На главную страницу
 
Глинские чтения. 27 июля 2006 г.

Аксеничева В.,

г. Рязань

Значение русской классической поэзии для формирования  духовно-нравственного идеала современного общества

В.С.Соловьёв в статье «Что такое Россия?» говорит о том, что русский народ, выражая свой национальный идеал, называет родину свою всегда только «Русью Святой»: «Вот идеал: и не либеральный, не политический, а идеал нравственно-религиозный».

Поэтому вызывает удивление тот факт, что исследователи русской литературы, вплоть до наших дней, характеризуя творчество русских писателей и поэтов, о религиозной стороне их творчества, об их православных взглядах, говорят скупо и кратко. А в школах и институтах об этой теме часто вообще умалчивают, как будто стесняясь, признать очевидное. А между тем речь идёт не просто об одной из сюжетных линий творчества, а о духовной основе всей русской литературы.

Великий русский мыслитель Николай Александрович Бердяев об этой духовной основе писал так: «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни».

В своем докладе мы рассматриваем три ключевых вопроса:

 

- религиозные сюжеты в творчестве русских поэтов II  половины  XIX века;

- нравственные болезни общества: религиозно-философская точка зрения русских поэтов на примере анализа стихотворений «Наш век» ТютчеваФ.И., «Век» Полонского, «Прочь идеалы» Майкова А.Н.;

- значение русской классической поэзии для формирования духовно-нравственного идеала современного общества.

 

К середине ХIX столетия в русской литературе утверждается реалистическое направление. Писатели и поэты, обращаясь к окружающей их действительности, оценивают новые общественные тенденции и идеи с религиозно – философской точки зрения. Они в своем творчестве осуждают все нарастающее стремление человека к земным сокровищам,  к отступлению от Божественных заповедей. В обществе, по их мнению, все более и более развиваются  «нравственное заболевание духа» («не плоть, а дух растлился в наши дни» Тютчев Ф.И.). Первопричину нравственного упадка и «растления духа» поэты видели в безверии и возвышающейся гордыни современного им человека.

Наш современник, не смотря на успехи цивилизации, достижения научно – технического прогресса, по-прежнему благороднее не становится. Разум и совесть обличают нашу безответственную жизнь, не преображенною высшим смыслом, и потому лишенную подлинной радости бытия. Искусство играет совсем не последнюю роль в пробуждении высоких нравственных принципов, скрытых в душе и сердце каждого человека. По словам Гончарова Я.П. искусство призвано довершать воспитание, совершенствовать человека. На наш взгляд, разговор о русском искусстве, в частности о поэзии, вообще не возможен в отрыве от духовной христианской основы. Поэтому, возможно, что, пропагандируя отечественное искусство с точки зрения глубоко – религиозного осмысления бытия русскими художниками, скрытого в нем, мы сможем пробудить истинную любовь к этому творчеству в молодом поколении.

Христианин не должен быть безучастным. Если нам есть что сказать современному обществу, мы должны говорить об этом. Иван Алексеевич Ильин писал: «христианин призван не бежать от мира и человека, отвергая, проклиная их, но вносить свет Христова учения в земную жизнь и творчески раскрывать дары Святого Духа в ее ткани. А это значит создавать христианскую культуру на земле».


На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения