На главную страницу
Глниские чтения. 27 июля 2006 г.


ИЗ ДОКЛАДОВ, ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ СЕКЦИОННЫХ ЗАСЕДАНИЙ ГЛИНСКИХ ЧТЕНИЙ
27 июля 2006 г.

 

ШЕРЕМЕТЦЕВА Л.В., директор Центра духовного просвещения управления образования и науки Белгородской области

(о работе учреждений образования области по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, как много делается в области, сотрудничество с епархией, особое внимание - подготовке педагогов, сотрудничество с Московской педагогической академией):

 

- «Учитывая невозможность пока еще решения проблемы духовно-нравственного воспитания на федеральном уровне, представляется необходимым выстраивание системы духовно-нравственного воспитания на уровне региональном, в рамках регионального компонента образования, и на уровне образовательных учреждений в рамках школьного компонента»;

 

1. В области успешно реализуется межведомственная программа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.

2. Заключено соглашение о сотрудничестве с Белгородско-Оскольской епархией.

3. Белгородский  институт повышения квалификации заключил договор о сотрудничестве с Московской педагогической академией. Успешно прошли курсы в апреле 2006 года.

 

 

ПЕТРОВА С.А., ведущий социолог Академии последипломного образования, Минск, Беларусь

(о системе подготовки педагогов к работе по духовно-нравственному воспитанию в Республике Беларусь, педагоги изучают историю и основы православной педагогики):

 

- «Деятельность Академии последипломного образования по духовно-нравственной образованию педагогов  проходит в рамках сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью»;

- Профессорско–преподавательским составом академии разработаны и читаются лекции для разных категорий слушателей по истории и основам православной педагогики и по другим темам духовно-нравственной направленности.

 

 

ПИРОГОВ М.Н., г. Могилёв, Беларусь:

(о нравственной силе женщины, ее влиянии на жизнь семьи и  общества)

- «Удивительна история обращения Киреевского к православной вере». «Благодаря жене (Наталье Петровне Арбеневой) началось его духовное возрастание». Благодаря ей он попал под влияние духовных старцев Оптиной пустыни: свв. Леонида, Моисея, Макария, Амвросия;

- Киреевский под влиянием супруги пришел к вере, стал читать святоотеческие труды. Впоследствии, вместе с супругой, Иван Васильевич, по благословению митрополита Филарета, вместе с  Оптинскими монахами, начал издание свв. отцов: Аввы Дорофея, Исаака Сирина, Максима Исповедника, Иоанна Лествичника и др.;

- И.В.Киреевский за свои труды был похоронен в Оптиной пустыне. Наталья Петровна, его супруга, – единственная женщина, имя которой неоднократно упоминается в «Оптиной летописи».

 

 

ПОЗДЕЕВА С.Б., Зав.библиотекой лицея №11 им.Т.И.Александровой, библиотекарь высшей категории, «Отличник народного просвещения России», г.Йошкар-Ола

роли библиотек в истории России, в работе по духовно-нравственному воспитанию; библиотека лицея – единственная в Республике Марий Эл – центр духовно-нравственного и патриотического воспитания, принята специальная программа, цель которой – формирование духовно-нравственных ориентиров у подрастающего поколения):

 

- «Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал библиотечных и музейных работников «последними святыми на Руси»;

- «Растет количество детей и юношества, интересующихся возвышенной, высоконравственной литературой»;

- «Девизом в наше профессиональной деятельности должны быть слова о.Иоанна Маслова: «Сейчас в мире царит тьма духовная. Вот мы и должны быть светом и солью».

 

 

СИЛАЕВА Л.С., начальник Управления образования Администрации Боровского района Московской области

(в Боровском районе Московской области складывается система работы по духовно-нравственному воспитанию детей на основе межведомственного подхода («работать сообща»); особая роль отводится учителю, его желание пересмотреть свои мировоззренческие позиции встречает понимание у Администрации района – проводятся семинары, курсы, встречи с родителями):

 

«Наша идея – воспитание национального духовного характера. Это – главное, это – на века. Отсюда придет возрождение России».

 

 

БОРИСОВА Н.П., учитель истории Селковской школы г.Сергиев Посад Московской области

(Сергиево-Посадская земля – земля особая, святая, она ко многому обязывает, очень многое делается учителем и на уроках истории, и после уроков; особая роль в воспитании храмов, священника; проблема семьи, роль женщины – проводят «День матери»; личный пример учителя и родителей решает всё; в детях произошли перемены к лучшему, роль Глинских чтений, читают журнал «Глинские чтения»):

 

- «Мы живем на святой Сергиево-Посадской земле, где когда-то жил Преподобный отец Сергий, где совсем недавно жил и проповедовал поминаемый ныне схиархимандрит Иоанн (Маслов)»;

- «Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются собственными усилиями». В процессе обучения нравственные знания «должны стать прочувствованным опытом»;

- «Я рассказываю нашим детям о семье отца Иоанна, о том, каким он был в детстве, как помогал маме и младшим в семье. Особенно активизировалась эта работа после моего участи в последних Глинских чтениях в январе 2006 года»;

- «Наблюдения показывают, что в поведении ребят происходят изменения к лучшему. Они чаще смотрят передачу «Слово пастыря», в их руках можно увидеть журнал «Глинские чтения». Они обращаются к религиозной тематике в рефератах, на экзаменах. Одна выпускница написала о роли православного богослужения для человека».

 

 

ФИЛАТОВА Т.С., учитель истории школы № 1861 г.Москвы, заслуженный учитель РФ, Почётный работник образования г.Москвы

(о методах воспитания, об искусстве учителя, о том, как надо воспитывать у ребенка совесть и другие внутренние качества):

 

- «Перед современным учителем стоят сложнейшие задачи: давать прочные и глубокие знания, одухотворять процесс познания, усиливать воспитательный компонент, обогащать внутреннюю опору в самом ребенке. Внутренней опорой ребенка должны стать совесть, стыд, ответственность и долг»;

- «Воспитание совести, стыда, ответственности и долга – одна из самых утонченных сфер духовного и нравственного совершенствования личности. О совести можно знать, но быть бессовестным, не иметь своих святынь и правил. Совесть лишь тогда становится стражем поведения, когда живет в душе, когда идет постоянная внутренняя работа ума и сердца. Пробуждать в душе угрызения совести должен строгий взгляд учителя, недовольного тобой, тревожные глаза матери и непролившиеся, засохшие от обиды слезы близких»;

- «Остаться наедине со своей совестью, мысленно посмотреть на свои поступки со стороны самых добрых и честных людей, которых уважаешь, и собственными глазами увидеть неприглядность своего поведения - это великое пробуждение совестливости, стыда. Душевные волнения, сопутствующие стыду, равносильны переживанию наказания. Искусство учителя, воспитателя состоит в том, чтобы заменить наказание, где это возможно, муками совести, стыда, но не унижать, не оскорблять ребенка, подростка, юношу или девушку»;

- «О высоких истинах надо говорить с детьми тонко, умно, ненавязчиво».

 

 

О.АЛЕКСИЙ, настоятель храма прп.Сергия Радонежского пос.Лесниково

Курганской области, МИТРОФАНОВ П.Г., проректор Лесниковского сельскохозяйственного института, д.т.н., профессор и др.

(о возможностях духовно-нравственного воспитания молодежи в сельскохозяйственном вузе, в условиях посёлка, о роли церкви и священника):

 

- «Изменится наше отношение к Богу – значит, изменится и нравственное состояние»;

- «Наша сельскохозяйственная область находится в плачевном состоянии. Трудно нашей неокрепшей молодежи устоять от искушения. Студенты, считается, взрослый народ, но жизненного опыта у них нет, родители у многих далеко. «Природа не любит пустоты», и вот они эту пустоту заполняют спиртными напитками (хотя сельхозакадемией многое делается). Поэтому с первых дней своего служения отец Евгений обратил большое внимание на воспитательную работу среди молодежи, была открыта воскресная школа для детей и взрослых. Многое делается. В будущем мы должны еще в большем объеме развернуть работу»;

- «Через десятки лет наша работа принесет плоды. Зазвенели колокола русских храмов, наполнив нас предчувствием будущего величия России».

 

 

ДЕНИСЕНКО И.М., преподаватель школы-интерната г.Волгодонска Ростовской области

роли образовательных форумов в жизни учителя ( таких, как Глинские чтения), о работе с «Симфонией» о.Иоанна (Маслова), о значении монастырской педагогики и вообще о значении книги Н.В.Маслова «Основы русской педагогики», о собственном опыте автора, работающего с больными детьми):

 

- «Мы очень давно не задумывались, что же такое совесть! Это слово скоро можно будет отнести к устаревшим понятиям»;

- «Был [среди опрошенных детей в коррекционной школе-интернате] и такой ответ: «совесть – это слабость человеческая» (?!);

- «Если будут отвергнуты догматы веры, то нравственные требования лишатся опоры, будут неустойчивы, ничем нельзя будет доказать их безусловную обязательность для всех людей»;

- «Большую помощь в работе оказывают образовательные форумы и, конечно, литература, в которой осмысливается духовное наследие Боговдохновенных старцев... Нисколько не умаляя трудов наших великих святителей, нам все же более близки и понятны труды наших современников. Очень хорошо работать с «Симфонией» архимандрита Иоанна (Маслова). Это действительно настольная книга… Особенно ценно, что эта духовная литература рекомендована Министерством образования РФ»;

- «Монастырская педагогики очень актуальна и востребована в интернатных учреждениях. Книга д.п.н. Н.В. Маслова «Основы русской педагогики» - энциклопедия российского учителя. В ней определена цель воспитания как раскрытие воспитаннику цели и смысла жизни. При проведении опроса почти никто из взрослых не смог вразумительно ответить на вопрос о смысле жизни. Дети отвечали: чтобы учиться; иметь семью и растить детей; не пить и не курить; для счастья и хорошей жизни; искупить грехи. Кроме поставленной цели, в книге определены и пути её достижения… Вот я прочитала, что стремлением к развлечениям мы пытаемся заглушить живущую внутри муку разобщения с Богом, и что после развлечения мука просыпается с новой силой… Теперь телевизор я смотрю крайне редко»;

- «Несмотря на серьезность представленного материала, книга «Основы русской педагогики» читается и воспринимается легко, на едином дыхании. Хочется «проглотить» всё сразу. Такая литература, образовательные форумы – струя свежего воздуха, дающего силы идти дальше по земному пути и еще пытаться кого-то вести за собой. Так как я работаю учителем, то не хотелось бы, чтобы слепой вел слепых (по Евангельском предупреждению)».

- «Показателем нашей работы служат судьбы выпускников».

 

 

ЩЕЛКУНОВА С.А., Учитель русского языка и литературы школы №22 г. Сергиев Посад Московской области, учитель 1 категории

(об использовании на уроках литературы книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского», о качественно новом уровне образовательно-воспитательного процесса в школе при использовании этой книги):

 

- «Использую «Симфонию» при изучении в 5 классе сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева», в 6 классе – при изучении повести А.С.Пушкина «Метель» (обращение к теме человеческого счастья) тайны брака и супружества), в 7-м классе запланирован урок «Русские женщины». «Симфония» является неоценимым источником духовных понятий при подготовке к таким урокам»;

- «Самым интересным и результативным является обращение к «Симфонии» при изучении в 8 классе повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

- «Без таких понятий, как «грех», «греховность», «душа», «страх Божий», «страшный суд», «спасение» невозможно полноценно изучить гениальные произведения русских авторов.

- «Опыт изучения программных произведений русской и зарубежной литературы, базирующийся на основных духовно-нравственных понятиях, собранных в «Симфонии» схиархимандрита Иоанна (Маслова), свидетельствует о качественно новом уровне образовательного и воспитательного процесса в средней школе».

 

 

ЧЕРНИКОВА В.И., г.Орёл

(о значении житийной литературы для воспитания современников, жития как живой опыт, святые -  как живые образы для подражания; составление патериков и отечников в российской истории и в наши дни; о книге автора «Наши заступники на небесах»):

 

- «На житийной литературе формировался нравственный идеал народа… Это было нравоучительное чтение, и через него россияне приобретали ориентиры в окружающем мире, научались различать добро и зло»;

- «Свет святых просвещал души соотечественников»;

- «Наши заступники на небесах»;

- «Свет их подвигов, их учения сияет неземной красотой перед всеми человеками. Их мудрые мысли и поучения драгоценны, как плоды святого опыта. Это – наша национальная идея, которая поможет нам спастись и дать силы России стать защитницей и спасительницей Вселенского православного мира».

- «Жития святых способны стать источником живой воды для воскресения сердец юных граждан России».

К оглавлению

ПОДРОБНОСТИ

На этой странице мы публикуем аннотации наиболее содержательных докладов и тезисов, присланных в Дирекцию Глинских чтений и прозвучавших на секционных заседаниях 27 июля 2006 г.


    Пусто165

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения