вышесказанное. Об этом свидетельствует его работа «Теория нравственных чувств». Однако в историю экономических учений Адам Смит вошел как «отец» homo economicus, «экономического человека», которым движут не нравственные чувства, а экономический эгоизм.

На вызовы homo economicus отечественная экономическая мысль в XIX в.—начале ХХ в. в лице А. (Г.) К. Шторха, А. И. Бутовского, Д. И. Пихно, И. И. Янжула и др. ответила учением о нравственном капитале. Так И. И. Янжул называл честность забытым фактором производства; Д. И. Пихно считал нравы, обычаи, мораль — предметом политической экономии; А. И. Бутовский определял нравственный капитал как трудовые способности человека, как своего рода фактор производства.

Нравственный капитал самовозрастает, находясь в постоянном движении под воздействием Закона Божиего, является ресурсом для производства невещественного богатства — правды, известного еще с XVI в. из трудов И. С. Пересветова — «советника» первого русского царя Ивана Васильевича Рюриковича, — а также добра. Между тем к началу Первой мировой войны главенствующими стали не институты правды и добра, а istitutiones финансовой олигархии, хрематистики.

 

Литература

 

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 Т. Т. 2: И—О; Т. 3: П—Р; Т. 4: С—V / Под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ. — М., 2000.

2. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. I. — М., 1993.

3. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. Репринтное воспроизведение издания 1900 г. М., 2000.

4. Юдина Т.Н. Корабль спасения // Философия хозяйства. 2004. № 3.

5. Осипов Ю.М. Время философии хозяйства: В 3 кн. с приложением. М., 2003.

6. Осипов Ю.М. Курс философии хозяйства: учеб. пособие. М., 2005.

7. Юдина Т.Н. Хозяйство российской империи (1861—1917): имперскость и неимперскость // Имперские предчувствия России / Под ред. Ю.М. Осипова, О.В. Иншакова, М.М. Гузева, Е.С. Зотовой. — М.; Волгоград, 2005.

8. Качалова И.Я. Архитектура и монументальная живопись // Журавлева И.А., Качалова И.Я. Благовещенский собор: Путеводитель. — М., 2003.

9. Юдина Т.Н. Правда как клеточка национальной модели хозяйственной системы России // Седьмые Всероссийские Иринарховские чтения. Сборник материалов. Выпуск IV. Борисоглебский-на-Устье мужской монастырь. Ярославская епархия, 2004.

10. Юдина Т.Н. М.В. Ломоносов — апостол русской науки и веры // Философия хозяйства. 2005. № 3.

11. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М., 1989.

12. Преодоление времени (по материалам международной научной конференции, посвященной творческому наследию С.Н. Булгакова) / Под ред. Ю.М. Осипова, В.М. Кулькова, Е.С. Зотовой. — М., 1998.

13. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. / Ф. Фукуяма. — М., 2004.

14. Теория хозяйственного порядка: «Фрайбургская школа» и немецкий неолиберализм: Пер. с нем. / Под ред. В. Гутника. — М., 2002.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения