На главную страницу
 
Глинские чтения. 28 июля 2006 г.

Епископ Новогрудский и Лидский Гурий

СОВЕСТЬ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОЗРАСТАНИЯ
(по трудам схиархимандрита Иоанна (Маслова)

 

Как и чем приобретается Царствие Божие внутрь нас? По слову апостольскому, оно приобретается, во-первых, правдою или праведностью, которая состоит в исполнении заповедей Божиих и милостивом и сострадательном расположении к ближним; во-вторых, миром с ближними, миром от страстей, миром со своей совестью и миром с Богом чрез покаяние и смирение. Когда христианин понудится так себя устроить, тогда он получит благодатную помощьи при содействии Святого Духа среди самых скорбей будет радоваться…

Схиархимандрит Иоанн (Маслов),
Лекции по пастырскому богословию.

 

 

I. ВСТУПЛЕНИЕ. ЦЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ И СОВЕСТЬ. РОЛЬ СОВЕСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (ПРИМЕР ПРП. АМВРОСИЯ).

 

1. Свое выступление мне хотелось бы начать с цитаты из письма преподобного Амвросия Оптинского, одного из авторитетнейших русских старцев. Оно, как мне кажется, как нельзя лучше соответствует духу сегодняшнего собрания. Отец Амвросий пишет: «Береги совесть свою и очи; имей страх Божий; чаще помышляй о смерти и о Страшном суде, и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уже и совсем ослабеешь к добру». Эти слова подчеркивают актуальность поднятой на чтениях темы – темы совести.

2. Следует отметить и то, какую роль сыграла совесть в судьбе самого старца Амвросия. В его биографии читаем: «Ему [Гренкову] необходимо было определить дальнейший путь в жизни. Совесть как бы постоянно обличала его за неисполнение данного им обета, но он не находил еще в себе мужества твердо стать на путь монашества… Внутренний голос не давал ему покоя, и чем больше проходило времени, тем мучительней становились укоры совести; временами он продолжал развлекаться в кругу молодежи, но и в разгар веселья он чувствовал какое-то внутреннее неудовлетворение» (Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие). Это – свидетельство начала монашеского пути  отца Амвросия. А вот что узнаем о том, что именно способствовало его быстрому внутреннему росту. «Ежедневное внимательное испытание своей совести и чистосердечное откровение помыслов старцу ограждали его от всяких неожиданностей в жизни духовной, от подвигов «не по разуму». Все это вместе взятое способствовало его быстрому духовному возрастанию» (Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие).

3. Что же такое совесть? Какова ее роль в жизни человека, в деле его спасения? Что необходимо делать, чтобы она служила для человека верным компасом на протяжении всего его жизненного пути, чтобы каждую минуту он мог руководствоваться ее советами? Что может сделать педагог? К этим вопросам мы и обратимся сейчас, взяв за основу труды присно поминаемого схиархимандрита Иоанна (Маслова), чью память мы в эти дни – 15-летия его блаженной кончины - особенно почитаем. В своих трудах отец Иоанн неизменно опирался за творения святых отцов: святителей Тихона Задонского, Феофана Затворника, Дмитрия Ростовского, преподобного Иоанна Кронштадтского, уже упоминаемого здесь Амвросия Оптинского и многих-многих других.

4. Цель жизни человека на земле, пишет отец Иоанна, состоит в том, чтобы человек, постепенно развивая свои духовные способности, заложенные Творцом, мог соединиться с Богом в вечности. Для этого от него требуется сохранять свою душу и тело от греховных влечений. Поэтому желающий достичь спасения должен не только бороться с грехом, но и не соглашаться даже с порочными мыслями и пожеланиями, которые бы нарушали спокойствие его совести (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении). Задача, как видим, очень не простая, поэтому  разберем подробнее, что же такое СОВЕСТЬ.

 

II. ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ.

 

5. «Совесть, читаем у отца Иоанна в книге «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», есть внутренний мздовоздаятель за все дела и поступки человека. Своим происхождением она обязана не какому-либо тварному существу, но Самому Богу и является Его голосом, вопиющим внутри человека и удерживающим его от греховных действий. Она оценивает слова, дела и мысли человека, проникая во все сокровенные движения человеческого духа, имеет право или награждать за добро, или наказывать за зло» (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении). Этот страж Божий никогда не ослабляет своего контроля над человеком и всячески стремится дать надлежащее направление его нравственной деятельности. В этом отношении совесть, по учению святых отцов, подобна слову Божию, которое содержит в себе непреложную истину и дает правильное направление всем, хотящим жить праведно, то есть правильно. По мысли святителя Тихона, совесть бывает непогрешимой в своих определениях и наставлениях. Она, как  и слово Божие, запрещает и считает недопустимыми для человека нарушения нравственных норм и даже угрожает за них судом и наказанием.

6. Под действием греха совесть в некоторой степени (большей или меньшей) в людях усыпляется. Иногда она ослабевает даже «в обличительном своем действии». Тем не менее, она мучает грешника, «где бы (он) ни был, что бы ни делал, везде над ним гремит и устрашает». Поэтому святые отцы называют совесть «казнью внутрь себе». Это вразумительное действие совести, заложенное Творцом в душу человека, подчас бывает таким сильным, что оно, «как червь, неусыпно душу грешника мучит» (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

7. На зимних Глинских чтениях в январе 2006 года много говорилось о трех состояниях человека: каким оно было до грехопадения, после грехопадения и по искуплении (об этом достаточно подробно говорится в монографии Николая Васильевича Маслова «Основы русской педагогики», где учение о спасении преподано в педагогическом аспекте). В частности, отмечалось, что «…первородный грех внес в существо человека полную дисгармонию» (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении). Сказался первородной грех и на состоянии совести, он, как пишет отец Иоанна, «затмил» ее. «Если до грехопадения она была в человеке непогрешимой, голосом Божиим, верным свидетелем, то теперь совесть изменилась в худшую сторону. Она стала подобной закопченному зеркалу и не отражает в себе истины. «Человек (уже) в ней не усматривает пороков.., и так весь замаран, как эфиоп, ходит и от греха в грех... падает... Не видит скверны и мерзости своея». …совесть стала злой и усыпленной» (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

8. Вместе с тем, на протяжении веков совесть была для человека единственным верным компасом на его жизненном пути. Законом для лучшей части человечества в лице патриархов, пророков и других праведников, которым Господь открывал Свою волю, служила совесть, вложенная Богом еще при сотворении человека. Она «не иное что, как закон естественный или природный. Чего бо научает закон Божий, того научает и совесть», - пишет отец Иоанн (Маслов), цитируя святителя Тихона Задонского. Поступая по совести и устрояя свою жизнь согласно ее требованиям, праведники отрезвляюще действовали на окружающие массы народа и тем самым привлекали особое благоволение Божие. [Так, например, для служения в скинии Господь поставляет достойных по жизни лиц — Аарона и его сыновей, которым Он поручил управлять и воспитывать народ в Своем законе].

 

III. ДЕЙСТВИЯ СОВЕСТИ. ИЗМЕНЕНИЯ СОВЕСТИ.

 

9. Таким образом, совесть является равноценной закону Божию, который указывает, как должен жить человек, чтобы достичь единения с Богом. Нарушая закон, человек лишается милости Божией и ввергает свою душу в мучительное состояние.

Подобным образом и совесть как нравственная сила нашего духа возвещает нам внутренний нравственный закон, судит о сообразности или несообразности наших поступков закону Божию и в соответствии с этим награждает или осуждает. «Не слушает кто совесть, — пишет святитель Тихон Задонский, — не слушает и закона Божия и Самого Бога... Раздражает совесть, раздражает и Самого Бога. И таковые христиане, которые против совести грешат, истинно Бога не почитают, но суть лицемеры: Бога бо без чистой совести почитать невозможно» (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

Следует отметить и то, что совесть в своей истине и чистоте всегда пребывает неизменной и подкупить ее какими бы то ни было средствами со стороны грешника совершенно невозможно. Она всегда стоит на страже Божественного закона и тех, которые нарушают его, жестоко карает. И если закон внешний, богооткровенный, и закон внутренний — совесть - за исполнение норм христианской жизни обещают вечное блаженство, то за злые дела они угрожают вечным мучением, то есть оба этих закона будут свидетельствовать в вечности или в наше оправдание, или в осуждение (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

10. Иногда в жизни христианина бывает упорная внутренняя борьба, когда все силы души склоняются ко греху. В этот критический момент одна совесть остается верной своему долгу и стремится удержать человека от падения. От чистой совести не могут укрыться в душе христианина не только тяжелые пороки, но даже и самые маловажные. Она всячески старается довести до его сознания пагубность греховных увлечений и тем самым способствует человеку удаляться и противиться им, помогает увидеть в душе пагубное влияние тлетворных страстей, которые могли бы окончательно расстроить душу. Отрезвив человека и раскрыв пред ним ничтожество плотских услаждений, совесть тем самым водворяет в его душе вожделенное и ничем не заменимое внутреннее успокоение, которое делает человека уже здесь, на земле, благодатным и одухотворенным (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

Однако совесть, помогая человеку в его спасении, в то же время не прекращает своего спасительного воздействия на душу человека и тогда, когда он бывает свободным от внутренних и внешних искушений. Она постоянно стоит на страже сердца человека и влечет его посредством убеждения к истинному покаянию и сокрушению о содеянных ранее грехах; этим самым она стремится удержать человека от новых греховных поползновений (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

 

IV. РАЗЛИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ СОВЕСТИ. ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ.

 

11. По учению святых отцов, существуют различные состояния совести: совесть чистая и совесть усыпленная. Рассмотрим оба из них.

Человек, имеющий чистую совесть, легко переносит всевозможные искушения и неприятности. Более того, находясь в бедственном положении или телесной болезни, он не унывает и не падает духом. Ведь человек создан Богом не для мучения, а для блаженства (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

Душа, имеющая непомраченную совесть, ищет для себя упокоения в Боге как в своем Первообразе. И если тело находит для себя удовлетворение в материальных благах или видимой природе, то для непорочной души имеется иная пища, духовная и возвышенная, питающая и укрепляющая ее силы. Душа с чистой совестью становится истинной дщерью Отца Небесного и храмом Святого Духа, Которым она все более и более просвещается, одухотворяется и бывает подобной чистейшему хрустальному сосуду. Совесть в такой душе никогда не возмущается, но всегда бывает спокойной и умиротворенной (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

Однако и в таком благополучном состоянии совесть не оставляет человека без своего попечения, стараясь всячески укрепить в нем веру и надежду, потому что эти добродетели не иначе могут пребывать, как только в душе человека, имеющего чистую совесть (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

12. Необходимо особо сказать о неразрывной связи совести и добродетелей.

Цитируя святителя Тихона Задонского, отец Иоанн (Маслов) пишет: «Вера в чистой совести любит почивать и без совести чистой быть не может». Он приводит также слова Апостола «Имущим таинство веры в чистой совести», подчеркивая, что усыпленная совесть свидетельствует и об отсутствии истинной веры (Лекции по пастырскому богословию).

«При добродетельной самоотверженной жизни и чистоте совести в душе христианина появляется твердая надежда и дерзновение к Богу, а надежда в свою очередь ободряет дух среди самых трудных обстоятельств, возбуждает ревность на пути ко спасению» (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

То же можно сказать и о других добродетелях.

 

V. УСЫПЛЕННАЯ СОВЕСТЬ. СВОЙСТВА СОВЕСТИ, РАЗДРАЖЕННОЙ ГРЕХОМ. СОСТОЯНИЕ ДУШЕВНОЙ СЛЕПОТЫ. СОВЕСТЬ И БОЛЕЗНИ. ЧТО ПОВРЕЖДАЕТ СОВЕСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

 

13. Если человек, будучи невнимателен к своей духовной жизни, допускает греховные проступки и не осознает своего бедственного состояния, не заботится о возвращении на путь богоугодной жизни, то совесть в нем начинает усыплять свою бдительность. Эту усыпленную совесть, как уже отмечалось, святые отцы сравнивают с грязным зеркалом, в котором отражение предметов получается искаженным, а со временем и совсем делается неясным (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

В зеркале совести, оскверненной грехами, человек бывает неспособен увидеть свои пороки до тех пор, пока не отстанет от зла и не начнет шествовать спасительным путем, ведущим в жизнь вечную. Когда же утихнет шум страстей, тогда совесть возвышает свой голос с еще большей против прежнего силой. Эти мучения проснувшейся совести бывают так велики в человеке, что они терзают его душу, «как червь дерево, ...волны, убогую душу ударяют». «Где бы ни был грешник, везде мучитель сей неотлучно с ним есть, везде мучит и снедает его» (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении). Вот почему не помогает такому человеку не перемена места, не перемена обстоятельств его жизни. «Милосердный Господь да вразумит всех нас, – пишет в одном из своих писем отец Иоанн. - Варвара, живи поспокойнее там, где ты живешь. И старайся иметь мир с собою, со своей совестью и людьми. Ведь от этого зависит наше спасение» (Избранные письма и проповеди).

Преследующие постоянно человека муки совести по своей лютости бывают несравненно тяжелее не только телесных болезней, но даже всех бедствий, причиняемых извне. Под тяжестью этих внутренних мучений человек весьма часто теряет духовное равновесие и таким образом приходит в страшное и мучительное отчаяние, а иногда даже оканчивает жизнь самоубийством (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

Ярким примером, свидетельствующим о таком губительном состоянии человека, является участь Иуды, совершившего страшное преступление против своей совести - предание Сына Божия на смерть. Он не вынес страшных угрызений совести и умертвил себя. Свойство совести, раздраженной грехом, таково, что она нагнетает в душу грешника мучительный страх или боязнь за соделанные преступления и удаляет его подобно Адама или Каина от лица Господня. В этот момент даже упование на милосердие Божие не оказывает эффективной помощи человеку. И если человек может убежать от гнева другого человека или от зверя, то от угрызения совести никто не может ни укрыться, ни убежать, она везде преследует человека (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

14. В состоянии душевной слепоты человек не только становится бессильным, неспособным бороться с грехом, но и более того - не может дать правильной оценки своим поступкам и действиям. Основную причину такого состояния человека святитель усматривает в том, что грешник полностью склонил свою волю на сторону чувственного начала и забыл о своем назначении, что в свою очередь повлекло за собой и искажение сердца, или чувствований человека. Сердце его покрылось греховным покрывалом, подобно мгле. По словам святителя Тихона, на которые ссылается схиархимандрит Иоанн, «сердце... растленное, лишившееся Божия присутствия, постоянно жаждет разнообразных суетных удовольствий. Совесть в таком человеке засыпает и уже не в состоянии напоминать ему о бессмертной душе и о тех истинных благах, для которых он создан. И чем более человек погрязает в страстях, тем более душа его удаляется от Источника жизни, лишается Его сладчайшего лицезрения и духовно умирает, ибо вне Бога нет жизни» (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

15. Как Отец человеколюбивый, Бог призывает грешника на покаяние различными способами: то через внутренний голос совести, то обещанием временных и вечных благ, то, напротив, напоминанием о смерти и вечных муках. Свободной же воле человека предоставляется выбор: или откликнуться на Божий призыв, или остаться глухим к нему и коснеть в бездне своих грехов. Если грешник по своей ожесточенности избирает все же последнее и остается нераскаянным, Господь употребляет еще один способ для его обращенияобличение от людей. Такое обличение святитель Тихон Задонский сравнивает с зеркалом, которое показывает все пороки на лице, какие бы они ни были. Подобным образом и обличительное слово бывает способно раскрыть душевные пороки в грешнике и заставить его загладить их покаянием. Через сильное обличительное слово удобнее возбуждается его спящая совесть, которая, в свою очередь, может привести человека в покаянное чувство, а затем и к истинному покаянию. Но если и это средство пренебрегается грешником и он продолжает вести беззаконную жизнь, тогда его, как ожесточенного и нераскаянного, постигает суд Божий (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении), о чем речь пойдет далее.

16. А теперь обратимся к примеру, характеризующему связь неочищенной совести и болезней. Его приводит отец Иоанн в книге, к которой мы уже сегодня обращались, - «Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие».

Один диакон, страдавший неизвестной болезнью, сопровождавшейся тоской и чувством страха, особенно при совершении Божественной Литургии, просил иеросхимонаха Амвросия помолиться о нем. Своим духовным взором старец провидел причину мучившей его болезни и написал в ответ: «Началом и первой причиной болезни вашей были детские грехи, которые, должно быть, вы не умели или стыдились исповедать вовремя, как должно, а это следовало вам сделать, особенно пред посвящением во диакона. Второй причиной — то, что, может, ...вы не всегда хранили свою совесть при совершении диаконского служения…так как от лица посвященного на это служение требуется особое хранение совести». Перечисляя причины болезни, старец в то же время не оставляет болящего в недоумении, но подает совет, как избавиться от нее. «В болезни вашей, думаю, — пишет он, — прежде всего нужно вам... с полной верой и с совершенной искренностью смиренно исповедовать все, тяготеющее совесть вашу, начиная с 6-ти лет и до сего дня» (Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие).

17. Что же особенно повреждает совесть человека? Ссылаясь на слова Апостола, отец Иоанна пишет: «нечестность, двоязычие, пристрастие к вину, корыстолюбие повреждают совесть человека, делают ее нечувствительной» (Лекции по пастырскому богословию).

 

VI. ДЕЙСТВИЯ СОВЕСТИ В ЧАС СМЕРТИ И ПОСЛЕ СМЕРТИ. СОВЕСТЬ НА СТРАШНОМ СУДЕ.

 

18. «…смерть является величайшей тайной, - пишет схиархимандрит Иоанна в статье «Тайны жизни и смерти». - Мы не должны этому удивляться, ибо после внимательного рассмотрения увидим, что человек представляет смешение противоположностей добра и зла, является ареной борьбы между тем и другим. С этим человек ложится в гроб и переходит в ту жизнь, где не только нет борьбы, но где нет и покаяния. За гробом вступает в силу суд Бога и совести. Там лишь развивается и растет то, что здесь посеяно» (Тайны жизни и смерти).

Для того, чтобы умирающий имел спокойную совесть, чистое сердце и непорочную душу, необходимо благовременное размышление о смертном часе и подготовка к нему в течение всей жизни, пишет отец Иоанн.

А говорит ли педагог об этом со своими воспитанниками в школе? А в институте? А ведь это – главные вопросы для человека. Для чего он живет? Для чего умирает? Выполнил ли он ту задачу, которая стояла перед ним в земной жизни?

Чтобы правильно построить такой разговор с учащимися, важно знать, каким образом влияет состояние совести на состояние человека в час его смерти и даже после смерти. Какова роль совести на Страшном Суде? Об этом также найдем материал у отца Иоанна.

19. Цитируя святителя Тихона, о.Иоанн указывает, что «плотскому человеку смерть люта». В последние минуты жизни его охватывает печаль и страх, содеянные грехи и беззакония терзают его совесть, ужас охватывает его душу, ибо злобные духи окружают его смертный одр. Мысленный взор грешника в эти страшные минуты невольно обращается к ожидающей его вечности, о которой он никогда не вспоминал. В этот момент открывается человеку истинный смысл жизни и его назначение на земле; он познает, что дела плоти явили его безответным пред лицом вечности (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

Уже говорилось о том, как  жестоко карает человека совесть за содеянные преступления здесь, на земле. Что же будет в вечности, где пред его лицом откроются не только явные согрешения, но и все тайные? И притом, перед всем миром — ангелами и людьми (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении)?

«И если во время земной жизни, пишет отец Иоанн, под действием злого духа многое скрывается от наших глаз и даже изглаждается из памяти, покрываясь как бы пеленою, то в книге жизни пишется все и ничто не исчезает бесследно, ничто не забыто и не скрыто пред очами всеведущего Судии. В страшный час Суда все оживет в нашей совести, прошедшее сделается настоящим и явным, перед нашим взором предстанет полная картина нашей жизни - внешней и внутренней. Воскреснут в нашей памяти заблуждения детства; греховные порывы юности; предстанут нашему взору пороки зрелости и старости со всеми их плодами. Не скроются от нас и праздные слова и даже тайные мысли нашего сердца: студные пожелания, нечистые помыслы, праздные мечтания - все обнаружится пред всевидящим оком Божиим. Кроме того, мы дадим отчет не только в том, что сделали доброго, но и в том, что могли и должны были сделать, но не сделали. Особенно будем мы наказаны за то, что не помогали нашим ближним в их горе и несчастье, не позаботились вовремя подсказать им и тем самым удержать их от греха. При жизни нам было даровано от Бога столько даров естественных и благодатных, но мы по своей беспечности не воспользовались ими, как должно, и остались бесплодными смоковницами. Все, что нам кажется теперь невинным и в чем мы не каялись, предстанет на Суде Христовом в наше обвинение.

Дадим мы ответ пред Богом и за грехи наших ближних, которых мы соблазнили. Нашему взору предстанут невинные души, соблазненные нашим плохим примером, советом или растленными нашими речами. Как спрашивал Творец Каина: «Где Авель, брат твой?», так же Он спросит и нас и повторит те же слова, которые были сказаны первому братоубийце: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне». Перед нами предстанут не только наши мнимые добродетели, но откроется их истинный источник. Господь раскроет их пред нашими глазами, как они есть, и мы увидим их оскверненными нечистыми побуждениями, честолюбием, своекорыстными целями. Именно эти грехи, содеянные нами против самих себя или наших ближних, будут терзать нашу совесть» (Избранные письма и проповеди).

20. Самым страшным и мучительным для человека будет тот момент, когда он услышит от Праведного Судии последний приговор, осуждающий его на вечное мучение. В этот момент душа человека вострепещет, подобно листу от ветра, и восплачет, но уже будет поздно. По определению Всевышнего, грешник отлучится от праведников и причислится к духам злобы, после чего наступит вторая смерть, смерть вечная, «пламень палящий, но не снедающий». Вот почему, как пишет отец Иоанн, опираясь на слова святого Тихона Задонского, для сохранения чистой совести лучше на земле все бедствия терпеть и даже, если это потребуется, умереть, нежели нарушить ее спокойствие (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

 

VII. СРЕДСТВА УСПОКОЕНИЯ СОВЕСТИ.

 

После такой страшной картины, нарисованной святыми отцами, уместно будет нам обратиться к средствам упокоения совести.

21. Самым лучшим средством, успокаивающим совесть и умилостивляющим Бога, по учению святых отцов, является истинное покаяние, которое примиряет человека с Богом и возвращает ему утраченное через грех блаженство (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

Как уже отмечалось, постоянная внимательная внутренняя жизнь при ежедневном испытании своей совести и чистосердечном откровении помыслов под мудрым руководством опытных старцев — Льва и Макария - быстро возвели преподобного Амвросия на высокую степень нравственного совершенства (Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие). Вместе с тем, «бывает, — учит преподобный Амвросий Оптинский, — что хотя грехи наши через покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец отец Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан; боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т. е. упреки совести» (Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие).

Обратимся здесь и к опыту русских монастырей, о которых не раз говорилось в этом собрании как об «училищах благочестия», образцах, из которых вышла русская школа. Так вот, согласно святоотеческому учению, все насельники монастыря должны как можно чаще очищать свою совесть посредством таинства Покаяния, что, в свою очередь, способствует духовному росту и нравственному перерождению души человека (Избранные письма и проповеди).

22. Благодатными средствами очищения совести являются также молитва и рассудительность, помогающие человеку правильно осознать свое назначение и указывающие ему путь, ведущий к источникам вечной радости. Эти добродетели не только помогают совести в борьбе с грехом, но они отрезвляющим образом действуют на все душевные силы человека, возбуждая в нем ревностное стремление к богоугодной жизни (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении). Истинной молитве, пишет отец Иоанн, способствует испытание своей совести (Там же).

Как пишет отец Иоанна, пост весьма успешно помогает человеку в деле угождения Богу и спасения души. Он делает человека умеренным, трезвым, молчаливым и целомудренным. Разум истинно постящегося, подчас незаметно для него самого, становится светлым, способным ясно судить о предметах духовных. Такой человек отчетливо слышит голос своей совести, который постоянно ограждает и удерживает его от нарушений закона Божия, управляет его поведением

23. Ссылаясь на мнение святителя Феофана Затворника, отец Иоанн (Маслов) указывает также на то, что для направления души к общению с Богом и приобретения чистоты совести и сердца, необходимо чтение духовной литературы, Слова Божия и святых отцов (Лекции по пастырскому богословию).

24. Процессу очищения совести, как уже нами отмечалось, способствуют добродетели, и вообще весь строй богоугодной христианской жизни. Здесь от человека требуется мобилизация всех его внутренних духовных сил. Только благодаря этому он сможет, при постоянной благодатной помощи свыше, достигнуть чистоты совести и соединиться с Источником жизни – Богом (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

О вере и надежде как главных добродетелях и об их отношении к совести мы уже говорили. А вот что можно сказать о взаимосвязи совести и любви. «От такой любви, которая, по словам апостола, есть «от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1, 5), - пишет схиархимандрит Иоанн, - и плоды бывают спасительные» (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении). То есть, как видим, и в любви без чистой совести не обойтись.

Для педагогов интересен будет пример Глинского старца Моисея, который «верил совести каждого и не на словах только, а на самом деле, и по вере его сбывалось. Для всех доверие настоятеля было лучшим поощрением и лучшей наградой». «Вообще, смотря снисходительно на немощи и не взыскивая за малости, доверяя на совесть, о. архимандрит не пропускал поступков, требовавших исправления, но сохранял их в памяти и, дождавшись удобного случая, за один раз высказывал все, что нужно, все припоминал за долгое время», - читаем в Лекциях по пастырскому богословию (Лекции по пастырскому богословию). [Об отце Моисее можно рассказать подробнее – см. монографию «Основы русской педагогики»].

Необходимо отметить, что много внимания на страницах своих книг (особенно «Лекций по пастырскому богословию») отец Иоанн уделяет внимания ПАСТЫРЮ КАК РУКОВОДИТЕЛЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СОВЕСТИ.

 

VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Подводя итог сказанному, можно сказать, что если человек не хочет своей жизнью оскорбить Бога и навести Его праведный гнев на свою душу, то он должен охранять свою совесть, оберегая ее от уязвления злыми делами и от нарушения «ее благоприятного мира» (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении).

В заключении нам хотелось бы привести слова отца Иоанна, написанные им в письме к одному из своих духовных чад и как бы обращенные сегодня ко всем нам: «В духовной жизни христианина первое место занимает любовь к Богу, второе — любовь к человеку. Обратимся к своей совести: чиста ли она перед нашими ближними, любим ли мы их, как самих себя, помогаем ли им в их нуждах, заботимся ли о их спасении? Трудно нам ответить на это утвердительно, мы желаем, чтобы нас любили, но сами так не поступаем».

И еще одно высказывание из статьи отца Иоанна.

«[Христианство] облагородило мир и направляет его к спасительному началу жизни во Христе. Бесподобный и вековечный евангельский образ: царство Божие, действуя в человечестве, проникает в него, как закваска в тесто. Все это поднимает дух, пробуждает совесть и направляет все силы человека на борьбу с греховным началом». В этом духе, духе любви, духе совести, необходимо действовать всем нам, собравшимся в этом зале.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения