На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Борисова Н.П.,

учитель истории Селковской средней школы

Духовно-нравственное воспитание школьников

Педагогический коллектив Селковской школы, в котором я работаю учителем истории, обществознания и социологии 16 лет, использует все имеющиеся  возможности для плодотворней работы по духовно-нравственному воспитанию наших учеников.

Мы живем на святой Сергиево - Посадской земле, где когда-то жил основатель посада Преподобный отец Сергий, где совсем недавно жил и проповедовал поминаемый ныне Схиархимандрит Иоанн (Маслов).

Мы, как никто другой, имеем большие возможности в духовном воспитании детей, это нас ко многому обязывает и, именно поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся и опираемся на традиционное отечественное культурное и духовное наследие.

Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках истории, внеклассных мероприятиях начинается с рассказов о событиях российской истории, подвигах российских полководцев, об истории Троице - Сергиевой Лавры и главных Соборов России, затем происходит знакомство с житиями святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского, жизнью игумена Никона, отца Павла Флоренского, Схиархимандрита Иоанна (Маслова) и других угодников Божиих.

Продолжением уроков духовного общения являются экскурсии в Лавру, посещение Соборов и Церквей, храмов в Деулино, Абрамцево, Хотьково. Посещения памятником православной культуры, которые расположены на территории нашего района и области, в городе Москве, городах Золотого кольца России (а мы были в Ярославле, Костроме, Владимире, Переславле-Залесском и т.д.), рассказы, беседы с использованием мультимедийных электронных пособий, воспитывают в детях бережное отношение к родной земле, уважение к старшим, трудолюбие, терпение и милосердие, чувство долга, память о предках, преемственность в делах семейных, государственных па основе гармонии, единства красоты, добра и справедливости.

На уроках истории под влиянием вспомогательных средств обучения: фильмов, музыки, иллюстраций, ребята наглядно понимают особо значимую роль храмов: Соборов, церквей, монастырей и служителей Церкви, православных прихожан и просто граждан своей страны в сохранении Российской государственности во времена монголо-татарского нашествия и Смутного времени, в эпоху Петра Великого и Отечественной войны 1812 года, в тот или иной, судьбоносный для страны, исторический момент.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их собственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. Этому в полной мере отвечают занятия в кружке «Путешествие в историю русского быта» на различные темы: «Моя родословная», «Домашний очаг», «Предметы русской старины», «Секреты из бабушкиного сундучка», «Молодая пряха у окна сидит» и так далее. В кабинете истории руками ребят созданы уголки и тематические стенды. Благодаря такой интересной, увлекательной и творческой работе, наши воспитанники имеют представление о том, что такое старинный русский дом-изба. На занятиях кружка расширяются границы этого понятия, рассказывается о традициях, быте, укладе жизни прошлых поколений, одновременно воспитывается у ребят чувство гостеприимства, заботы о порядке в доме.

Духовно-нравственному воспитанию школьников способствует связь с настоятелем церкви Преподобного Сергия Радонежского Мергусовского прихода, к которому относится деревня Селково, отцом Алексеем. Он частый, добрый и желанный гость в нашей школе и в праздники, и в будни. Благодаря ему в церковно-приходских книгах ребята нашли исторические сведения о деревне с начала XVII века и знают, что земли и жители деревни были частью монастырской собственности Троицкого монастыря Сергиевского Посада. Эти свои знания ученики школы отразили на стенде, рассказывающем об истории нашего края, а на символике присутствует и башенка церкви. От знаний истории малой Родины к формированию детской православной души - таков путь и направление воспитательной работы.

В нашей сельской обители, как и по всей стране, особо остро стоит проблема семьи, отношений родителей и детей, в связи с появлением, так называемых, гражданских браков. «Плохое воспитание - начало злу» - писал Иоанн (Маслов). «Истинный убо наш друг есть, который и в несчастии нас не оставляет». Об этом и многом другом, что касается семьи отца Иоанна, о том, каким он был в детстве, как, помогая маме и младшим в семье, как он работал, не отвлекаясь на праздные  развлечения, каким батюшкой, известным и любимым многими людьми, стал, как много книг написал и как помогал людям, я  рассказываю нашим детям, особенно активизировалась эта работа после моего участия в последних Глинских чтениях в январе этого года. Вопросы и проблемы семейных отношений, формирование православных семейных традиций отразились при подготовке и проведении праздника в честь жен-мироносиц «Дня матери». Этот праздник стал в нашей школе доброй традицией. Традиционным стало и присутствие на нем представителей служителей Церкви.

Проблемы семьи и брака, духовно-нравственного становления личности в семье, обсуждаются па уроках обществознания, социологии при изучении таких тем, как: «Самое утреннее из чувств», «Правовые и нравственные основы семьи и брака» и других. Значение семейных православных традиций я объясняю ребятам на своем личном примере. Рассказывая о таинствах, связанных с жизнью православных христиан (Крещении, Венчании и гак далее), о том, как с тяжестью в душе и страхом перед Богом готовилась и шла на исповедь, и, как с поющим сердцем и чистой душой возвращалась с причастия в Святое Христово Воскресенье. Я твердо убеждена, что педагогам и родителям нужно быть примером, сердцем принимать эти нравственные нормы, следовать им в повседневной жизни. Дети учатся тому, что видят у себя в доме. Родители пример тому. В результате кропотливой индивидуальной работы ребята начинают понимать, что любовь и семья в традициях русской православной Церкви воспринимаются как дар божий: кто по-настоящему любит, тот в свете пребывает, истинная любовь бесстрастная, а  любовь как страсть - грех, то есть порок.

Проводя то или иное мероприятие, дело, делая, мы исходим из того, что к делу необходимо относиться с душой, а значит с любовью к самым близким людям, к родителям, братьям и сестрам, сверстникам. Наблюдения показывают, что после уроков духовного общения в поведении ребят происходят изменения к лучшему. Так в одном из разговоров между детьми пришлось услышать: «Усердно - значит с душой, у сердца доброе дело начинается, а значит с милосердием, а за усердием приходит успех». Ученики нашей школы стали чаще смотреть телевизионную передачу «Слово пастыря», а в руках их можно увидеть журнал «Глинские чтения». Показателем положительных результатов в духовно- нравственном воспитании можно считать обращение к религиозной тематике рефератов для экзаменов по обществознанию учащихся 11 класса - выпускников школы. В реферате па темы «Роль религии в жизни современного общества» выпускница изучала и анализировала труды Ивана Ильина, отца Иоанна (Маслова), а на защите реферата звучали такие слова: «Православное богослужение влияет на ум и чувства людей, производя в уме высокие представления,… Христианские храмы являются живыми училищами благочестия для всех людей». Думается, если таких работ наших учащихся со временем будет больше, то и общество наше станет духовно чище.

Мое выступление хочу закончить словами Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II: «Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том,  что само слово «образование» восходит к понятию «образ Божий», который по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке».


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения