На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Черникова В.И.,

 г. Орел.

Значение житийной литературы для формирования нравственного идеала

После октябрьской революции более полувека книги о святых вообще не выходили в России. А ведь прежде книги о подвижниках веры были наиболее излюбленным чтением для россиян. Жития воспринимали не как абстрактные примеры, а как живые образы. На житийной литературе формировался нравственный идеал народа, а не только памятники российской словесности. Это было, в самом деле, нравоучительное чтение и через него россияне впитывали образцы благочестивого поведения, приобретали ориентиры в окружающем мире, научались различать добро и зло. Свет святых просвещал души соотечественников. Поэтому составление Патериков и Отечников, сборников житий по месту подвигов святых было не только благочестивым занятием, но и необходимым в деле российского просвещения. С помощью этих книг вырабатывался характер русского православного человека, определялись его общественные устремления и надежды. Духовные подвиги были нравственной защитой русских людей и их опорой.

«Небесный человек и земной ангел», - так на Святой Руси называли своих подвижников. Нигде более тип православного святого не вошел в душу народа с такой проникновенной и вдохновляющей силой.

 История Русской Церкви запечатлены и в сердцах, и в памяти россиян, в летописных источниках и в ведомостях. Есть не мало материала для осмысления современным летописцам. Но составление патериков не просто краеведческая работа, когда важно расположить факты и события в хронологическом порядке. Важно показать духовную эстафету преемственности подвижников разных времен.

Эти духовные задачи мне пришлось осмыслять при создании книги «Наши заступники на небесах» (собор Орловских святых), вышедшем в издательстве «Орлик». В патерик вошли рассказы не только о местночтимых подвижниках, устроителей народного духа. Они были хорошо известны не только в нашем Отечестве, но и во всем православном мире. Они были светильниками правды евангельской истины, лучшем украшением края, России и всего христианского мира. В патерике проявилось стремление автора описать доблестные подвиги и образ чудной жизни святых. Их жития – это духовные ступеньки из века в век, золотая путеводная цепь.

Иоанн Кукша просвещал вятичей в XII веке. Подвижник Глинской пустыни, миссионер, а затем настоятель Болховского монастыря Орловской губернии Макарий Глухарев в XIX веке сделал для россиян первый перевод Библии на русский язык. Уроженец Орловской губернии, ставший митрополитом Киевским и Галицким, основал в Оптином монастыре скит, заложил просветительские традиции Московской Духовной Академии.

Пять оптинских старцев были выходцами из орловского края. Великим педагогом можно назвать нашего земляка священноисповедника Георгия Коссова, который создал в глуши России в селе Спас-Чекряк Болховского уезда светлый уголок, где в школах, в мастерских дан образец воспитания настоящих граждан нашего Отечества.

Орловские святые - это и авторитетные иерархи Русской Православ­ной Церкви, такие, как род Амфитеатровых, видный деятель Союза русского народа священномученик Макарий Гневушев, создатель первого жития Серафима Саровского и инициатор его канонизации Серафим Чичагов, орловский епископ.

Их вера, их подвижнические и просветительские труды были хранителями национального духа. Свет их подвигов, их учения сияет неземной красотой перед всеми человеками. Их мудрые мысли и поучения драгоценны, как плоды святого опыта. Это наша национальная идея, которая поможет нам спастись и дать силы России стать защитницей и спасительницей Вселенского православного мира. Именно потому житийная и святоотеческая литература - основа для формирования нравствен­ного идеала. Но простой декларацией эту проблему не решить. Житийная литература для восприятия людей нового поколения должна быть качественнее иной. Заменяя архаичную форму изложения на более доступный современный язык, важно не утратить музыку духовного языка, его насыщенность. Без этого, можно сказать, что житийная литература станет скучным пересказом давно ушедших событий, биографий интересных, но далеких людей. Житийная литература может стать живым учителем школьников, ориентиром их душ.

Именно поэтому я отказалась от простого жизнеописания наших подвижников. Я пыталась найти ту форму, которая найдет живой отклик в сердцах молодых, ведь одна из бед нашего времени в том, что в духовную жизнь молодые входят не сердцем, а умом. Они многое могут знать, но понять им трудно.

Если окн сердцем не воспримут Духовные традиции, трудно надеять­ся на возрождение национального духа, на пробуждение совести юных граждан.

А жития способны стать источником живой воды для воскресения их сердец.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения