На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Емельянова Л.К.,

кандидат педагогических наук,

г.Борисоглебск

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Анализ школьной практики свидетельствует о том, что выпускник педагогического вуза не всегда обнаруживает высокий уровень готовности к выполнению основных видов профессиональной деятельности, в том числе и к выполнению обязанностей классного руководителя. Причину такого положения, очевидно, следует искать в том, что проблема подготовки будущих учителей к духовно-нравственной работе с семьей не получила пока всестороннего научно-теоретического обоснования. Отсутствие четких критериев, характеризующих уровень ее сформированности, неразработанность научно обоснованных моделей, программ, рекомендаций, которые раскрыли бы общетеоретические основы комплексного подхода к решению данной проблемы, недостаточная целенаправленность воспитательной работы педагогического коллектива высшей школы обусловливают тем самым невысокий уровень профессиональной подготовки.

С целью изучения проблемы подготовки специалистов к духовно-нравственной работе с семьей мы обратились к учителям школ, педагогический стаж которых до пяти лет и студентам выпускного курса пединститута. Всего было охвачено 120 учителей школ г. Борисоглебска и 70 выпускников физико-математического факультета пединститута.

Результаты проведенного исследования (анкетирование, интервью, беседы) показали:

 

- одна треть молодых учителей редко обращаются за советом к родителям, в семью идут с нежеланием. Среди выпускников педагогического вуза и молодых классных руководителей есть и такие, которые понимая важную роль семьи в воспитании детей, вместе с тем "опасаются" родителей, полагая, что еще не готовы учить других искусству воспитания;

- выпускники педагогического вуза, стоящие на пороге трудовой деятельности, по их собственному признанию, в большинстве своем недостаточно готовы к духовно-нравственной работе с семьей: две трети из них не владеют в минимальной степени умением вести диспут, организовать конкурс, вечер, конференцию; планировать работу по данной проблеме;

- ныне действующие Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (2000- 2005 гг.), программы по психолого-педагогическим дисциплинам не позволяют по-настоящему осуществить подготовку будущих учителей к духовно-нравственной работе с семьей.

 

Изучение проблемы работы учителя с семьей по духовно-нравственному воспитанию так же установило, что уровень развития взаимоотношений большинства из них во многом строится формально, в результате чего школа порой несет в семью не радость, а огорчения, стимулируя конфликты между родителями и школой, между родителями и детьми, очень много теряя от этого.

Исследования показывают, что далеко не во всех семьях реализуются воспитательные возможности, семейные отношения порой бедны и ограниченны, в отдельных семьях вне поля зрения остается широкий круг духовных ценностей, родители не умеют передать свой положительный социальный опыт детям. Преемственность между поколениями все менее осуществляется посредством прямой передачи опыта, а индивидуальный опыт родителей все более обесценивается.

Организация учебно-воспитательного процесса в современных условиях требует от учителей постоянного вовлечения родителей в общую систему работы по формированию духовно-нравственной личности школьников. Объективно существующие социально-экономические возможности эффективного взаимодействия школы и семьи определяют в свою очередь ряд вполне конкретных и многоплановых требований к учителю. Современный российский учитель должен владеть системой социальных знаний и умений для духовно-нравственной работы с семьей, достаточной для того, чтобы реализовать цели воспитания, быть психологически готовым к осуществлению работы с родителями в своем классе, владеть методами и приемами организации взаимодействия с родителями в условиях их возросшей образовательной подготовки.

Учебно-воспитательный процесс в вузе в первую очередь должен нести духовно-нравственное начало, которое может быть реализовано через саму личность будущего учителя. Только личность во всей глубине ее нравственной ориентации на высшие человеческие ценности сможет, в конечном счете, осуществить концептуальные и методические замыслы современной психолого-педагогической науки. И только проблемы, поставленные и решенные на уровне совести и ответственности, могут найти интеллектуальное и методическое решение в духовно-нравственной подготовке будущего учителя.

Исследование выявило, что духовность, нравственность являются теми приоритетными ведущими качествами, на основе которых успешно формируются и другие профессионально значимые качества будущего учителя, составляющие сущность профессиональной педагогической компетентности.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения