На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Авраменко Татьяна,

Студентка 4 курса РГУ им. С. А. Есенина

Проблема воспитания как проблема спасения
По трудам В.В.Зеньковского

«Реальность мучительного раздвоения создает особую потребность внутренней целостности,и эта потребность является одним из существеннешиих фактов духовного развития. Однако в самой потребности победить внутреннее раздвоение скрыта и опасность, поскольку это искание целостности не укоренено в объективной, трансцендентной Реальности. В поисках внутренней целостности мы очень легко можем удовольствоваться суррогатами и миражами, найти не духовное, а чисто психологическое разрешение внутреннего раздвоения нашего. Оттого в духовном развитии так нужен опытный руководитель (какими являются в Православии «старцы»), ибо самому человеку нелегко разобраться в том, насколько свободен он от мнимого разрешения своих исканий

Восстановление грешности предполагает развитие всех сил, всех сторон в человеке,но не то «гармоническое» их развитие, которое не отвечает ни внутренней структуре человека, ни условиям его созревания,— а развитие, соблюдающее иерархический принцип в конституции человека В свете христианской антропологии этот иерархический принцип требует такого «устроения» человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте своей» («Что и как воспитывать»).

Исходя из высказанной идеи, можно сделать определенный вывод о совершенно особом русском складе ума и сердца, которое издревле воспитывалось в церковной ограде под опекой монаха или священника; он и учил, и одновременно следил за развитием души воспитуемого, за наклонностями и интересами опекаемого. И часто сам авторитет учителя был на высоте положения, то есть на высоте духовного звания, пока, конечно, образование не вылилось в бурсачество по западному образцу.

Второй аспект заявленной идеи - полнота жизни человека. Сейчас эту проблему пытаются решить примитивным разнообразием, выработкой полудисциплин, которые изучают частные аспекты какой-либо науки. И вместо полного развития дети получают искусственный набор «свеженаучных» дисциплин. А собственно полнота предполагает Ш1дивидуальный охват каждой души, восполнение слабых сторон сильными подпорками более развитых начал. Опять же это подчеркивает необходимость интимно-духовной связи учителя и ученика. Такая связь возможна только в рамках Церкви. Вместо этого государство готовит армию психологов, которые в своем «искусстве душезнания» касаются лишь поверхностных, житейских и порою чисто физиологических основ души. Впрочем, армию «настоящих» духоносных священников, а тем более «старцев», подготовить не так просто, если такое вообще возможно.

«Тема воспитания в исцелении духовного начала, в нас живущего,— но это исцеление, по самому своему существу, не может быть делом одного лишь «воспитания», ни результатом саморегуляции. Тема воспитания, как исцеления духовного начала, может быть правильно поставлена, лишь как тема спасения и искупления. Только в такой постановке тема воспитания получает свой надлежащий смысл, как подготовка к жизни в вечности уже здесь на земле. Это и есть путь к восстановлению целостности в человеке которая не заключается ни в простой гармонизации cm человека, ни в торжестве духовного начала в его «естественном» строе» («Что и как воспитывать»).

То есть, у воспитания есть конкретная цель - спасение. Эта цель почт всегда выпадает в любом образовании. Она выпадает потому, что не жизнеустойчива. Она размывается в потоке стремлений кем-то стать в злой жизни, как-то утвердится, как-то без проблем переживать эту жизнь. А между тем, цель эта предполагает свободу от привыкания к посулам земной жизни. По сути, всякое глубокое увлечение, всякое положительное стремление в чем-то до конца разобраться - есть уже пристрастие. Попробуйте всякого увлеченного человека попросить оставить все и заняться чужими проблемами или хотя бы другу помочь в ином деле, ему не интересном. Вы увидите пресную физиономию с оттенками недовольства и раздражительности. Единственное, что уравнивает спасение каждого - пост и молитва.  И никакое всеобщее равное среднее или высшее образование не приведет душу ко спасению, если вкладывать в него лишь развитие интеллекта и творческих сил.

«Мы вновь возвращаемся здесь с новой стороны к проблеме «очищения сердца». Необходимые для морального творчества (могущего помочь духовному устроению нашему) мотивы мы найдем лишь в религиозном вдохновении, которое и есть поэтому главный фактор духовного просветления, духовного устроения. Не в организации внешнего поведения (чем, конечно, не отвергается точение поведения), не в устроении и развитии морального разума, а только в религиозных вдохновениях сердца дою/сны мы искать главный фактор духовного созревания... Говоря глубже, «методы» в строгом смысле неприложимы к духовной жизни как таковойименно потому, что она не всецело зависит от нас, что ее устроение определяется не одними ломи, но и силой Божией. Духовное воспитание не может быть поэтому всецело «технично», не мажет быть обеспечено никакими «.методами».

Вся тайна (mysterium) свободы как раз и заключается в том, что акты свободы суть свободные, т. е. не подчиненные закону причинности проявления духа» (« Что и как воспитывать»).

Интересен момент вдохновения. Действительно, ему научиться и научить без помощи свыше невозможно. Но здесь вкрадывается не менее интересный предикат, а именно, что говорить о вдохновении можно тогда, когда оно было однажды переживаемо и в настоящий момент желаемо. Два аспекта: фактический и волевой являются самыми актуальными проблемами для современности. Идет невероятный прессинг информации, в которой трудно уловить и зафиксировать хота бы отблеск искреннего переживания вдохновения, а с другой стороны идет прессинг на понижения активности человека, превращение его не в излучатель, а в механический приемник информации. Именно новое в каждом человеке трудно уловить и систематизировать. Однако в христианстве всякое новое проходит проверку на подлинность и соответствие канонам. Поэтому только христианство в лице православия может сохранять традицию в Первозданном виде, не позволяя новым волнам размывать столпы, основанные на камне. Всего нового надо всегда опасаться, живя по формуле «нет ничего нового под солнцем», но не сравнивать каждого человека по шаблону, учитывая то «новое» в смысле только ему принадлежащую данность.


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения