На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Батяева И.Д.,

г. Курчатов Курской обл.

«ИСТИННАЯ НАДЕЖДА В НЕПОРОЧНОЙ СОВЕСТИ ПОЧИВАЕТ»

Размышляя над современными общественными проблемами, пытаясь прогнозировать пути дальнейшего развития нашей цивилизации, мы должны отчётливо представлять, что все успехи и беды наши – в проблемах внутренней жизни каждого человека. От их принципиального и исчерпывающего анализа и от выводов, которые будут сделаны из этого обществом, зависит наше будущее.

Будущее мы всегда связываем с нашими детьми: это они – конструкторы и устроители новой жизни. И от того, с какими ценностями вступят они во взрослую самостоятельную жизнь, будет зависеть то, каким станет общество.

Формирование личности будущих граждан – важнейшая задача системы образования любого общества.

Теория содержания современного общего образования представлена в единстве с деятельностью, направленной на формирование всесторонне развитого, образованного и воспитанного человека. В целом содержание образования, по этой теории, должно включать совокупность общенаучных, естественнонаучных, практических и социально-гуманитарных знаний и умений, что позволяет передавать учащимся в процессе обучения те объём и уровень общей культуры, которые достигнуты обществом на данном этапе его развития. Следовательно, содержание образования должно включать все основные компоненты культуры, в том числе традиционную религиозную культуру. А среди важнейших элементов культуры следует отметить не только знания, без которых, в принципе, невозможно ни одно целенаправленное действие, и здесь не только важно охватить разнообразные области знаний и различные виды знаний. Но, что не менее важно, - сведения о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе, и к миру в целом. Причём основной задачей, как нам представляется, является не только (и не столько!) осведомление о мировоззренческой идее, о правилах её использования в опыте анализа каких-нибудь явлений действительности, а – убеждение в истинности идеи, формирование позитивного эмоционального отношения к ней, превращение этой идеи в часть собственного убеждения.

Современная ситуация в общеобразовательной школе характеризуется целым рядом негативных явлений таких как оскудение нравственных понятий и установок школьников, девальвация национальных ценностей, утрата исторической памяти и др. Преодолеть их без обращения к традиционным культурным и историческим ценностям, как показывает опыт, почти невозможно.

Определив для себя теоретическую необходимость обращения к традиционной православной культуре в образовательном пространстве школы, мы должны обозначить для себя конечную цель нашей деятельности. Для верующего человека она ясна и понятна: главное – это спасение. Учение о спасении, разработанное применительно к современному восприятию в трудах схиархимандрита Иоанна (Маслова), позволяет нам ответить на вопрос о сущности и цели воспитания, помогает подобрать необходимые средства для организации педагогической деятельности.

Прежде всего, учение о спасении позволяет нам понять, каким стал человек после грехопадения. Искупительный подвиг Иисуса Христа позволил человеку вернуться в состояние естественное, новое, чтобы он смог стать добрым, честным, человеком с новой душой, сердцем, умом, чувствами. Но человек, в соответствии с учением о спасении, должен этого хотеть, должен направить всю свою волю к развитию духовных сил. Для педагога, призванного оказывать помощь и поддержку в духовно-нравственном становлении ребёнку, важно пробудить его желание стать лучше, помочь найти идеал, которому необходимо следовать, рассказать о тех добродетелях, которые в себе надо взращивать, и о тех средствах, которые для этого необходимы.

В ряду этих добродетелей и спасительных средств особую роль следует отвести совести. Понятие «совесть» (как никакое другое, пожалуй) чаще всего употребляют учителя в своей работе. (Правда, используем мы его, к сожалению, нередко в прямо противоположном по своей сути значении.)

Работа педагога необычайно ответственна, поэтому, о чём бы мы не говорили, и особенно это касается вопросов духовного воспитания, мы должны сами чётко представлять, о чём мы ведём речь. Понять глубинное, истинное значение тех или иных понятий нам помогают труды отца Иоанна (Маслова), прежде всего «Симфония. По творениям святителя Тихона Задонского».

Что есть совесть в человеке? К теме совести отец Иоанн обращается неоднократно и в других своих трудах таких как «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», «Лекции по пастырскому Богословию» и др. Главное, что уясняем мы для себя, работая с этими произведениями, это то, что совесть – всеобщий естественный закон. «Бог, созидая человека, насадил в души его совесть, дабы тою аки правилом управлялся и, что творить и от чего уклоняться, наставлялся. Совесть не иное что, как закон естественный или природный; почему и с законом Божиим написанным совесть сходна. Чего бо научает закон Божий, того изучает и совесть», - подчёркивает святитель Тихон Задонский («Симфония», стр. 956). Неразрывность Божественного существования и совести в человеке – вот те положения, которые, с нашей точки зрения, являются отправными в организации работы педагога с детьми по воспитанию той совестливости, которой нам явно не достаёт в наших детях.

Мы также должны иметь в виду, что «грех затмил в человеке совесть, он не может дать правильную оценку своим поступкам и действиям» («Основы русской педагогики», Маслов Н.В., стр. 25). Значит, для духовно-нравственного возрастания наших питомцев нам потребуется не только объяснить им, что есть совесть в человеке, что она возвещает как нравственная сила духа человеку внутренний нравственный закон, но и показать им, что «если человек, будучи невнимателен к своей духовной жизни, допускает греховные поступки, то совесть в нём начинает усыплять свою бдительность» (там же, стр.64). Следовательно, для каждого необходимо как важнейшее средство духовного возрастания очищение совести. Вот почему работа в данном направлении неизбежно и неразрывно будет связана с формированием у детей веры, воспитания в них добродетелей, убежденности в необходимости покаяния как лучшего средства, успокаивающего совесть.

Как можно это осуществить, работая в условиях обычной общеобразовательной школы? Ответ на этот вопрос не прост.

Семь лет работы в данном направлении убеждают нас в том, что нет более сложного урока, чем урок православной культуры в школе. Проведённые исследования показывают, что более 70% учеников средних и старших классов не хотели бы еженедельно говорить на темы, изложенные в программе по православной культуре. И как бы искусно не строился урок, какие бы современные методики не были использованы, мы неизбежно сталкиваемся с целым рядом проблем: отчуждённость, холодность, непонимание, скрытый и даже открытый (уход с урока) протест… Мы не ставим своей задачей анализ причин этого, главная из них всем очевидна – это неготовность наших детей усваивать преподносимые им истины. Закрытость ума, чувств, ослабление воли, наконец, проблемы с совестью, на которые мы уже ссылались, в большинстве случаев не позволяют нам сразу и напрямую вести диалог с ребёнком. Опыт показывает, что к восприятию «духовной пищи» ребёнка можно и нужно готовить постепенно. И вот такой путь видится нам в интегрированном преподавании православной культуры с другими предметами (прежде всего предметами гуманитарного цикла), если есть достаточный резерв часов по предмету. Или путь использования отдельных элементов интеграции, если имеющегося резерва часов недостаточно; но путь продуманный, осмысленный, позволяющий дополнить основной предмет такой нравственной составляющей, которая придаёт этому предмету новое содержание и колоссальный воспитательный потенциал.

Такой подход к преподаванию заставляет учителя по новому осмыслить само содержание предмета, его концептуальные составляющие.

Обращаясь к нашей теме и к преподаванию истории России, следует заметить, прежде всего, что постановка вопросов, к которым нам необходимо обратиться для воспитания (или очищения) совести, требует иного философского осмысления нашей истории, того исторического пути, который пройден нашим народом в течение всех этих веков. Чтобы понять, что происходило, как происходило, почему так или иначе поступали наши предки, мы должны понять, в чём видели они смысл своего существования, чем руководствовались они, совершая выбор того или иного поступка. Наши учебники, к сожалению, не позволяют детям понять, что дошедшие до нас исторические источники содержат не только очень важную и нужную информацию о происшедших событиях, но и отличаются необычайным сочетанием образности и художественности с глубиной мысли. А мысль эта ведёт нас вслед за их авторами за темой постижения смысла жизни человека и человечества, за поиском ответов на вопросы о смысле и цели существования человека; она позволяет нам увидеть, что центральной темой наших многочисленных «слов», поучений, посланий, сказаний, притч, повестей и т.д. является тема идеала: как должен быть устроен мир, как должен жить каждый человек. Все человеческие идеалы с христианской точки зрения изначально создаются Богом, поэтому познание идеала – это познание Божественного. Вот почему тема сохранения истинной веры и человека как носителя истинной веры, а в связи с этим попытка найти ответы на вопросы о том, как спастись и как избежать греха, как исполнить нравственные заповеди, заложенные Господом в сердце, как сохранить цельность духовной жизни человека, живущей в человеческом сердце и достижимой лишь тогда, когда человек исповедует любовь, которая «превыше всего» - вот тот круг вопросов, к которым мы можем обращать наших детей, работая на уроке не только с текстом учебника, но, обращая их к работе с теми историческими источниками, которые имеются в нашем распоряжении. К их числу относятся «Повесть временных лет» Нестора и «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, сочинения Владимира Мономаха и «Слово о житии Великого князя Дмитрия Ивановича», повествование «О прихождении польского короля ко граду Пскову ратью» и «грамотки» патриарха Гермогена и многие другие. Опыт показывает, что работа на уроке с подобными источниками, их анализ с точки зрения духовного содержания позволяют направить детей к тому главному, что превращает урок, прежде всего, в воспитывающий, а затем - в обучающий. Обращая детей к подобному анализу содержания в работе над историческими источниками, мы тем самым учим видеть не просто участников или свидетелей тех или иных событий, но учим их осмысливать жизнь наших предков с точки зрения нравственных идеалов, тех ценностей, которые являются непереходящими, а значит, обращаем их и к миру их душ, к их сердечкам, в которых хранится и сберегается всё самое ценное, обращаем их к миру совести, измеряющей правильность поступков, чувств, устремлений.

Вслед за этим перед нами открывается ещё один путь, позволяющий учителю на уроке истории помочь ребёнку понять, что такое совесть и как можно и нужно жить с ней в ладу. Это примеры жизни людей, кто умел привести в соответствие свою жизнь с Божиими заповедями. «Не меньшую назидательность имеют примеры жизни святых подвижников благочестия, - указывает отец Иоанн (Маслов) в «Лекциях по пастырскому Богословию». – Пример жизни других людей имеет сильное влияние на наше сердце и волю» («Лекции..»,стр. 96).

Пожалуй, ни один из школьных предметов не содержит столько возможностей непосредственного знакомства с жизненным подвигом наших святых, подвижников благочестия, как история. Нет ни одной темы в курсе истории России, закрытой для подобного разговора. Очень важно помочь детям в поиске их нравственных идеалов, а таких примеров в нашей истории великое множество. Необходимо лишь представить историю не только как цепь сменяющих друг друга событий (именно на этом в основном сосредоточено содержание наших учебников), а озвучить её тем поиском смысла жизни конкретными людьми, о котором мы уже говорили.

В качестве примеров хочу остановиться лишь на одной группе из них. Говорю о группе примеров потому, что это целое направление в воспитательной работе учителя как нам представляется. Это касается темы воспитания девиц, которая уже не раз была заявлена на чтениях. Воспитание совести, совестливости и женского целомудрия стоят настолько близко друг к другу, что обойти этот вопрос мы совершенно не можем. Главное, к чему мы должны стремиться – воспитать будущую верную супругу, заботливую мать, согревающую своим теплом семейный очаг. Сегодня о демографических проблемах снова заговорили, благодаря нашему Президенту. Но ещё раньше в октябре 2004 года в храме Христа Спасителя прошёл церковно-общественный форум «Духовно-нравственные основы демографического развития России», учредителем которого были Московская Патриархия при содействии Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко и общественной организации «Деловая Россия». На форуме было принято обращение, в котором в частности говорилось: «Семья – это не только частное дело людей, вступающих в брак, но и одна из форм христианского служения Богу и отечеству. Брак, строящийся на Богом данной любви, на взаимной поддержке друг друга супругами, которые самоотверженно воспитывают детей, является основой благополучия общества и государства» («Журнал Московской патриархии», 2004 год, №11, стр.62). Вот к такому служению и необходимо готовить нам наших девочек, девушек. История полна примеров, на которых мы можем показать такой путь и результаты такого пути. Причём, формируя нравственные идеалы девушек, мы и у юношей сформируем идеал спутницы жизни. Понимая, что наши героини жили в иное время, заметное отличное от нашего, мы вместе с тем можем и должны показать, что многое не подвластно времени. Не могут измениться представления о женской чести и женской верности, поэтому всегда одинаково влияет на детей рассказ о подвиге Евпраксии Рязанской, о котором рассказала нам «Повесть о разорении Рязани Батыем». Скупым (потому что описать этот порыв навстречу смерти трудно и больно), но ёмким языком летописец рассказал нам о том, как, узнав о том, что муж её князь Фёдор, не согласившийся «водить.. нечестивому царю жён своих на блуд», убит Батыем, она «горести исполнися, абце ринуся из превысокого храма своего с сыном своим Иваном на среду земли и заразися до смерти». Евпраксия жертвой-призывом к лебединой верности роду, родным, Родине, привязанностью к мужу-воину заложила поражение врагов, пришедшее на поле Куликовом. Здесь и сила женской любви, и хранение чести, и то высокое чувство любви к своей Родине, которое можем воспитывать мы, обращаясь к подобным примерам.

Быть матерью девочек тоже надо учить. Конечно, прежде всего, это должна делать мама в семье. А на уроке мы можем продолжать эту работу. И этот материал тоже может органично вписаться в канву урока. Приведу только один пример. У нас есть отдельная тема урока, посвящённая Ярославу Мудрому. Очень уместным здесь оказывается обращение к образу его жены княгини Ирины. Вспомним с детьми притчу о талантах и увидим, как приумножала и развивала она в себе таланты, которые изначально дарованы были ей Богом: проницательный ум, стойкость и неженская отвага, отличное умение вести дела политического и хозяйственного характера, щедрость и снисхождение к нижестоящим, любовь и уважение к родным, а позднее - миротворчество, забота о государственных делах (причём исследователи отмечают наличие острого государственного ума у княгини), а также об установлении добрых отношений со Скандинавией. Перед нами портрет настоящей деловой женщины как сказали бы сегодня. Разве не достойно это сегодня подражания? Но этот портрет был бы совершенно не полным, если бы мы не сказали и о другом, не мене важном и значимом. Княгиня стала матерью большой и замечательной семьи: у неё было семеро сыновей и пятеро дочерей. Все они получили отличное образование (включая знание нескольких языков) и являли пример нравственности и православного благочестия. Об этом можно судить по «Похвале святому князю Владимиру» митрополита Иллариона, где сказано: «…посмотри на внуков и правнуков твоих, как содержат они благоверие, тобой переданное, как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются Его имени!» На долю многих детей Ярослава и Ирины выпало немало испытаний. В них все они показали стойкость и мужество, достойные своей замечательной матери. Кроме того супруги наравне с родными детьми предоставляли гостеприимный кров, воспитание и родительскую заботу детям тех европейских государей, которые оказались в трудном положении (например, дети английского короля Эдвин и Эдуард, сын Олава Святого Магнус). И наряду со всем этим – забота о распространении христианства, основание первых монастырей в Киеве, забота о строительстве Киевской и Новгородской Софии… Трудно что-нибудь добавить даже просто к такому перечислению тех качеств и свойств личности этой удивительной женщины, жизненный путь которой достоин восхищения и подражания и может помочь нашим юным созданиям не совершить ошибок, жить по слову Божиему, сохранить своё сердце и совесть в чистоте или хотя бы попытаться приблизиться к этому.

Ещё одна важная грань в работе по данному направлению была подсказана нам отцом Иоанном (Масловым), когда мы знакомились с его трудами, связанными с Оптиной пустынью и учением оптинских старцев. Надо прежде сказать, что материалы эти используются нами при изучении духовной жизни Росси в 19 веке. Следует подчеркнуть, что более доходчивых, убедительных и ярких слов о старцах и сути старчества нам подобрать не удалось. Вот перед нами рассказ о пастырстве иеросхимонаха Льва. Обратимся к следующим словам: «Вся братия стекалась в келию старца со всеми вопросами духовной жизни. Старец в белой одежде, в короткой мантии был виден из-за круга учеников своих, которые стояли перед ним на коленях, и лица их были одушевлены выражениями разных чувств. Иной приносил покаяние в таком грехе, о котором не помыслил бы не проходивший послушание; другой со слезами и страхом признавался в неумышленном оскорблении брата. На одном лице горел стыд, что не может одолеть помыслов, от которых желал бы идти на конец света; на другом выражалась хладнокровная улыбка неверия – он пришёл только явиться наряду с другими к старцу и уйти неисцелённым, но и он, страшась проницательного взгляда старца и обличительного слова, потуплял очи и смягчал голос, как бы желая смягчить своего судию ложным смирением… Здесь видно было истинное послушание, готовое лобызать ноги старца; там немощный, отринутый миром, болезненный юноша не отходил от колен отца Леонида, как от доилицы ея питомец. Между прочими видна была седая голова воина, служившего некогда в отечественной брани и теперь ополчившегося под начальством такого искусного вождя против врагов невидимых». («Лекции по пастырскому Богословию», стр. 279-280)

В этом коротком описании мы найдём целый ряд вопросов, относящихся к нашей теме, на которых мы можем остановиться в ходе рассказа по теме урока. Здесь и мудрый наставник, умевший жить, сохраняя свою совесть в чистоте, и необходимость и великая сила очищения совести покаянием, и пути борьбы с нашим неверием, и ошибки наши, совершаемые в разном возрасте, а вслед за этим ещё и ещё раз необходимость покаяния и очищения совести…

В своём учении оптинский старец Амвросий хранение совести неразрывно связывает со страхом Божиим. «Крепко (нужно) держаться страха Божия и хранения своей совести, так как это более всего содействует христианину удерживаться на настоящем пути» (цитир. по книге «Лекции по пастырскому Богословию», стр. 343). Думается, что это положение в нашей работе является очень важным: рядом с детьми сегодня не так уж много жизненных примеров, жить по совести сегодня не очень принято. (Значит можно и обойтись без совестливости, все живут так и ничего?!) Вот почему следует напоминать и о Страшном суде, о и том, что ничего не забывается и не проходит, что за каждый наш поступок нам придётся отвечать. А в истории мы найдём для детей примеры не только того, что и в этой жизни мучения совести не оставляют человека (вспомним как святитель Тихон Задонский говорит об Иуде, вспомним и слёзы раскаяния апостола Петра), но и примеры того, как Господь наказывает тех, кто не слушает своей совести. Вот князь Святослав. Князь-воин, полный воинской отваги и благородства, никогда не нападавший без предупреждения («Иду на вы!»), умевший разделить со своими дружинниками все тяготы военных походов. А каков финал жизни? Бесславная совершенно гибель на Днепровских порогах от печенегов. А почему? После стольких побед! Детям надо помочь понять, что честолюбивые помыслы уводили князя от духовной жизни. Несмотря на увещевания матери княгини Ольги он не принимает святого крещения, остаётся язычником, тем самым, совершая ещё и грех непослушания. «Плод преслушания есть беспокойствие совести, которая непослушанием и законопреступлением раздражённая не престаёт обличать, беспокойствовать и снедать человека», - поясняет нам Тихон Задонский («Симфония», стр.961). Вероятно, именно в таком состоянии и находился Святослав при встрече с печенегами, и Господь наказал его нераскаявшегося, не сделавшего выводов, ослушавшегося своей мудрой матери.

Вероятно, у многих есть в духовной библиотечке дома книга «Опыт построения исповеди» (или «Пастырские беседы о покаянии в дни великого поста»), составленные по материалам бесед недавно почившего архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Работа с этой книгой подсказала нам, во-первых, целый ряд тем для бесед с детьми во внеурочной работе, а во-вторых, в ней едва ли не каждая строка – это обращение к совести. В беседе о 5-й заповеди блаженства («Блаженны милостивии: яко тии помиловании будут»), обличая наше воровство, батюшка говорил: «…христиане обязаны по званию своему быть особенно честно работающими. Всякое дело делать, как порученное самим Господом, наблюдающим, с каким усердием, честностью и добросовестностью мы работаем» («Опыт построения исповеди», Издание Псково-Печерского монастыря, 1992, стр.86). Проверьте свою совесть, взывает к нам батюшка, работаете ли вы все положенные часы, ни на что не отвлекаясь, с полной отдачей сил, знаний и терпения?! За честность и добросовестность исполнения любого дела мы отвечаем перед Тем, Кто нас на это дело поставил, напоминает он нам. Это очень важные моменты, с нашей точки зрения, на которых мы можем и обязаны останавливаться в своей работе. Обязаны потому, что нежелание трудиться – это очень серьёзная проблема сегодня. А можем потому, что в курсе истории примеров самоотверженного труда великое множество. Темы экономического развития нашей страны могут быть наполнены соответствующим содержанием, и тогда, может быть, нам удастся сформировать и ту ответственность за любое порученное дело, о которой говорил отец Иоанн (Крестьянкин), и научить обращаться к своей совести как к главному контролёру за своей деятельностью. И наряду с этим, безусловно, мы каждый раз, когда это возможно, должны рассказывать о наших удивительных меценатах, о тех, кто вкладывал и вкладывает свои личные сбережения в богоугодные дела, кто служит людям бескорыстно своим трудом.

И, наконец, рассматривая любой вопрос на уроке, учитель может красной нитью проводить мысль о том, что любое общество, в котором нет представления о нравственном законе, обречено, у него нет шансов на выживание при всей развитости экономики. С другой стороны, никакая экономика не заработает, если люди потеряют к другу элементарное доверие, если их единственной целью будет задача обогатиться любыми средствами. И ожидать, что в обществе появится некое самое совершенное законодательство, которое наведёт порядок во всём, не приходится, если в людях молчит голос совести.

Нам кажется, что тема, обсуждаемая на конференции, содержится в каждом элементе работы по духовно-нравственному воспитанию. Если оно ведётся в системе, то эта работа найдёт своё продолжение и во внеурочной работе, и в индивидуальной работе с детьми, и в работе с родителями. Учитель найдёт её везде, ибо знает, что «всякое дело надо согласовать с совестью, а затем делать» («Симфония», стр. 959). Поэтому лучший советчик в этом вопросе – это собственная совесть, и если мы будем «чаще смотреть в совесть свою» (там же, стр.960), то с помощью Божией возможно нам и удастся помочь нашим детям в очищении совести и в формировании тех добродетелей, которые приведут их к спасению.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения