На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Якунина В.П.,

кандидат педагогических наук,

Орел

К вопросу о формировании у студенческой молодёжи
христианского самосознания

Нельзя вырастить крепкое дерево без корней, нельзя сформировать государство без духовности. Обучая студентов премудростям избранной ими профессии необходимо помнить, что у нас, в центре России, христианство – истинная душа национальной культуры, народного самосознания. Трудность состоит в том, что сегодня, в начале нового тысячелетия растёт поколение, родившееся в смутную переходную эпоху канувшего в Лету XX в., поколения нераскаянных и неприкаянных от выросших на коммунистических идеях родителей в период разгула атеизма. Молодёжи нередко трудно понять, что значит: человек создан по образу и подобию Божиему. Дух наживы, преуспевания, любой ценой, вещизма отравляет сознание молодого поколения.

Наша задача – помочь юным приблизиться к Богу, поверить искренне, всем сердцем в милость Всевышнего Творца. Учебный процесс в вузе культуры и искусств даёт простор для утверждения принципов христианской морали, пропаганды вечных ценностей гуманизма, добра и справедливости.

Осуществляя подготовку социальных работников, сфера деятельности которых – помощь сирым и обездоленным, старым и немощным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, педагогический коллектив ставит задачу сформировать христианское самосознание у студентов, благо такие курсы как «Профессиональная этика социального работника», «Семьеведение» дают для этого реальную возможность. Студенты проявляют живой интерес к духовной литературе, проблеме веры и неверия, хотят осмыслить истинно ценное от ложного, они нуждаются в мудрых наставниках, в откровенных беседах, а нередко и дискуссиях с авторитетными педагогами, исповедующими православие. Например, на лекционно-семинарских занятиях по педагогике, семьеведению студенты изучают «Домострой», литературно-педагогический и духовно-нравственный памятник культуры XVI в., учатся, как вести домоустроение, не противореча Промыслу Божиему, изучают свод благочестивых обычаев и наставлений о Богоугождении, получают руководство на потребу души христианской, удивляются современности и полезности этого источника. И здесь особое звучание приобретает тема «Православная семья в современном мире».

Орловская земля – это не только литературный край, это прежде всего земля, где проповедовал христианскую веру святой Кукша, где подвизался праведный Георгий Коссов и многие другие молельники земли русской. Мы со студентами совершаем паломнические поездки по Орловской и Брянской земле, посещаем Оптину, Коренную пустыни соседних областей, участвуем в благотворительных акциях милосердия.

Понятия «долг», «честь», «совесть» в курсе профессиональной этики необходимо наполнить не только общечеловеческим, но и христианским смыслом. Следует учить молодёжь любое дело творить с молитвой, как говорил глубокий знаток духовной жизни Иссак Сирин: «Всякую вещь малую и великую, должно ему в молитве испрашивать себе у Создателя своего». На практикумах по курсу «Проблемы подготовки молодёжи к семейной жизни» студенты начинают осознавать, что семья – это не только союз двух любящих сердец, это домашняя церковь, её задача не просто вырастить детей, но и воспитать их как чад Христовых, подготовить для Господа благоверных его служителей, в семье должен господствовать дух веры, любви и благочестия.

Темы христианской морали являются предметом исследования при написании курсовых, дипломных работ. Трудностей и проблем здесь очень много: в библиотеке института нет необходимой литературы духовного содержания, далеко не всегда и сами педагоги готовы к столь трудной работе со студенческой молодёжью. На наш взгляд, вузы практически не связаны с религиозными организациями, пока ещё мало в стране молодёжных студенческих лагерей, где бы не только трудились, но и постигали слово Божие.

Назрела необходимость в «Словаре христианской этики», так как созданные в советский период словари выглядят сегодня, мягко говоря, анахроничными.

Создавая демократическое государство, возрождая национальные традиции, старшее поколение в лице родителей, учителей школы, преподавателей вузов, наставников учащейся молодёжи обязано позаботиться о наполнении христианским смыслом жизни и деяний молодого поколения.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения