На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Ишин А.В.,

кандидат исторических наук,

 г. Симферополь

Наследие Архиепископа Таврического Гурия (Карпова) в духовно-нравственной сокровищнице Православия 

Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов) (1815 – 1882), без преувеличения, является одним из ярчайших светил Российского Православия. «Светильником, озарявшим таврическую паству», «олицетворением труда» называли Владыку Гурия благодарные современники [1].

Уроженец города Саратова, Владыка Гурий был назначен на Таврическую епископскую кафедру 15 декабря 1867 года (здесь и далее ст. стиль), которую возглавлял до самой своей блаженной кончины 17 марта 1882 г. До этого он длительное время был главой Пекинской духовной миссии, нес подвиг миссионерского служения в Китае, Риме, Казани. Им была проделана поистине титаническая работа по переводу книг Нового Завета, Псалтири, многочисленных богослужебных, богословских, учебных книг на китайский язык, в сеянии Евангельского Слова и распространении  православного благочестия на Китайской земле, что принесло свои ощутимые плоды.

Неоценимы также заслуги Архимандрита Гурия в установлении добрососедских отношений между Россией и Китаем, в переговорах Российского посольства с китайскими властями по поводу присоединения к России Амурской области и Уссурийского края, которое было оформлено Пекинским договором 1860 года.  

В историю Таврической епархии Епископ (с 1881 г. Архиепископ) Гурий вошел как человек удивительной кротости, незлобия, добросердечия, жертвенности. Поистине это был добрый пастырь, мудрый и дальновидный кормчий церковного корабля!

Несмотря на тяжелую болезнь, Владыка Гурий самозабвенно трудился на благо Церкви, его деятельность, без преувеличения, буквально преобразила всю Таврическую епархию.

Его трудами 19 августа 1873 г. была открыта Таврическая Духовная Семинария, имевшая исключительно важное значение в деле образования и просвещения населения Тавриды. Симферопольский городской голова Иванов по случаю открытия Семинарии писал: «Приятнейшим долгом считаю принести поздравление Вашему Преосвященству с открытием  Семинарии. Богу угодно было дозволить Вам начать и окончить дело, по существу своему, первейшей важности. Да пошлет же Он Вам и ближайшим сотрудникам Вашим счастие присутствовать на первом и многих последующих выпусках воспитанников Семинарии, да вкусите Вы чистейшую из радостей видеть созревшими добрые плоды на возделанной Вашим Преосвященством и сотрудниками Вашими ниве просвещения» [2].

Кроме этого, расширялись и развивались другие православные учебные заведения, была учреждена газета «Таврические епархиальные ведомости», имевшая важное значение в духовной и общественной жизни Тавриды, развернулось обширное церковное строительство. К концу архипастырского служения Владыки Гурия в Таврической епархии насчитывалось 286 храмов (в 1868 г. их было только 120) [3]. Примечательно, что этот дивный архиерей, несмотря на огромную занятость, находил время и силы, чтобы вникать во все детали церковного строительства, включая даже проектные работы.

Один из современников и горячих почитателей Владыки И. Палимпсестов писал: «Ни одной бумаги не проходило мимо его; более важныя бумаги писал он сам. Всякий священнослужитель имел право писать ему письмо, на которое Владыка собственноручно и отвечал» [4].

Пламенный патриот своего Отечества, Архиепископ Таврический Гурий деятельно сопереживал всем важным государственным и общественным начинаниям. Его богослужебная деятельность способствовала укреплению духовных сил российского общества в годы эпохальной для судеб славянства и балканских народов Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Ни одно сколько-нибудь значимое событие этой военной кампании не осталось без архипастырского внимания Святителя. Так, например, 7 октября 1877 года Владыка Гурий обращался к Таврическому Губернатору: «9 сего Октября, в Симферопольском Кафедральном Александро-Невском соборе, после Божественной Литургии, которая начнется в 9 часов утра, имеет быть отправлено благодарственное Господу Богу молебствие, по случаю одержанной нашими войсками, 3 сего октября, в Азиатской Турции над неприятельскою Турецкою армиею блистательной победы.

Имею честь уведомить об этом Ваше Превосходительство, для зависящих с Вашей стороны по гражданской части распоряжений…» [5].

И в этой обширной, многогранной архипастырской деятельности совершенно особое место занимает богословие, которым Святитель Гурий, преизобильно наделенный даром духовного рассуждения, занимался на протяжении всей своей жизни.

Любимым занятием Владыки было изъяснение книг Священного Писания, преимущественно Евангелий, что нашло отражение в его творениях: «О богоучрежденности епископского сана», «Исследование о скопческом учении», «Исповедание веры молокан Донского толка» (изданное на основе личной переписки Архиепископа Гурия с одним из руководителей таврических молокан З. Захаровым), проповеди, которые разъясняли многие заблуждения, утверждали паству в истинно духовном пути.

Его спокойное и взвешенное, поистине умиротворяющее, слово обладает удивительной способностью: оно проникает в самые глубины христианской души, оставляя в ней неизгладимый след, просвещает ум и сердце и озаряет весь жизненный путь человека, старательно впитавшего святительские рассуждения и наставления.

«Смиреннейший и молчаливейший» (по оценке современников) [6] Архипастырь стремился к тому, чтобы донести до пасомых эту деятельную тишину, пробудить в них жажду единения со Христом, подвигнуть к смирению и послушанию, которые он считал необходимым условием достижения духовного блаженства, и высочайшие образцы которых видел в жизни Спасителя и Его Пресвятой Матери.

В качестве неизбежных следствий «внимательного и законного» исполнения воли Божией Владыка Гурий указывал на «мир внутренний», «спокойствие, тихое, но не бездеятельное, радость глубокую, но не гнетущую, а оживляющую». По словам Святителя, «мы увидим начало, предвкушение того блаженного состояния, которое в полной силе откроется в вечности» [7].

Вместе с тем, он предостерегает нас от беспечной, греховной жизни, убедительно утверждая, что  «только тот, кто … окажется праведным или покаянием очистившимся от проказы греховной, только такой человек будет принят в Царство Христово и в общение со святыми!» Продолжая святоотеческую традицию, Архипастырь приходит к глубочайшей мысли: «Человек с здоровыми глазами, пользуясь светом солнца, смотрит на предметы видимаго мира с удовольствием – наслаждается; больной же глаз при этом же свете страдает. Так и в Царстве Небесном. Праведныя во свете лица Божия будут находить блаженство, а грешные, если бы и были допущены в рай, неизбежно будут страдать» [8].

Нам еще только предстоит прикоснуться к скрижалям с богатейшим духовным наследием Архиепископа Таврического и Симферопольского Гурия, по-настоящему впитать и осмыслить эти труды, являющиеся, без преувеличения, драгоценной жемчужиной в сокровищнице Вселенского Православия.

В заключение отметим, что в настоящее время Православной Церковью рассматривается вопрос о причислении Владыки Гурия к лику святых. И есть все основания надеяться, что этот вопрос будет решен положительно. Важным событием в жизни Симферопольской и Крымской епархии стало торжественное открытие 28 мая 2005 г. в Симферополе на здании бывшей Таврической духовной семинарии (ныне здесь располагается епархиальное управление и Симферопольское духовное училище) мемориальной доски Архиепископу Гурию, которую освятил Правящий Архиерей – Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Таким образом, была открыта новая страница в почитании  обществом светлой памяти и заслуг Святителя.

 

Примечания

1. Таврические Епархиальные Ведомости.  – 15 апреля 1882. – № 8.  – С. 384, 387.

2. Торжество открытия Таврической духовной семинарии в городе Симферополе 19-го августа 1873 г. – Симферополь, 1873. – С. 91.

3. Иванов А. Преосвященный Гурий, Архиепископ Таврический и Симферопольский. Краткий очерк его служения в Таврической епархии // Записки императорского одесского общества истории и древностей. – Т. XIII. – Одесса, 1883. – С. 233-243.; Ишин А.В. Светильник земли Таврической: Новые архивные материалы об Архиепископе Гурии (Карпове) // Крымский Архив. – 2003. – № 9. – С. 68-81.

4. Таврические Епархиальные Ведомости.  – 15 апреля 1882. – № 8.  – С. 387.

5. Государственный архив Автономной Республики Крым, ф. 26, оп. 1, д. 26631, л. 7.

6. Таврические Епархиальные Ведомости.  – 15 апреля 1882. – № 8.  – С. 386.

7. См. Проповедь Архиепископа Гурия о мире // Протодиакон Василий Марущак. Жизнеописание Святителя Гурия (Карпова), Архиепископа Таврического. – Симферополь, 2004. – С. 19.

8. См. Слово Архиепископа Гурия на Вознесение Господне // Таврические Епархиальные Ведомости.  – 15 апреля 1882. – № 8.  – С. 337 – 338.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения