Петракова Т.И.,
доктор педагогических наук, профессор
«СОВЕСТЬ» И ДРУГИЕ ПОНЯТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ В НОВОМ «ТОЛКОВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ»
I. «Толковый педагогический словарь», адресованный широкому кругу читателей, является сводом понятий в сфере педагогики, в области духовно-нравственного воспитания.
«Словарь» был сформирован в результате многолетней работы редактора этого издания Н.В.Маслова над докторской диссертацией, вылившейся в монографию «Основы русской педагогики».
В «Словаре» отражены толкования основополагающих педагогических понятий лучшими русскими педагогами (прежде всего, святителем Тихоном Задонским, а также Глинскими старцами) - святыми отцами, которые, по выражению одного исследователя, «подтвердили правильность своих воззрений как опорой на евангельские истины, так и подвигом своей жизни, высокими нравственными установками», то есть, если можно так сказать, подтвердили теорию практикой.
Работая над книгой «Основы русской педагогики», автор опирался на духовное наследие схиархимандрита Иоанна (Маслова) – выдающегося педагога, священника, богослова XX века, который сумел в доступной форме донести до современного читателя всю жизненную и богословскую мощь святоотеческого учения применительно к положениям православной педагогики, найти адекватные языковые формы и соответствия, не исказив ни на йоту их «чистого смысла». На примере Глинской пустыни отец Иоанн проследил историю русского Православия, определил роль и значение монастырей в жизни русского народа, показал их влияние на все стороны жизни России, в том числе, на становление и развитие русской педагогической школы. Важно также отметить, что Глинские старцы в своих творениях опирались на лучшие образцы мысли замечательных русских подвижников, труды таких выдающихся русских святых, как святители Тихон Задонский, Дмитрий Ростовский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский и др. Вместе с тем, сочинения русских святых являются составной, органической частью всего святоотеческого наследия. «Что прежде всего бросается в глаза при изучении русского аскетического наследия? – пишет Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. - Это его единство с духовным опытом святых отцов-аскетов древних времен. Единство это является свидетельством верности русских подвижников не только Священному Преданию Церкви Христовой, но и духовному величию достижений святых подвижников первых веков христианства». Поэтому читатель найдет в словаре цитаты и из их творений (свт. Иоанна Златоуста, св. Иоанна Кассиана и др.).
Словарь назван «педагогическим», так как он охватывает, прежде всего, круг понятий, связанных с воспитанием, образованием, совершенствованием духовно-нравственной сферы личности: «душа», «ум», «добродетель», «дружба», «любовь», «достоинство», «усердие», «чувства», «пример», «познание» и др. Причем, читателю предлагается не просто познакомиться со смыслом того или иного слова, но и узнать, каким путем можно обрести то или иное качество, свойство. Так, в словарной статье «Ум», помимо свойств ума, раскрывается, каким образом нужно его хранить («Хранение ума»), описывается, почему ум человека утратил ясность и проницательность, даются конкретные советы по обретению этих качеств. В статье «Чувства» говорится не только о свойствах чувств, их иерархии и о необходимости их воспитания, но и о том, каким образом это сделать (хранить, обуздывать чувства). То есть в словаре даются конкретные методические советы по поводу того, как работать над чувствами, над душой, над сердцем, приводится методика воспитания и самовоспитания, опирающаяся на проверенный временем святоотеческий опыт.
Следует также отметить, что, делая акцент преимущественно на педагогические знания, составители словаря старались вписать их в более широкий контекст, включив в книгу понятия, которые можно условно разделить на следующие блоки: о Боге («Бог», «ангелы», «Православие», «святость» и др.), о человеке («человек», «самопознание», «нравственность», «духовность» и др.), мир как Вселенная («вечность», «Вселенная», «природа», «Солнце» и др.), государство («Родина», «характер русский» и др.) , общество («труд», «дела», «блага материальные» и др.), семья («семья», «брак», «благополучие», «женщина» и др.).
Словарь назван «толковым», поскольку он содержит ясное, понятное истолкование, объяснение каждого слова, каждого значения. Например, в словарной статье «Счастье» говорится о том, в чем заключается счастье, кто счастлив, от чего оно зависит и когда начинается. Из статьи «Одежда» можно узнать, что одежда является отличительным признаком нравственных качеств человека и познакомиться с том, каким образом она влияет на его внутреннее состояние и т.д.
Отличительным признаком «Толкового педагогического словаря» является его ориентация на традиционные российские ценности, использование духовного богатства святоотеческих творений.
При написании работы были тщательно проработаны сохранившиеся до наших дней произведения старцев Глинской пустыни. Труды Глинских подвижников были выбраны неслучайно: на протяжении веков обитель служила оплотом вековых традиций нравственности, примером проявления любви к людям и Отечеству. За время своего существования этот монастырь стал одним из наиболее значительных духовных центров России. Благодаря своей подвижнической деятельности, духовному наследию Глинские старцы оказали огромное влияние на все слои русского общества. Так, сочинения Глинского подвижника Порфирия (Левашова) публиковались и были достаточно хорошо известны в дореволюционной России. Св. Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой духовной жизни». Поэтому нам представлялось необходимым сделать достижения глинской педагогической школы достоянием современной педагогической мысли, практическим руководством для работы школьного учителя, преподавателя колледжа, вуза, студента, аспиранта, ученого.
Всё, что могло найти применение или отражение в педагогической деятельности, выписывалось из сочинений Глинских старцев, а затем систематизировалось в алфавитном порядке.
В основу «Толкового педагогического словаря» положена «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (куда вошло около 400 понятий), созданная выдающимся Глинским подвижником XX века схиархимандритом Иоанном (Масловым) и рекомендованная в 1999 году Федеральным экспертным советом Минобразования РФ для образовательных учреждений России в качестве пособия по духовно-нравственному воспитанию. За этот период «Симфония» прошла апробацию в самых различных типах образовательных учреждений Российской Федерации, была широко внедрена более чем в двадцати регионах (причем, как в городе, так и на селе) и показала свою высокую результативность.
По сравнению с «Симфонией», лексическая составляющая «Толкового педагогического словаря» значительно расширена как за счет использования других трудов отца Иоанна (Маслова) (см. список использованной литературы на с.750), так и за счет сочинений таких известных Глинских старцев, как иеромонах Порфирий (Левашов), схиархимандрит Илиодор (Голованицкий), схиархимандрит Серафим (Романцов), игумен Филарет (Данилевский), схиархимандрит Андроник (Лукаш) и другие.
II. Православное учение о спасении определяет цель жизни человека как достижение Богоуподобления, единение с Богом, постоянное совершенствование в добре. Эта цель стала целью и основанием всей системы православной педагогики, позволила заложить глубокую смысловую основу всех ее категорий и понятий.
Учение о спасении направляет педагога к его главной цели - способствовать возвращению человека (ребенка) из состояния неестественного в состояние естественное, обновленное. В соответствии с этой целью определяются все позиции православного воспитания, ее понятийный аппарат: он «задан», сформулирован, определен основными положениями учения о спасении. Каким образом это происходит?
Прежде всего, учение о спасении позволяет иерархизировать все понятия, выделить главные и второстепенные из них, понять, что от чего зависит, что чем определяется. Кроме того, положения учения о спасении дают возможность упорядочить все явления и факты православной педагогики и представить их в виде системы. Наконец, учение о спасении задает направленность содержанию понятий, служит онтологическим фундаментом в раскрытии как их внешнего, «назывного», так и внутреннего, духовного смысла, дает возможность глубоко проникнуть в их суть.
Можно выделить три основополагающих значения «Толкового педагогического словаря» в формировании, сохранении и укреплении основополагающих понятий православной педагогики.
1. «Словарь» дает возможность рассматривать все категории и понятия, относящиеся к воспитанию, обучению и образованию, в свете основных положений православного учения о спасении, придав им, тем самым, глубокое методологическое основание.
2. «Словарь» значительно расширяет и углубляет понятийный аппарат педагогики, обогащает ее профессиональный лексикон за счет слов, которые ею не использовались, были забыты или утрачены, значение которых полностью или частично искажено.
3. «Словарь» позволяет вернуть «чистый смысл» каждому педагогическому термину, глубоко, всесторонне и объективно раскрыть его содержание благодаря строгой иерархиеризации понятий (одно понятие связано с другим иерархически и как бы «вытекает» из него), своему широкому и, вместе с тем, богословски выверенному контексту.
Перейдем к рассмотрению структуры «Словаря» в целом с выделением основных разделов и кратко перечислим статьи каждого раздела.
БОГ
Этот раздел принципиально важен для православной педагогики. Святитель Тихон Задонский так пишет о необходимости знания о свойствах Божьих: «Когда услышите о Боге, познаете и себя, кто вы есть» (Симф., 64). Таким образом, «познание Божиих свойств соделывает просвещение в человеке…. ведет к его исправлению» (Симф., 98).
К этому разделу относятся такие статьи, как «Бог», «Боговедение», «Воля Божия», «Гнев Божий», «Дух Святой», «Заповеди Божии», «Имя Божие», «Искупитель», «Милосердие Божие», «Милость Божия», «Помощь» Божия», «Правда Божия», «Промысл Божий», «Свет Божественный», «Святая Троица», «Сила Божия» «Слово Божие», «Сын Божий», «Христос» и др.
При знакомстве с их содержанием раскрываются свойства Бога: Его премудрость, сила, милосердие, вездесущие, благость, долготерпение, всемогущество, совершенство, всеведение и другие.
«Любовь Божественная превосходит материнскую любовь», «Божественная любовь беспредельна» (статья «Любовь»). Очевидно, что отношение Бога к человеку лежат в основе отношения человека к Богу, о чем речь пойдет далее.
Здесь необходимо также отметить, что при знакомстве со статьями этого раздела для педагога совсем в ином – широком, «Божественном контексте» раскрывается смысл слова «воспитание». «Премудрость Божия осуществляет промысл Свой путем воспитания», - читаем в «Словаре» высказывание иеромонаха Порфирия (Левашова).
Отдельно можно выделить подраздел «Бог и человек», куда относятся статьи «Бог и человек», «Богомыслие», «Богопознание» и др.
Важно также, что в «Словарь» помещены статьи, раскрывающие исторические события, связанные с Боговоплощением.
Здесь же находим важнейшие понятия, служащие для человека нравственным ориентиром и определяющие его ценностный выбор на протяжении всей жизни: «Добро» и «Зло», «Рай» и «Ад», «Добродетель» и «Грех», «Смерть» и «Бессмертие», «Благо», «Вечность», «Долг», «Достоинство», «Жизнь», «Истина», «Красота», «Любовь», «Мудрость», «Подвиг», «Правда», «Радость», «Свобода», «Спасение», «Честь» и др.
Надо ли говорить, сколь важны эти понятия для воспитания человека, как необходимо знать их точный смысл каждому педагогу!
ЧЕЛОВЕК
В этот раздел входят статьи, характеризующие человека с самых различных сторон (статьи «Человек», «Грехопадение», «Дар, дарования», «Добродетели», «Духовное совершенство», «Духовность», «Душа», «Жизнь христианская», «Нравственность», «Самопознание», «Святость», «Смысл жизни», «Счастье», «Творение человека», «Тело», «Цель жизни» и др.). Из них можно узнать, что:
- «Человек – самая высокая и благородная часть творения» (Иеромонах Порфирий (Левашов); статья «Человек»), что он является «отражением слава Божией»;
- что его природа – духовно-телесная (статья «Человек»);
- что «человек создан добрым» (статья «Человек», ТЗ), а после грехопадения он представляет собой «смешение противоположностей добра и зла, является ареной борьбы между тем и другим» (статья «Человек»,ТЗ);
- что человек «должен быть хорошим» (статья «Человек», СХИМ, Письма);
- что смысл и цель его жизни – развитие всех своих духовных сил, духовное совершенство, Богоуподобление, святость.
Содержание статей этого раздела позволяет выделить как главнейшие его отношения с Богом (статьи «Взаимоотношения Бога и человека», «Благодарность», «Боговедение», «Богомыслие», «Богообщение», «Богопознание», «Богопочитание», «Богоуподобление», «Вера», «Духовность», «Единение с Богом», «Иго Христово», «Надежда», «Любовь», «Памятование о Боге», «Следование за Христом», «Страх Божий» и др.). От того, как складываются эти отношения, насколько человек способен разделить свою жизнь – каждый свой поступок, каждое мгновение своей жизни, слово, мысль, чувство, настроение - с Богом, зависит вся человеческая жизнь, самочувствие, настроение и характер человека, его счастье. «Счастье полностью зависит от добрых нравов», - читаем в «Толковом педагогическом словаре» (статья «Счастье», СХИМ, Письма).
Напротив, скорби и болезни, «без Промысла Божьего не бывают» (Симф.), «Без болезней погрязнем в суете» (СХИМ, Письма) (статья «Болезни»); «Скорби есть наказание за грехи», «Скорби… - это верное лекарство, которое останавливает в нас действия злых наклонностей», «Скорби могут руководить, как старцы», «Скорби ведут к совершенствованию», «Степень совершенства человека определяется тем, как он переносит испытания» (статья «Скорби»).
В «Словаре» находим конкретные указания, советы, «подсказки» не только о том, какими должны быть отношения человека к Богу («Жить духовно – значит, непременно иметь в совеем сердце благодать Святого Духа» (статья «Духовность»), но и о том, каким образом поддерживать их «высокий уровень».
«Необходимо поддерживать в себе жажду Боговедения»… Не удовлетворяться начальными познаниями в области веры, но довести их «до сердечного убеждения» (статья «Боговедение»);
«Беречься имя Божие упоминать всуе» (статья «Божба»);
«Любить Бога бескорыстно» (статья «Любовь») и др.
В основе отношения человека с другими людьми должно лежать уважение (статьи «Отношения с ближними», «Помощь ближнему», «Ближний», «Брак», «Власть. Властолюбие», «Вражда», «Дела добрые», «Друзья, дружба», «Единство», «Злоба», «Злонравие», «Злоречие», «Клевета», «Коварство», «Лесть», «Лукавство», «Любовь», «Ложь», «Месть», «Начальник», «Нравственность», «Ненависть», «Обида», «Одиночество», «Оскорбление», «Осуждение», «Отмщение», «Памятозлобие», «Примирение», «Проклятие», «Простосердечие», «Простота», «Прощение», «Раздражение», «Руководитель», «Самоволие», «Славолюбие», «Ссора», «Супруги», «Труд», «Уважение» и др.).
В «Словаре» находим: «Не жалеть для ближнего ничего; ко всем быть нелицеприятными, добрыми, искренними, не иметь ни к кому неприязни» (статья «Уважение»). Там же читаем: «Нужно быть всем людям не в тягость, а в радость… по силе приобретения добродетелей Бог облегчает нашу жизнь и направляет ее к тихому, благодатному пристанищу» (статья «Отношения с ближними»).
Нельзя не привести здесь, в этом высоком собрании, слова из «Толкового педагогического словаря», посвященные женщине: «как много тепла, ласки, любви Господь вложил в душу женщины, которая, благодаря этому, способна на великие дела любви и самопожертвования» (статья «Женщина»).
Отношение человека к себе («Возлюби ближнего, как самого себя») также раскрывается в содержании статей «Словаря» (статьи «Самопознание», «Самоконтроль», «Стыд», «Совесть» и др.).
«Стыдливость – благодетельное чувство. Оно приходит к человеку на помощь прежде, чем он начинает сознавать себя. Ослаблять это чувство – значит, разрушать ограждение самой природы. Стыдливость должна быть более развита в девицах», - читаем в «Словаре» (статья «Стыд»). И невольно думается: а не ослабляем ли мы это чувство в наших детях постоянно?
«Более всего надобно иметь чистую совесть», - пишет знаменитый Глинский игумен Филарет (Данилевский) (статья «Совесть»). А стала ли забота о чистоте совести нашей повседневной заботой?
Статью «Одежда» также можно отнести по смыслу к статьям, посвященным отношению человека к самому себе. Здесь, как буквально на любой странице «Словаря», встречаемся с глубоким, духовным осмыслением понятия. Читаем: «Одежда – отличительный признак нравственных качеств человека» (иеромонах Порфирий (Левашов). «В одежде можно видеть постепенный ход и развитие образованности, вкуса и самих страстей» (там же).
Заканчивая краткую характеристику этого раздела, следует отметить, что в «Толковом педагогическом словаре», основанном, как уже отмечалось, на православном учении о спасении и с возможной полнотой отражающем это учение, найдем всю многообразную палитру внешних и внутренних качеств человека, всех его состояний и свойств – от самых высоких, «небесных»: «Святость», «Благочестие», «Верность», «Самоотвержение», «Простосердечие», «Целомудрие», «Чистота» и др., - до «глубин адовых»: «Гордость», «Беспечность», «Злонравие», «Леность», «Немилосердие», «Самонадеянность» и т.д.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что «Толковый педагогический словарь» не только растолковывает понятия, связанные с духовно-нравственной сферой личности, но и – и в этом его педагогическое значение – представляет «пошаговую методику» приобретения добродетелей и искоренения страстей, основанную на учении святых отцов Церкви, знакомит со средствами духовно-нравственного возрастания. То есть «Словарь» дает то, что, как воздух, необходимо современному педагогу. Кроме того, в «Словаре» дается множество примеров святой, благочестивой, Богоугодной жизни, так необходимых для воспитательной практики учителя: статьи «Святые», «Апостолы», «Праведный Иосиф», «Праведники» и др.
Не останавливаясь подробно на других разделах «Словаря», чтобы не утомить слушателя, ограничусь лишь их перечислением.
МИР. ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ. («Природа», «Земля», «Небо», «Солнце» и др.)
ГОСУДАРСТВО. ОБЩЕСТВО. НАРОД. (Его обычаи, традиции: («Жизнь Церковная в Древней Руси», «Православие», «Масленица», «Характер русский», «Родина» и др.).
ЦЕРКОВЬ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ («Таинства», «Литургия», «Праздник», «Пастырь», «Руководство», «Старец», «Устав церковный», «Обеты» и др.).
СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ («Муж», «Жена», «Дети», «Родители» и др.).
МЕХАНИЗМЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ («Пример», «Внимание», «Самоконтроль», «Правило», «Разговор», «Чтение», «Размышление», «Беседа», «Наставление», «Послушание», «Похвала», «Совет», «Чтение» и др.).
Таким образом, заканчивая краткий обзор содержания «Толкового педагогического словаря», следует отметить, что в нем мы найдем более глубокое, точное, освященное традицией толкование и слов духовно-нравственной сферы, и сугубо педагогических терминов («Воспитание», «Образование», «Нравственность», «Духовность», «Идеал», «Патриотизм», «Педагог», «Пример», «Просвещение», «Разум», «Родители», «Семья», «Совершенствование», «Супруги», «Учение» и др.). Обращение к этому изданию позволяет понять, как, каким образом, с помощью каких средств, методов, механизмов педагог сможет помочь растущему человеку обрести себя, определить цель и смысл жизни, достичь счастья и радости.
Всё это позволяет говорить об уникальности «Словаря» и выразить надежду на то, что работа над его пополнением, совершенствованием будет продолжена.
III. В «Толковом педагогическом словаре» представлено более пятисот понятий, необходимых педагогу в разных направлениях деятельности: для использования на уроках литературы, русского языка, истории, других предметах гуманитарного и естественно-научного цикла, а также для организации воспитательного процесса, системы дополнительного образования. Безусловно, словарь, как уже отмечалось, будет востребован преподавателями и студентами профессиональной школы среднего и высшего звена, особенно при изучении курсов по истории религии, философии, культурологии. Особое значение имеет этот словарь для учащихся школ и студентов средних и высших профессиональных учебных заведений, которые могут использовать его при написании сочинений, курсовых и дипломных работ, а также в повседневной учебной деятельности.
В заключении приведем слова одного из мудрых Глинских старцев, иеромонаха Порфирия (Левашова). Они, как нельзя лучше, подчеркивают своевременность поднятой на сегодняшнем форуме темы совести, которая акцентирует внимание собравшихся на духовно-нравственных аспектах современного российского образования и служит объединению педагогов любого вероисповедения, любой национальности:
«Нет ни одного народа, в котором бы вовсе не просвечивало нравственное чувство. Взгляните на обитателя жаркого пояса, сравните его с эскимосом – они, по внешнему образованию и развитию организма, далеко не сходны. Но совесть того и другого говорит те же истины. И тот и другой знают свои обязанности, гнушаются неправдою, стыдятся гнусных поступков. И негр, и самоед, и европеец, и американец радуются после доброго дела. Искупитель мира преподал людям совершеннейший закон веры и нравственности». |