На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Филатова Т.С.

Заслуженный учитель РФ,

Москвы

СОВЕСТЬ – СТРАЖ ПОВЕДЕНИЯ И ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

Во все времена великие педагоги подчеркивали приоритетное значение нравственного воспитания, ибо нравственность – это та невидимая и неосязаема явь, весомость и зримость, которой люди с чувствительной совестью ощущают так же отчетливо, как физическую боль или голод.

Духовное воспитание в противовес желаниям материальных благ, власти, удовольствий направлено на самосовершенствование человека, на служение искусству, науке, высокой идее, на служение ближнему. Великие герои, деятели науки, первооткрыватели, благотворители, выдающиеся деятели культуры шли именно эти путем.

Огромная роль в духовно-нравственном воспитании учащихся принадлежит учителю. Наш современник, талантливый и самобытный педагог Ш.А.Амонашвили, в своей книге "Школа жизни" посвящает учителю возвышенный строки: "Учитель есть соработник у Бога, его помощник в творении человека. Учитель в полной мере должен осознавать свою миссию: способствовать духовному восхождению человечества… Учитель есть творец будущего".

Перед современным учителем стоят сложнейшие задачи: давать прочные и глубокие знания, одухотворять процесс познания, усиливать воспитательный компонент, обогащать внутреннюю опору в самом ребенке.

Внутренней опорой должны стать совесть, стыд, ответственность и долг. Все четыре источника нравственности тесно между собой переплетаются. В совести гармонически сочетаются знание и чувствование долга человека перед обществом, пред людьми и перед самим собой. С малых лет ребенка нужно учить жить так, чтобы было хорошо и приятно, когда ты сделал хорошо и неприятно, когда, ты сделал что-то плохое, предосудительное.

В этических беседах со старшеклассниками напоминаем: "Золотое правило гуманизма гласит: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе". Золотое правило было выведено более 2,5 тысячелетий назад независимо друг от друга древнегреческими мудрецами, индийскими, китайскими мыслителями и остается до сих пор основой всякой добродетели.

Воспитание совести, стыда, ответственности и долга – одна из самых утонченных сфер духовного и нравственного совершенствования и самоусовершенствования личности. Это та сфера, где ребенок должен думать, думать о самом себе.

О совести можно знать, но быть бессовестным, не иметь своих святынь и правил. Совесть лишь тогда становится стражем поведения, когда живет в душе, когда идет постоянная внутренняя работа ума и сердца. Пробуждать в душе угрызения совести должен строгий взгляд учителя, недовольного тобой, тревожные глаза матери и непролившиеся, засохшие от обиды слезы близких.

Остаться наедине со своей совестью, мысленно посмотреть на свои поступки со стороны самых добрых и честных людей, которых уважаешь, и собственными глазами увидеть неприглядность своего поведения - это великое пробуждение совестливости, стыда. Душевные волнения, сопутствующие стыду, равносильны переживанию наказания. Искусство учителя, воспитателя состоит в том, чтобы заменить наказание, где это возможно, муками совести, стыда, но не унижать, не оскорблять ребенка, подростка, юношу или девушку.

Иногда уличаю ребят во лжи, говорю, что это подлость. Пусть лучше шалость, неугомонность - это возрастные особенности, их прощают, но стыдитесь подлости и даже малейшего подозрения, что о вас могут думать как о непорядочных людях.

Стыдитесь безответственности, легкомысленности, пустоты души, невежества. Гордиться незнанием в наше время – верх глупости. Сгорать от стыда, от своего безволия, "бесхребетности" и беспринципности, если пошли на поводу у тех, кто посмел смеяться над вами за то, что на уроке поднял руку и блестяще ответил по всем предметам. Получив прозвище "ботан", что значит "знайка", докажите твердость в характере.

Обо всех истинах, составляющих смысл совести, стыда, долга, ответственности, желательно говорить с детьми тонко, задушевно, к чему-то призывать и побуждать. Делать это умно, не навязчиво. Нужно верить и доверять детям! Ребенку доставляет большую радость осознавать себя духовно стойким, мужественным, честным и умным.

К школьному празднику "Последнего звонка" выпускники 2006 года, ученики 11 классов, оформили красочную газету "Любимые слова, выражения, афоризмы наших учителей". Под моей фотографией было написано: "Говорю толковеньким, а вы у меня все толковые!", "Ребята, что вы сегодня оставили в своих светлых головках!". Значит, мои слова до них дошли. На выпускном вечере я говорю своим ученикам: "Друзья мои, запомните на всю оставшуюся жизнь – живите по законам Совести!"

Моими советчиками в педагогической работе были и остаются поучений Василия Александровича Сухомлинского, Януша Корчака и других выдающихся педагогов.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения