На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Фидченко О.В.,

кандат исторических наук

Москва

Становление преподавания основ вероучения инославных вероисповеданий в системе высшего образования России XIX – нач. ХХ вв. на территории Московского учебного округа

В рамки трактовки категории «совесть» неразрывно входит такое понятие, как свобода совести (возможность беспрепятственно выбирать себе религию или оставаться нерелигиозным человеком). Наши исследования, основанные на архивных источниках, а также на актах российского законодательства XIX – нач. ХХ вв., показывают, что в нашей стране этого исторического периода происходило становление и бурное развитие преподавания основ веры инославных и иноверных исповеданий. Наиболее показательным был этот процесс в сфере государственного среднего образования, о чем мы уже писали1. Однако его присутствие прослеживается и на высшей ступени образования.

В плане влияния государственно-церковных отношений на развитие высшего образования России известного периода, особенно, на наш взгляд, интересен устав Лазаревского института Восточных Языков в Москве, учрежденного в 1848 г. на средства князя Семена Давидовича Абамелик-Лазарева. Верховный Патриарх-Католикос Армянского народа был первенствующим почетным членом этого института.

Состав педагогического совета института интересен тем, что в него кроме председателя в лице директора, инспектора и всех прочих преподавателей наук и языков также входили законоучителя православного и армяно-григорианского вероисповедания. Причем законоучителя были штатными преподавателями института. Они избирались директором учебного заведения по предварительному одобрению первого из них местным епархиальным начальством, а второго – армяно-григорианским епархиальным епископом, в должности утверждались попечителем Московского учебного округа. Это не выходило из рамок и правил трудоустройства преподавателей данного вуза, поскольку все из них принимались на работу посредством избрания директором и утверждения попечителем учебного округа2.

В рамках учебного курса гимназических классов института преподавался Закон Божий как православного, так и армяно-григорианского вероисповеданий, русский и церковнославянский язык и словесность, армянский язык и словесность. Причем последний предмет был обязателен для всех обучавшихся в Лазаревском институте армян, а вероучение армяно-григорианского исповедания изучалось в обязательном порядке только воспитанниками данного исповедания. Отличительной особенностью преподавания всех вышеперечисленных предметов было то, что преподавались они наравне со всеми предметами гимназического курса в классное время.

Для поступления в первый гимназический класс Лазаревского института требовалось, кроме прочего, по Закону Божию, как православного, так и армяно-григорианского исповеданий, – знание главных утренних и вечерних молитв и важнейших событий Священной истории Ветхого и Нового Заветов3.

В Императорском Лицее в память Цесаревича Николая, учрежденном в 1890 г. М.Н. Катковым и П.М. Леонтовичем, почетным попечителем был московский генерал-губернатор. Относительно целей этого учебного заведения в его уставе была заложена двухуровневая система обучения. Суть ее заключалась в том, что, хотя лицей давал общее среднее образование, но, содействуя возможно успешному прохождению воспитанниками университетского курса по трем факультетам (историко-филологическому, физико-математическому и юридическому), а также практической подготовке преподавателей для гимназий, предоставлял им образование и высшей ступени4. Таким образом, учащиеся данного учебного заведения могли, как в Лазаревском институте восточных языков, либо ограничиться обучением в гимназических классах, либо продолжить образование с помощью университетских курсов. Законоучитель лицея избирался из лиц, имевших, по меньшей мере, степень магистра богословия. Остальные преподаватели должны были иметь диплом первой степени или являться кандидатами, либо иметь звание учителя гимназии.

Еще одним учебным заведением ведомства Министерства народного просвещения на территории Московского учебного округа рубежа XIX – XX вв. было Императорское Московское Техническое Училище. Это было высшее специальное учебное заведение, учрежденное в 1868 г., имевшее главной целью подготовку механиков-строителей, инженеров-механиков и инженеров-технологов.

В уставе данного учебного заведения особо оговаривалось моральная сторона учебного процесса – нравственное воспитание. Оно должно было быть основано на религии. Но при этом ярко обозначается тесная связь, взаимообусловленность и обоюдное влияние между идеалами светскими и духовными. В уставе (со ссылкой на 1868 г., не утратившей своего значения в контексте прибавлений 1893 г.) буквально говорилось о том, что «Утверждая в молодых душах веру в Бога, упование на Его Промысел и почтение к старшим, ученикам следует в то же время внушать непоколебимую преданность к Престолу, благоговейную признательность к Августейшим Покровителям и пламенную любовь к отечеству и всеми мерами поддерживать в них привязанность и повиновение к родителям и тем лицам, кои заступают для них место родителей. Удаляя от воспитанников всякий ложный блеск, могущий дать им неправильное понятие об их назначении, воспитание должно быть направляемо к утверждению в учащихся любви к порядку и труду»5.

В Императорском училище Правоведения преподавалось вероучение католического и православного исповеданий. Преподаватели этих предметов не числились в штате учебного заведения, но средства на оплату их труда учебным заведением выделялись6. А потому процесс становления преподавания инославных вероучений в единой государственной системе российского образования в верхней его ступени наблюдается еще при царе-реформаторе Александре II, поскольку штат данного учебного заведения с выделением средств на этот предмет был утвержден в 1868 г. Одной из причин генезиса указанного процесса в сфере высшего образования, на наш взгляд, было то, что Императорское училище Правоведения принадлежало к привилегированным дворянским учебным заведениям. И, поскольку, учащимися данного учебного заведения становились только лица, принадлежавшие к сословию древнего потомственного российского дворянства, внесенного в 6-ю часть родословной книги, а также дети военных чинов не ниже полковника, а гражданских – V класса или статских советников, любое пренебрежение вероисповедными интересами таких людей представляется нам весьма сомнительным. Подтверждением тому является преподавание основ армяно-григорианского вероучения наравне с православным в Лазаревском институте восточных языков (состоявшего в ведомстве Министерства народного просвещения), которое существовало со времени открытия этого учебного заведения в 1805 г. Но, учитывая то, что процесс преподавания инославных вероучений с 1886 г. начал распространяться, прежде всего, на сферу государственного среднего образования (в пределах Московского учебного округа), динамика его развития в рамках единой государственной системы образования России рубежа XIX – XX вв. имела нисходящую траекторию. А потому данный процесс, безусловно, представлял собой реформу власти в области народного образования. По-видимому, подчиненное положение православной церкви привело к, возможно, безмолвной поддержке этой реформы, произведенной «сверху», духовными иерархами. Интересно, что 1886 год в области начального народного образования стал также годом появления государственной церковно-приходской и, между прочим, православной, школы, всемерно поддерживаемой царским правительством. И, значит, идеологические функции в поддержку политики консервативной стабилизации власть возлагала не только на православное, но и на инославное (иное, нежели православное – О.Ф.) духовенство. Жалование законоучителя, являвшегося по совместительству также настоятелем церкви, в этом учебном заведении было наибольшим из всех перечисленных нами учреждений (2700 р. в год), оно равнялось содержанию инспектора воспитанников и инспектора классов, уступая жалованию директора в 1,6 раза.

Итак, в единой системе государственного высшего образования России второй половины XIX – начала ХХ вв. происходил процесс становления преподавания инославных вероучений. Этот вопрос, поставленный нами, безусловно, требует дальнейшего изучения.

 

Примечания:

 

1. Фидченко О.В. Становление преподавания инославных вероучений в системе государственного среднего образования России (на примере Московского учебного округа рубежа XIX – ХХ вв.) // Материалы конференции по итогам научно-исследовательской работы аспирантов за 2002 год. – М., 2003, - С. 210-216.

2. Россия. Законы и постановления. Свод Законов Российской Империи. Т.XI. Свод уставов ученых учреждений и учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения. Ч.1. (Издание 1893 г.). Спб., 1893. – С. 177.

3. Там же, с. 177.

4. Там же, с. 177.

5. Там же, с. 187-195.

6. Россия. Законы и постановления. Сборник узаконений об учебных заведениях, не состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения. Ч.1. Спб., 1905. – С. 139.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения